Назад в библиотеку

Методическое и информационное обеспечение системы поддержки принятия управленческих решений производственного предприятия

Автор: Здрестова-Захаренкова С. В.
Источник:Источник оригинальной статьи

Аннотация

Здрестова-Захаренкова С. В В работе обоснованы и сформулированы требования к системе поддержки принятия управленческих решений с целью эффективного управления технико-экономическими цепями производства продукции и услуг на основе анализа общих и специфических характеристик функционирования производственного предприятия и выделения особенностей его управления с точки зрения системного подхода Ключевые слова: хозяйствующий субъект, управленческие решения, системный подход, управленческий цикл

Формирование и развитие эффективной и рациональной системы управления того или иного хозяйствующего субъекта экономики, в том числе и производственного предприятия, происходит под влиянием множества разнообразных по значимости факторов. Это макро-, микроэкономические условия функционирования хозяйствующего субъекта экономики, уровень методологического, кадрового, финансового, информационного, организационного и других видов обеспечения, а также уровень подготовленности процесса разработки и принятия управленческих решений.

Система поддержки принятия управленческих решений (СППУР) с информационной точки зрения является основой системного управления любого хозяйствующего субъекта экономики. Для создания такой эффективной системы на любом предприятии необходимо иметь современные требования, предъявляемые к ней, что и стало целью нашего исследования.

В качестве методологической и методической основы нашего исследования были использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления предприятий, в частности проблемам управления затратами, экономико-математического моделирования, функционирования автоматизированных информационно-аналитических систем, СППУР и др. [1–18]. В ходе исследования применялись методы системного анализа, методы математического и имитационного моделирования, методы сравнительного и ситуационного анализа, а также методы прогнозирования.

Всякий хозяйствующий субъект экономики, в том числе производственное предприятие можно представить как сложную открытую социально-экономическую и социально-техническую систему, которая относится к определенному классу кибернетических систем.

Опираясь на концепцию теории систем, можно дать системную характеристику производственного предприятия, прежде всего, как управляемой и управляющей системы. Системный подход к реализации процесса стратегического и оперативного управления производственного предприятия представляется наиболее эффективным, т.к. обеспечивает согласованность краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных управленческих решений. Процесс определения и формирования системной характеристики производственного предприятия в свою очередь дает возможность выполнить анализ проблем, которые должны решаться с помощью применения эффективной и рациональной СППУР.

Опираясь на концепцию системного исследования, выделим и теоретически обоснуем только те основные элементы и связи системы управления производственного предприятия из множества реально существующих, которые влияют на формирование и развитие эффективной и рациональной системы управления. Система — это «... относительно обособленная совокупность определенным образом связанных предметов», выступающая как целое, в которое входят различные предметы оказывающиеся ее частями или это «... наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами» [1]. Управление необходимо рассматривать как систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие на процессы финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которое направлено на достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использования материальных, финансовых, информационных и других ресурсов. Субъект управления предприятия представляет собой управленческий аппарат, основной деятельностью которого являются процессы планирования, управления и контроля, выражающиеся в получении, переработке и передаче информации. Объектом управления является разнообразная деятельность предприятия, осуществляемая исполнительными органами (производственные подразделения, финансовые службы и т.д.).

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия образует непрерывный процесс вовлечения различного рода ресурсов в процесс производства продукции и оказания услуг с целью получения наилучшего результата [7, 13, 14]. При этом следует помнить, что финансовая деятельность предполагает выполнение предприятием таких функций, как инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование и т.д., а хозяйственная деятельность предприятия включает три основные стадии: снабжение, производство и сбыт. Ресурсы предприятия включают в себя: средства, возможности, ценности, запасы предприятия, источники доходов, обеспечивающие стабильность его работы и получения прибыли. К основным ресурсам любого хозяйствующего субъекта, в том числе и производственного предприятия, относятся материальные, финансовые, трудовые, информационные, организационные, интеллектуальные ресурсы.

Перечисленные выше ресурсы образуют материальные, финансовые, административные, информационные, организационные, коммуникационные и т.п. потоки, между элементами системы, требующей управления. При этом выход одного элемента системы является входом для другого. Все потоки проходят процесс преобразования внутри предприятия, связывая его внутренние элементы. Потоки, образующиеся в процессе деятельности связывают предприятие с внешней средой. Следует помнить, что информационно-коммуникационные потоки предприятия используются для эффективного и рационального управления всеми другими видами потоков. Это говорит о том, что формирование и развитие эффективной системы управления зависит от рациональной системы поддержки принятия управленческих решений.

Таким образом, любой хозяйствующий субъект, в том числе и производственное предприятие, является открытой, сложной, целенаправленной социально-экономической системой, имеющей определенную организацию, управленческая и экономическая деятельность которого направлена на достижение иерархически упорядоченной системы целей.

С точки зрения системного подхода цикл поддержки принятия управленческих решений совпадает с управленческим циклом, который соблюдается на каждом из трех уровней управления: стратегическом, оперативном, тактическом. Необходимо уделять немаловажное внимание характеристике цикла управления [3, 4, 8, 9, 16], который представляется рядом функций, являющихся важной частью системы управления предприятия. С информационной точки зрения всякое управление выражается в получении, анализе, обработке, переработке, хранении и передаче огромного объема информации. Следовательно, каждая функция управления имеет свой управленческий и технологический процесс обработки информации и свой способ воздействия на управляемый объект.

Управление производственным предприятием, как и любым другим, подразумевает наличие пяти циклически повторяющихся функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.

За последние годы резко возрос интерес российских компаний, как крупных, так и средних, не просто к системам автоматизации деятельности, затрагивающей отдельные аспекты, а к корпоративным информационным системам (КИС), нацеленным на полное изменение системы информационно-коммуникационного обеспечения предприятия. Это в значительной степени было вызвано ужесточением конкуренции между предприятиями на российском рынке, резким сокращением сфер деятельности, где возможно получение максимальных прибылей, что неизбежно ведет к необходимости повышения эффективности производства и управления. Наконец, все большая интеграция России в мировую экономику, вступление в международные организации, приводит к необходимости использования общеприменимых и известных стандартов управления [10, 12], что невозможно без создания КИС и СППУР. С информационной точки зрения стержнем системного управления является СППУР, как надстройка над оперативными КИС, используемыми любыми хозяйствующими субъектами экономики, в том числе производственными предприятиями.

Целью разработки и внедрения СППУР является максимальное обеспечение методической и информационной поддержкой руководства высшего звена управления и ведущих специалистов предприятия при принятии обоснованных решений по ключевым вопросам, соответствующим целевому портрету предприятия. В том числе, поддержка принятия управленческих решений по вопросам построения оптимальной производственной и инвестиционной программ предприятия (например, бюджетов, плановых заданий). Внедрение СППУР должно способствовать выработке таких управляющих воздействий, которые позволят получить в заданном периоде времени максимальное приращение капитала производственного предприятия, а также скорректировать действующую программу работы предприятия в случае существенного изменения внешних воздействий (например, уровня рыночных цен на продукцию предприятия, налоговых ставок и т.п.).

СППУР дает возможность пользователям проводить фактографический, статистический, прогнозный и т.п. анализ показателей работы предприятия. Это подразумевает использование на постоянной основе методов планирования, прогнозирования, мониторинга, координирования деятельности предприятия и его подразделений, а также сведений о состоянии занимаемых рынков и складывающихся условиях конкуренции. Таким образом, основная задача СППУР — формирование системы информационных, финансовых, материальных, административных, организационных, коммуникационных, математических и эвристических моделей управленческих и экономических процессов предприятия на основе получения, анализа, обработки, переработки, хранении и передачи огромного объема информации.

СППУР позволяют автоматизировать процессы бюджетирования, планирования, финансового анализа и управленческой отчетности, подчинив их стратегическим и тактическим задачам развития производственного предприятия.При всем многообразии попыток позиционировать различные автоматизированные системы этого класса, как показывает анализ рынка, их не много [5, 6].Так, в финансовом планировании используются в основном три вида программ [17]:

самостоятельные системы, основной функцией которых является подготовка бюджетов и управление ими, например, «Hyperion», «Adaytum», «Comshare», «Corporate Planning»;

комплексные решения, в которых бюджетирование является вспомогательной функцией или которые рассчитаны на подготовку только части бюджета компании (ERP-системы);

модули бюджетирования в составе корпоративных информационных систем («Oracle FinancialAnalyzer» (OFА), модуль бюджетирования в составе «SAP R/3»).

По методической базе, реализованной в системе бюджетирования, их можно разделить на две группы:

универсальные системы бюджетирования, позволяющие создавать бюджеты любой сложности, в таких системах представлены базовые информационные элементы, алгоритмы и механизмы, на основе которых, можно строить сложные корпоративные информационные структуры;

системы бюджетирования, реализующие определенную методику бюджетирования, например, «Инталев: Бюджетное управление».

У каждого из представленных подходов есть свои плюсы и минусы, например, системы реализующие определенную методику, позволяют провести быстрое внедрение системы бюджетирования на предприятии. Минусом таких систем является малая гибкость и подстройка под конкретную методику бюджетирования, которая может совершенно не подходить для предприятия, в отличие от универсальных систем, которые с большими затратами, но можно настроить под произвольную методику и модель бюджетирования любого предприятия. Немаловажное значение реализации имеет опыт компании-производителя корпоративной информационной системы или ее консалтингового партнера.

Применительно к производственным предприятиям системы бюджетирования, как правило, входят в виде модулей в КИС. Такое решение позволяет осуществить тесную взаимосвязь с другими модулями ERP-системы и корпоративными данными. В то же время можно отметить большое время внедрения системы и сильную зависимость, негибкость от других модулей. В частности, в такой системе невозможно реализовать другие модели для расчета экономических показателей (например, себестоимости), кроме базовой модели, заложенной в учетных модулях (например, отраслевой методики расчета себестоимости), т.к. изменение модели проходит по всей системе сразу и влияет на работу всех ее модулей.

Таким образом, до реализации и внедрения СППУР необходимо выявить и осмыслить основные проблемы формирования и развития эффективной и рациональной системы управления того или иного хозяйствующего субъекта экономики, в том числе производственного предприятия, снижающие эффективность его управления, такие как:

методологические — отсутствие комплексного представления бизнес-процессов предприятия, как совокупности технико-экономических цепей производства продукции (производство — экономика), построение учетной и плановой политики предприятия вокруг этих бизнес-процессов, и, как следствие, несогласованность и разбалансировка результатов аналитических и плановых расчетов;

информационные — отсутствие единых подходов к описанию производственной, экономической и управленческой информации, методам сбора, хранения, обработки и предоставления информации, недостаточное применение экономико-математических методов и моделей;

программные — несовершенство, разрозненность, дублирование, а в ряде случаев полное отсутствие программных средств для сбора, хранения, обработки и визуализации информационных данных предприятия;

организационные — неполное, недостаточное, некомпетентное распределение функций управления и компетенций в деятельности предприятия, а также частичное или полное отсутствие квалифицированных служб по администрированию, сопровождению и развитию функциональных областей.

Разработка информационной автоматизированной СППУР является, по нашему мнению, путем преодоления изложенных проблем, так как позволяет в рамках единой методологии автоматизировать все информационно-коммуникационные потоки предприятия. Решение данных задач позволит создать единое информационное пространство для системы того или иного хозяйствующего субъекта экономики, в том числе производственного предприятия, позволит моделировать различные варианты управленческих решений, формировать необходимую плановую и бюджетную документацию, проводить контроль и анализ результатов функционирования, формирования и развития эффективной и рациональной системы управления.

Литература

1. Аверин В.И., Кручинин И А. Основы системного анализа. Вып. 1–4: Методическое пособие. — Пермь, 1998–2000.

2. Андреев А.Ф., Дунаев В.Ф. Основы проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности. — М.: Недра, 1997.

3. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 800 с.

4. Ван Хорн Дж. К., Вахович Дж. М. мл. Основы финансового менеджмента. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2003.

5. Зарницин B.C., Силинг А.Л., Хомов К.Ю. Требования к информационной системе технико-экономического моделирования деятельности предприятия // Теоретические и прикладные аспекты информационных технологий. — Пермь, 2004. — С. 112–116.

6. Злотин Е. Российские производители систем автоматизации готовы конкурировать с западными // Газета. — 2002. № 3 // www.gazeta/ru/2002/03/20/evgenijzlotin.html 7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.

9. Колесник А.П. Компьютерные системы в управлении финансами. — М.: Финансы и статистика, 1994.

10. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. — М.: Финансы и статистика, 1993.

11. Марка Д.. Мак Гоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования: — М., 1993.

12. Норенков И.П. Информационные технологии проектирования и управления промышленными предприятиями // Информационные технологии. — 1998. — № 7. — С. 44–47.

13. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — Минск: Новое знание, 2000.

15. Системный анализ и структуры управления. — М.: Знание, 1975.

16. Скрипкин Г.К. Финансовая информатика: Учебное пособие. — М.: ТЕИС, 1997.

17. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. — М.: Финансы и статистика, 1997.

18. Чаусов В., Ашкинадзе А. Критерии оценки систем бюджетирования // Intersoft Lab. — 2002 // http://www.cfin.ru