Назад в библиотеку
Восемь принципов менеджмента качества
Автор: Global Quality Village
Перевод:О.А. Бережная
Аннотация
Global Quality Village. Восемь принципов менеджмента качества
Восемь принципов менеджмента качества
Качество управления становится все более важным для руководства и управления всеми организациями. Это
необходимо для определения качества управления предприятием. Весь персонал должен проняться философией качества.т.е.
понять и принять правила управления качеством.
Технический комитет ИСО работает над стандартами ISO 9000, в котором опубликован документ с подробным
изложением принципов менеджмента качества и применения руководящих принципов. (Эта статья основана на
указанном документе). Последняя версия (версия 2008 г.) ISO 9000, основанна на этих принципах.
Определение качества. Принципы управления:
"Принцип менеджмента качества является всеохватывающим и основным правилом(убеждения) для лидирующих
организаций, деятельность которых направленна на постоянное повышение производительности в будущем, при этом внимание должно быть сосредоточено
на клиентах с учетом потребностей всех других заинтересованных сторон".
- Принцип 1 - Ориентация на потребителя
- Принцип 2 - Лидерство руководителей
- Принцип 3 - Вовлечение работников
- Принцип 4 - Процессный подход
- Принцип 5 - Системный подход к менеджменту
- Принцип 6- Постоянное улучшение
- Принцип 7 - Принятие решений, основанных на фактах
- Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Теперь рассмотрим принципы более подробно.
Принцип 1 - ориентация на потребителя: "Организации
зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять
их требования и стремиться превзойти их ожидания".
Шаги в применении этого принципа ...
- определение процесса для достижения желаемого результата.
- выявление и измерение входов и выходов процесса.
- определение интерфейсов процесса с функциями организации.
- оценка возможных рисков, последствий и влияния процессов на потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон этого процесса.
- установление четких обязанностей, полномочий и ответственности за управление процессом.
- определение внутренних и внешних клиентов, поставщиков и других заинтересованных сторон в процессе.
- при разработке процессов, рассмотрение этапов процесса, деятельности, потребности в обучении, оборудовании и т.п.
Принцип 2 - лидерство руководителей: "Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им
следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью
вовлечены в достижение целей организации"
Шаги в применении этого принципа ...
- принятию во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, включая
- потребителей, владельцев, работников, поставщиков, финансирующие организации, местные сообщества и общество в целом;
- формированию четкого видения будущего организации;
- постановке смелых целей и задач;
- созданию и поддержанию общих ценностей, беспристрастности и определению этики поведения на всех уровнях организации;
- созданию атмосферы доверия и работы без страха;
- обеспечению работников необходимыми ресурсами, подготовкой и свободой действия в рамках ответственности;
- воодушевлению, поощрению и признанию вклада работников.
Принцип 3 - вовлечение работников: "Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает
возможность организации с выгодой использовать их способности."
Шаги в применении этого принципа ...
- пониманию работниками важности своего вклада и роли в организации;
- выявлению работниками факторов, мешающих их деятельности;
- принятию работниками на себя ответственности за решение проблем;
- оцениванию работниками своей деятельности в сравнении с личными целями и задачами;
- активному поиску работниками возможностей для повышения своей компетентности, знаний и опыта;
- свободной передаче работниками своих знаний и своего опыта;
- открытому обсуждению работниками проблем и вопросов.
Принцип 4 - процессный подход: "Желаемый результат
достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом"
Шаги в применении этого принципа ...
- систематическому определению действий, необходимых для получения желаемого результата;
- установлению четкой ответственности за менеджмент основных видов деятельности;
- анализу и измерению возможностей основных видов деятельности;
- определению взаимодействий основных видов деятельности в рамках подразделений организации и между ними;
- ориентации на такие факторы, как ресурсы, методы и материалы, способствующие улучшению основных видов деятельности организации;
- оцениванию рисков, последствий и влияний деятельности на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.
Принцип 5 - системный подход к менеджменту: "Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных
процессов как системы способствует результативности и
эффективности достижения организацией поставленных целей."
Шаги в применении этого принципа ...
- структурированию системы для достижения целей организации наиболее результативным и эффективным образом;
- пониманию взаимозависимости процессов в системе взаимозависимостей между процессами системы;
- структурированным подходам, ведущим к гармонизации и интеграции процессов;
- обеспечению лучшего понимания роли и ответственности функций и обязанностей, необходимых для достижения общих
целей и, следовательно, для снижения межфункциональных барьеров;
- пониманию возможностей организации и определению необходимых ресурсов до начала осуществления действий;
- установлению целей и определению порядка выполнения конкретных действий в рамках системы;
- постоянному улучшению системы путем измерения и оценивания.
Принцип 6 - постоянное улучшение:"Постоянное улучшение деятельности организации в
целом следует рассматривать как ее неизменную цель."
Шаги в применении этого принципа ...
- развертыванию по всей организации согласованного подхода к постоянному улучшению ее деятельности;
- обучению работников средствам и методам постоянного улучшения;
- превращению постоянного улучшения продукции, процессов и систем в задачу каждого работника организации;
- разработке целей для того, чтобы направлять и отслеживать улучшения;
- признанию и поощрению за улучшения.
Принцип 7 - принятие решений, основанных на фактах:"Результативные решения основываются на анализе данных и информации"."
Шаги в применении этого принципа ...
- обеспечению уверенности в достоверности и точности данных и информации;
- доступности данных тем, кто в них нуждается;
- анализу данных и информации с использованием апробированных методов;
- принятию решений и действий на основе фактического анализа, сбалансированного с учетом опыта и интуиции
Принцип 8 - принятие решений, основанных на фактах:"Организация и ее поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные
отношения повышают способность как тех, так и других создавать ценность."
Шаги в применении этого принципа ...
- установлению отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных достижений и долгосрочных планов;
- объединению знаний, опыта и ресурсов с партнерами;
- определению и выбору основных поставщиков;
- четкому и открытому обмену информацией;
- обмену информацией и планами на будущее;
- ведению совместно разработанной и улучшенной деятельности;
- воодушевлению, поощрению и признанию поставщиков за улучшения и достижения.