УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ (НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Керимов Фарид Талыб оглы, аспирант
В статье раскрывается понятие управления инновационными
процессами. Рассматривается опыт Азербайджанской Республики по
внедрению инноваций в экономику страны. При этом в качестве примера
иллюстрируется нормативные акты, направленные непосредственно на
развитие инновационных технологи, и на разработку методологии по их
внедрению.
Ключевые слова: инновация, управление
инновационными процессами, инновационная политика, инновационные зоны.
Источник: ссылка на источник
Известно, что изучение зарубежного опыта в той
или иной области всегда является плодотворным делом, тем более, когда
идет речь о такой важной отрасли для каждой страны – экономике.
Внедрение инноваций в разные секторы экономики позволяет странам
повысить, во-первых, конкурентоспособность своей экономики на мировом
рынке, во-вторых, сделать ее более безопасной. В этом аспекте
привлекательным выглядит пример Азербайджанской Республики, где
существует своя методология внедрения инноваций в разные секторы
экономики. Таким образом,на протяжении десяти лет страна успешно
справляется с процессом по внедрению инноваций, как в нефтяной сектор,
так и в иные секторы экономики.
Понятию сущности управления инновационными процессами исследователи
дают разные интерпретации. Так согласно мнению одних авторов сущность
управления инновационными процессами заключается в составлении
инновационных программ и проведении единой инновационной политики;
контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом,
материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ и
процессов; создании специальных подразделений и организаций,
занимающихся инновационной деятельности.
Главная цель управления инновационными процессами (ИП) – разработка и
производство новых видов продукции, организация взаимодействия
различных служб предприятия для сбалансированности всех сторон
обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области
технологии, организации, управления, подготовка соответствующих
специалистов и скорейший вывод на рынок новых товаров, услуг, новых
технологий.
После приобретения независимости Азербайджан, как и другие страны
постсоветского пространства, нуждалась в реформировании своей
экономики. Для обновления экономики страны президентом Азербайджана
были изданы несколько нормативных актов, непосредственно затрагивающие
вопросы инноваций. Таким образом, Указом №187 Президента
Азербайджанской Республики от 21 декабря 2009 г. дано поручение
Министерству экономического развития разработать проект
законодательства инновационной политики и представить Кабинету
Министров. Кроме того, Президент Азербайджана И. Алиев утвердил
программу по социально-экономическому развитию столицы и его поселков
на период до 2013 г. Вместе с тем, развитие регионов страны рассчитано
на долгосрочный период, где планируется создание инновационных зон.
Главная цель Азербайджана в проведение инновационной политики
заключается в том, что организации и учреждения, занимающиеся
производством инновационного продукта, и оказывающие соответствующие
услуги были обеспечены необходимыми технологиями. Основу инновационной
деятельности государства в частности составляет внедрение на практике
продуктов, полученные с использованием инновационных технологий, а
также организация мероприятий, позволяющие совершенствовать данную
отрасль.
Азербайджанская Республика сегодня активно изучает практику своих
соседей, прежде всего Турции, России, Казахстана и.т.д., особенности их
экономической политики у себя дома. В соответствии с изученным опытом и
основными принципами отечественного законодательства, и в целом
инновационной политики страны, были определены основы государственного
регулирования инновациями, наукоемкого производства и стимулирование
экономических и правовых основ определения конкурентоспособности, а так
же регулирование отношений между участниками экономической деятельности.
В результате проведения трудоемкой работы был подготовлен проект закона
об инновациях, где речь идет об объектах инновационной деятельности, о
принципах и основных целях осуществления инновационной политики страны,
о приоритетах его. Так же определены субъекты, принимающие участие в
инновационной деятельности, разработана стратегия углубления отношений
между этими субъектами. В проекте упомянутого закона в частности
уделяется внимание финансированию инновационной деятельности,
проведению периодических экспертиз о результатах инновационной
деятельности и его страхование от различных рисков.
Следует отметить, что разработкой стратегии по управлению
инновационными процессами в Азербайджане занимаются как на
государственном, так и частном уровне, в частности Академия Наук
Азербайджана, Министерство экономического развития и Министерство связи
и информационных технологий. В свете этого, нельзя без внимания
обходить тот фактор, что в докладе Всемирного экономического форума за
2010 – 2011 гг. по глобальной конкурентоспособности, сказано о том, что
Азербайджан в области инноваций занимает 61 – е место среди 139 стран
мира, то есть идет после России на втором месте по СНГ, при этом
опередив своих соседей на Кавказе и Центральной Азии.