Интеллектуальный капитал
Автор: ALI TALIP AKPINAR
Автор перевода: А.И. Сарканич
Источник: http://www.opf.slu.cz/vvr/akce/turecko/pdf/Akpinar.pdf
Автор: ALI TALIP AKPINAR
Автор перевода: А.И. Сарканич
Источник: http://www.opf.slu.cz/vvr/akce/turecko/pdf/Akpinar.pdf
Сарканіч А.И. Интеллектуальный капитал В новом тысячелетии большинство людей будут выполнять не физическую работу, а умственную. Это интеллектуальный капитал, Он не отражается на балансе предприятия, но имеет большую ценность для организации, чем материальные активы. Экономическое богатство - это в большей степени знания и информация, чем процесс производства. В то время как прошлом веке экономика зависела от использования земли, природных ресурсов, оборудования и финансового капитал для создания стоимости, современная информационная экономика будет зависит от применения знаний. Интеллектуальный капитал также был определен как разница между рыночной стоимостью фирмы и стоимостью материальных активов. Интеллектуальный капитал состоит из трёх компонентов: человеческий капитал, структурный капитал и клиентский капитала. Если менеджеры будут эффективно управлять знаниями, их организация будет способствовать совершенствованию интеллектуального капитала.
В новом тысячелетии большинство людей будут выполнять не физическую работу, а умственную. Это интеллектуальный капитал, Он не отражается на балансе предприятия, но имеет большую ценность для организации, чем материальные активы.
Экономическое богатство - это в большей степени знания и информация, чем процесс производства.
Институт экономики в Вашингтоне, округ Колумбия, в своем недавнем исследовании в области интеллектуального капитала, сделал вывод, что экономическое значение производительности труда нации зависит больше от знаний, навыков и деловых способностей сотрудников, чем от рыночной стоимости товарной продукции фирмы. Большинство экспертов сходятся во мнении.
В новом тысячелетия, интеллектуальный капитал будет основным ресурсом и движущей силой современной информационной экономики. В то время как раньше экономика зависела от использования земли, природных ресурсов, оборудования и капитала для создания стоимости, современная информационная экономика будет зависеть от применения знаний.
Знания являются очень важным источником для людей, фирм и стран. Конкурентные преимущества и финансовое благополучие фирмы будут зависит от того насколько эффективно реализуется процесс управления интеллектуальным капиталом.
Управление интеллектуальным капиталом включает в себя модели, стратегии, подходы и психологические методики, которые организация может использовать для повышения своей конкурентоспособности на рынке и своего развития.
Существует множество определений интеллектуального капитала: Интеллектуальный капитал также был определен как разница между рыночной стоимостью фирмы и стоимостью замещённых активов. Это те вещи, которые мы обычно не можем оценить, например, опыт, знания и организационные способности обучения фирмы. Рыночная стоимость равна балансовой стоимости плюс интеллектуальный капитал, балансовая стоимость обычно только часть богатства.
Интеллектуальный капитал включает в себя гораздо больше, чем патенты, авторские права и другие формы интеллектуальной собственности. Это сумма и синергия знаний компании, опыт, отношения, процессы, развития, инновации, присутствие на рынке и влияние общества.
Наиболее широко используемое определение интеллектуального капитала - «знания, которые имеют значение в организации». Его основными элементами являются человеческий капитал, структурный капитал и клиентский капитал. Это определение предполагает, что управление знаниями создает интеллектуальный капитал.
НИнтеллектуальный капитал состоит из трёх элементов: человеческий капитал, структурный капитал и клиентский капитал.
Человеческий капитал определяется как знания, навыки, опыт, интуиция и отношения персонала.
Интеллектуальный капитал может быть увеличен за счет увеличения индивидуальных способностей каждого работника. Человеческий капитал - это знания, умения и способности отдельных сотрудников, обеспечивающих обслуживание клиентов. Человеческого капитала - коллективные возможности фирмы, способствующие принятию лучших решений благодаря знаниям персонала. Это важно, поскольку человеческий капитал является источником инновационного и стратегического развития, будь то мозговой штурм в исследовательской лаборатории, мечтания в офисе, удаление старых файлов, проектирование новых процессов, улучшение личных качества работника и разработки новой линии в сфере продаж.
Индивидуальные компетенции имеют важное значение для организации. Это способность людей действовать в различных ситуациях. Она включает в себя способности, образование, опыт, ценности и социальные навыки. Люди являются единственно верным агентов в бизнес; все активы и структуры, будь то материальные физические продукты или нематериальные отношения являются результатом человеческой деятельности и в конечном счете, зависит от людей и их дальнейшего существования.
Люди создают знания, новых идеи и новые продукты, и они устанавливают отношения, которые регулируют все процессы. К сожалению, когда люди уходят, они забирают свои знания, в том числе внутренние, внешние, формальные, и неформальные отношения.
Интеллектуальный капитал (обязательства и компетентности работников) заключается в том, как каждый сотрудник думает и работает, и в том, как организация строит корпоративную политику и систему работы. Это проблема стала одной из важнейших по следующим причинам:
Получение образования и принятие участия в профессиональных тренингах дает сотрудникам возможность получать новые знание, делиться опытом с другими и развивать навыки командной работы. Организация сможет за счёт этого усовершенствовать свою корпоративную культуру, выявить потенциал работников. Система обучения - неотъемлемая составляющая каждой организации и мотивирующий фактор в развитии персонала. Обучение должно быть непрерывным, в таком случае, оно станет основой для профессиональной адаптации сотрудников и инноваций.
Он состоит из широкого спектра патентов, концепций, моделей, компьютерных и административных систем. Они создаются сотрудниками и, таким образом, в целом, принадлежат организации и используются ею. Иногда структурный капитал может быть накоплен из других источников. Решения разработать или вкладывать средства в такие активы могут быть приняты с некоторой степенью уверенности. Кроме того, неформальные организации, внутренние сети, «культура» или «дух», относятся к корпоративной структуре. Внутренняя структура и люди вместе составляют то, что мы обычно называем «организация».
Структурный капитал - это организационные возможности фирмы для удовлетворения требований рынка. Он включает в себя процесс поиска оптимальных решений, принятых сотрудниками и обеспечивает их интеллектуальную деятельность, а следовательно обеспечивает эффективность бизнеса. Человек может иметь высокий уровень интеллекта, но, если организация имеет слабое технологическое и компьютерное оснащения, которое отслеживают его действия, общий интеллектуальный капитал не раскрывает свой полного потенциал.
По словам Ван Бурена, структурный капитал состоит из инновационного капитала (возможность организации к инновациям и созданию новых продуктов и услуг) и процессов капитала (процессы организации, методы, системы и инструменты).
Структурный капитал состоит из стратегии организации, внутренних сетей, систем, баз данных и файлов, а также его законные авторские права на технологии, процессы, изобретения, товарные знаки, коммерческие тайны, торговые марки и лицензии. Структурный капитал улучшается, когда организация инвестирует в технологии и разработку технологических процессов.
Структурный капитал фирмы состоит из четырех элементов:
Существует более сильная связь между стратегией и культурой, чем принято считать. В начале, культура организации действует как мощный фильтр на восприятие бизнес - среды и, таким образом, вносит свой вклад в формирование бизнес - стратегий. Позже, когда конкретные стратегии приняты, они не могут быть успешно реализованы, если культура не формируют и не корректирует поведение организации.
Наибольшее препятствие для успеха реализации изменений в бизнесе - это несоответствие между стратегией, структурой организации и её культурой. При изменении бизнес – среды организации вынуждены применять новую стратегию и обновить структуру для более эффективной работы. А культура - это элемент, как правило, скрытый и часто игнорируется. Руководители обычно недостаточно понимают, как вмешаться и внести необходимые изменения в культуру. В результате, конкурентные преимущества, которые должна быть получены от новых стратегий и сопутствующих организационных изменений не будут реализованы, так как они не поддерживают устаревшую организационную культуру.
Организация с сильным структурным капиталом, поддерживающим культуру, позволяет людям пробовать реализовывать новые идеи. В случае неудачи позволяет учиться и попробовать еще раз. Культура, которая предусматривает чрезмерное наказание неудачи, будет иметь минимальный успех.
К клиентскому капиталу относятся отношения внутри организации, удовлетворенность клиентов и их лояльность к компании. Он включает в себя знания сотрудниками рынков сбыта, клиентов, отношения с поставщиками, отраслевыми ассоциациями и глубокое понимание государственной политики. К сожалению, менеджеры часто не понимают, что отношения с клиентами и поставщиками – это успешность компании. Понимание потребностей и желаний клиента – это путь бизнес – лидера, пренебрежение данных ценностей – путь последователей. Лояльность заказчика, удовлетворение требований поставщика, целевой маркетинг ведут к долговременным отношениям и удовлетворенности всех сторон.
Клиентский капитал состоит из отношений с клиентами, поставщиками, торговой марки и репутации. Некоторые из этих элементов могут считаться законной собственностью. Coca-Cola, например, является наиболее дорогим брендом в мире, стоимостью около 39 млрд. долл. США. Клиентский капитал может отображаться в письмах различного содержания от поставщиков, клиентов и государственных организаций, в телефонных звонках и перекрёстных продажах.
Клиентский капитал определяет жизненно важное значение внешних связей организации. Он состоит из следующих элементов:
Этими отношения можно управлять, они не нельзя их контролировать. Усовершенствование клиентского капитала включает развитие отношений и доверия с клиентами, поставщиками, поиск потенциальных партнёров.
В настоящее время дебаты на тему интеллектуального капитала посвящены изменению модели управления и организационных структур. Организации переходят от управления с делегированием полномочий, к расширению возможностей и коучингу. Благодаря этому, каждый сотрудник организации имеет возможность формировать интеллектуальный капитал наиболее эффективным образом. Роль руководства в этом процессе использовать и увеличить потенциал персонала.
Понятно, что менеджеры, которые хотят увеличить интеллектуальный капитал их компаний должны иметь возможность получения расширенной информации, поощрения инновационной деятельности и осуществления целостности человеческого, структурного и клиентского капиталов.
Задача менеджеров состоит в разработке трех основных компонентов интеллектуального корпоративного капитала. Через диалог происходит обмен знаниями, информацией, и лидеры должны овладеть искусством развитие диалога между членами своей команды.
Содействие созданию команд по получению новых знаний и инновациям, проведение семинаров, применение инновационных навыков в конкретных бизнес-задачах повышает скорость и качество развития интеллектуального капитала.
Общение с тренером определённого проекта и спонсорами может создать благоприятный климат для инноваций и разобраться в проблемах, связанных с инновационными процессами.
Оценка культуры интеллекта и инноваций поможет проверить результаты обучения. Очень важным является поощрение высоких результатов и мотивация к дальнейшему развитию.
Эффективное управление знаниями способствует постоянному развития интеллектуального капитала. Есть два уровня знаний: явные и скрытые.
Скрытые знания проявляются в результатах обучения и творчества. Явные знания могут быть кодифицированы на информацию и доступ и применяться систематически.
Скрытые знания принимают различные формы в каждом сегменте интеллектуального капитала фирмы. В человеческом капитале, это менталитет людей, ценности, и убеждения. В клиентском капитале - это индивидуальный и коллективный менталитет клиентов, которые формируют свое восприятие ценности предоставляемых продуктов или услуг. В структурном капитала - это коллективное мышление членов организации, которые формируют её культуру.
Использование и применение знаний является совместным процессом: между работниками внутри фирма, между различными фирмами. Бизнес не может быть успешным без эффективного сотрудничества.
Руководители, заинтересованные в развитии интеллектуального капитала своей организации должны следовать восьми правилам (по методике Томас Стюарта):
Интеллектуальный капитал - источник инновационного развития и предшественник роста финансового капитала.
Увеличение доли интеллектуального капитала - суммы нематериальных активов компании требуется организации, чтобы пересмотреть критерии качества работы. Рыночная стоимость равняется балансовой стоимости плюс интеллектуальный капитал. Реальная ценность организации ниже видимой поверхности интеллектуального капитала. В сбалансированной системе оценки эффективности объединяются четыре фактора для создания цикла, который приводит к увеличенной рыночной стоимости: человеческий капитал, структурный капитал, клиентский капитал и финансовые показатели. Поскольку инвестиции сделаны в человеческий капитал, именно знания и компетентность сотрудников формируют, развивают, улучшают структурный капитал, который в свою очередь инициирует эффективное развитие клиентского капитала, приводящего к высоким финансовым показателям.
В мире постоянно происходят преобразования, которые влияют на людей, организации, государство. Понятие интеллектуальный капитал появилось два десятилетия назад вследствие развития двух тенденций:
Интеллектуальный капитал имеет большее значения для организаций, чем физические активы. Исследования показали, что знания – это ценный ресурс. Успех организаций зависит от создания, распознания, получения, распространения, измерения знаний. Если организации уделяют большое внимание профессиональному обучению, они увеличат свои знания и интеллектуальный капитал. Образование предлагает продолжительный, бесконечный и всегда изменяющийся процесс. Это основа адаптации и инноваций. Экономическая ценность образования достаточно велика, так как именно благодаря образованию принимаются большинство бизнес - решений и транзакций.