Школа линейного менеджера.
Профессиональное обучение персонала
Автор: Адаменко Е.
Источник: http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=691
Профессиональное обучение
работников необходимо в каждой компании независимо от сферы ее деятельности и
формы собственности. Причем эффективное повышение квалификации сотрудников
невозможно обеспечить формально, вводя приказом «сверху» стандартные,
обязательные мероприятия. Определение потребностей в обучении, постоянное
точечное обучение работников, организация взаимодействия с эйчарами
и внутренними тренерами — обязанности каждого линейного менеджера.
Профессиональное обучение — это процесс целенаправленного
формирования у сотрудников специальных знаний, развитие требуемых навыков и
умений, которые позволяют повышать производительность труда, максимально
качественно выполнять функциональные обязанности, осваивать новые виды
деятельности. Выбираемые направления обучения персонала в первую очередь должны
соответствовать стратегическим и операционным целям компании. Программы
обучения нужно составлять на основе изучения качества персонала и с учетом
задач как перспективного развития компании в целом, так и отдельных структурных
ее подразделений.
Профессиональное
обучение персонала необходимо в различных ситуациях:
· при приеме на работу новых сотрудников («курс молодого
бойца»);
· при переводе работников на другие должности;
· при зачислении сотрудников в кадровый резерв;
· при внедрении в компании нового оборудования, новых
технологий;
· в целях повышения конкурентоспособности компании;
· для повышения производительности труда работников;
· для освоения сотрудниками новых направлений деятельности.
При
организации эффективного профессионального обучения персонала необходимо
последовательно реализовать ряд задач:
· выявить потребности в обучении;
· выбрать соответствующие методы;
· провести обучение;
· оценить его эффективность.
Выявление
потребностей в обучении
Очень важно
понять, какое именно обучение необходимо вашим сотрудникам в данный момент.
Чтобы определить потребности в обучении и грамотно его спланировать,
используются такие технологии, как анализ задач (tsk nlysis) и анализ исполнения (performnce
nlysis).
Проанализировать
задачи, стоящие перед сотрудником, необходимо для того, чтобы определить
требуемый уровень развития профессиональных компетенций и качества исполнения,
то есть понять, как «должно быть». При анализе задач изучаются профиль
должности, должностные инструкции и документы по планированию работы в
подразделении.
Анализ
исполнения помогает определить реальное состояние дел, в том числе выявить
недостатки, то есть понять, как «это происходит на самом деле». При анализе
деятельности могут быть использованы следующие методы: наблюдение, беседа с
сотрудником, профессиональное и психологическое тестирование, анкетирование; проведение фокус-групп;
оценка профессиональной деятельности или аттестация проведении
анализа исполнения необходимо получить ответы на такие вопросы:
· Сталкивается ли сотрудник с проблемами при выполнении своей
работы?
· Что свидетельствует о существовании проблем?
· С чем связано возникновение проблем, как сотрудник к ним
относится?
· Что должен сделать работник (группа сотрудников) для решения
проблем?
· Какие альтернативы решения проблем существуют?
· Насколько эффективны имеющиеся способы решения проблем,
можно ли их оптимизировать?
· Сможет ли работник это сделать?
· Поможет ли обучение сотрудника в решении проблемы?
Проведенные анализ задач и анализ исполнения позволяют увидеть разницу
между требующимся и существующим уровнями развития профессиональных
компетенций. Это
дает возможность «адресно» определить потребность в
обучении. Наиболее точно выявить потребность в обучении сотрудников
структурного подразделения может линейный менеджер этого подразделения. При
этом он обязательно должен тесно взаимодействовать с менеджером по персоналу,
который непосредственно организует обучение работников всей компании, оказывает
консультационную и методическую помощь линейным менеджерам.
Выбор методов обучения
После
определения потребностей в обучении необходимо четко сформулировать цели профессионального
обучения: чему конкретно мы хотим обучить своих сотрудников.
Далее необходимо выбрать наиболее эффективные методы профессионального
обучения. Рассмотрим самые распространенные из них.
Тренинг — групповая форма обучения (12–16
человек). Преимущественно направлен на отработку
навыков и освоение новых технологий работы. Продолжительность тренинга в
среднем — два-три дня. Основные методики, используемые при его проведении:
упражнения, ролевые игры, мини-лекции, работа в малых группах, мозговой штурм,
разбор кейсов (ситуационный анализ), обмен опытом и др.
Семинар — групповое обучение (участвуют до
100 человек). Преимущественно направлен на передачу
новых знаний. Продолжительность в среднем — от полдня до трех. Основные
методики, используемые при проведении семинаров: лекции и ответы на вопросы.
Наставничество
(коучинг) — индивидуальное обучение на рабочем месте (непосредственно
в процессе выполнения функциональных обязанностей). Продолжительность такого
обучения чаще всего совпадает с длительностью испытательного срока. Наставник
назначается из числа опытных и профессионально успешных сотрудников, им может
выступать и непосредственный руководитель. Важный нюанс: чтобы обеспечить
эффективность такой формы обучения, наставник должен быть хорошо подготовлен и
мотивирован.
Менторство — индивидуальная форма развития и обучения. Может
проводиться как на рабочем месте, так и вне его. Ментор как бы «покровительствует» подопечному, дает
своему «протеже» советы и оказывает практическую помощь. Значение понятия «менторство» шире, чем понятия «коучинг».
При коучинге концентрируются на развитии навыков или
компетенций, в то время как менторство связано с
передачей не только объективных знаний, но и индивидуальных методов деятельности,
субъективных взглядов, личного отношения к жизни (бизнесу). Непосредственный
руководитель не может выступать в качестве ментора, им может быть только
представитель высшего управленческого звена или внешний консультант.
Ротация — перемещение сотрудников с одного
рабочего места на другое в рамках одного структурного подразделения или в
рамках всей компании. Ротация позволяет решить одновременно несколько важных
задач:
·стимулировать деятельность работников, предоставив им
возможность горизонтального перемещения, содействующего росту профессионализма;
·обеспечить взаимозаменяемость сотрудников в отделе;
·повысить квалификацию работников.
Выбирая метод
профессионального обучения для ваших сотрудников, необходимо учитывать
поставленные цели и задачи, а также имеющиеся ресурсы.
Проведение обучения
После того
как выявлены потребности в обучении, сформулированы его цели и задачи,
определены методы, можно приступать к следующему этапу –собственно
организации и проведению обучения сотрудников. В зависимости от размеров
компании, наличия ресурсов и ограничений во времени обучение может проводиться
как внутренними силами компании (непосредственный руководитель, опытный
сотрудник, менеджер по персоналу, внутренний тренер и др.), так и с
привлечением внешних подрядчиков — тренинговых и
консалтинговых компаний или фрилансеров (независимых
тренеров и консультантов).
При
организации и проведении профессионального обучения очень важно
руководствоваться следующими основными принципами:
· Тема обучения должна иметь непосредственное отношение к
профессиональной деятельности участников, быть важной и актуальной для них.
· Сотрудникам необходимо принимать активное участие в учебном
процессе, а для этого они должны быть мотивированы к приобретению новых навыков
и знаний.
· Абсолютно новая для участников информация должна быть
«закреплена» за счет повторения, отработки в упражнениях, при подготовке и
проведении презентаций и т. д.
· Участникам необходимо постоянно предоставлять обратную
связь, например, включать в процесс обучения профессиональные соревнования,
подводить итоги, делать резюме на каждом отдельном этапе обучения и др.
Исследования
показали, что результативность обучения на 60% зависит от грамотно проведенной
подготовки (определение потребностей, четкая постановка цели, выбор актуальной
программы обучения, привлечение нужного тренера или консультанта); на 20% — от
профессионализма тренера и на 20% — от «включенности», мотивированности
и желания самих обучающихся. Обучение не может быть эффективным, если
сотрудники рассматривают его лишь как возможность отвлечься от работы,
увлекательно провести время (особенно если обучение проходит на выезде);
продемонстрировать свою осведомленность в заявленной теме; отсидеться в уголке
или, напротив, привлечь к себе внимание. При подобном отношении к обучению
человек не только сам не сможет воспользоваться новой информацией, усвоить
материал и отработать навыки, но и будет отвлекать коллег. Наличие в группе
таких «отдыхающих» может вызвать «цепную реакцию» отключения. В данном случае
вообще не приходится говорить об эффективности проведенного обучения и, тем
более, о совершенствовании знаний и умений (а, следовательно, и об
оправданности инвестиций). Поэтому очень важной задачей линейного менеджера и
менеджера по персоналу является формирование позитивного отношения сотрудников
к планирующемуся обучению, настрой их на продуктивную деятельность.
Оценка эффективности проведенного обучения
Заключительный
этап работы — оценка эффективности проведенного профессионального обучения и
анализ изменений в деятельности сотрудников. Для оценки можно воспользоваться
хорошо зарекомендовавшей себя на практике четырехуровневой моделью Д. Киркпатрика (Donld Kirkptrick).
1-й
уровень –
реакция участников на обучение. Оценивается, как правило, непосредственно после
обучения или на следующий день. Менеджер по персоналу раздает участникам анкеты
и просит изложить свое мнение о программе, тренере
и об организации учебного процесса в целом. Полученная информация обобщается и
анализируется.
2-й
уровень – усвоение
информации. Неполное усвоение полученной информации – явление физиологическое.
Если совершенно новые для человека сведения не включаются в его повседневную
жизнь, то к концу первой недели утрачивается до 40% информации. Соответственно,
через неделю имеет смысл «замерять» уровень того, насколько новые знания
усвоились, закрепились в памяти участников обучения. Для этого можно
использовать либо интервью с ними, либо подготовленные заблаговременно тесты/опросники.
3-й
уровень –
изменение поведения. На этом уровне важно определить, насколько новые знания, а
также приобретенные навыки и умения закрепились в реальной профессиональной
деятельности участников. Поскольку период доведения навыка до автоматизма
составляет 21 день, проводить оценку на этом уровне лучше через месяц после
прохождения обучения. В качестве инструмента чаще всего используется
наблюдение.
4-й
уровень – влияние
на бизнес-результаты. Замерять конкретные результаты
проведенного обучения целесообразно через три-шесть месяцев. Именно такой период
необходим человеку для того, чтобы осознать изменения и «переварить» новые
знания, окончательно закрепить новые способы поведения в профессиональной
деятельности. При оценке и анализе бизнес-результатов
используются количественные и качественные показатели работы отдельного
сотрудника или структурного подразделения. Производят такой анализ совместно
линейный менеджер и менеджер по персоналу.