Проблема нахождения новых подходов к мотивации студентов высших учебных заведений
Автор: А.А. Темненко, А.И. Момот
Автор: А.А. Темненко, А.И. Момот
В данной работе приведены результаты тестирования студентов пятого курса по направлениям подготовки: магистр и специалист. В результате обработки полученных анкетных данных сделаны выводы о возможной мотивации студентов.
В настоящее время большинство ВУЗов на территории Украины и за её приделами столкнулось с резким снижением заинтересованности студентов в обучении. Данная проблема не является неожиданной для системы образования, но с течением времени вопросы понижения успеваемости студентов, посещаемости занятий и участия в общественной жизни университетов, становится все более актуальной и требует повышенного внимания.
Рассмотрением вопроса мотивации студентов к обучению, её влияния на успеваемость и активность, заняты многие ученые Украины и всего мира. Лисовец Н. М. в статье «Профессиональная мотивация студентов как способ активации обучения», освещает вопрос мотивации студентов, путем заинтересованности их в будущей профессиональной деятельности, изучения предметов позволяющих саморазвиваться в этом направлении[1]. Иванова О.В. в статье «Формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов при обучении иностранному языку», предлагает повышение внутренней мотивации студентов к обучению, путем расширения самостоятельной работы студентов, по изучению новой информации, в виде диалоговых занятий и самостоятельных заданий. [2] Алексеевский В.С. в статье «Мотивация и самомотивация к обучению», анализирует различные подходы к мотивации и самомотивации в обучении, модели обучения, развитие в обучающемся самосознания и целенаправленности.[3]
Нахождение новых путей мотивации студентов к обучению.
В условиях ускоренного информационного развития нового поколения студентов, мотивация предложенная учеными несколькими годами ранее, может стать не актуальна в настоящее время.
Для подробного изучения потребностей и предпочтений студентов была предложена анкета. В состав анкеты входит 4 блока, такие как:
Анкетирование позволит воспроизвести реальную картину возможных способов мотивации студентов к обучению.
Цель данного опроса - составление общего представления о моральных ценностях, потребностях и жизненной позиции студентов.
Респондентами, были привлечены 40 учащихся пятого курса, по направлению магистр и специалист. Показательными являются следующие результаты опроса, содержащиеся во втором блоке анкеты.
На вопрос о цели получения диплома:
На вопрос - Что является стимулом для успешного обучения?
На вопрос - Считаете ли Вы целесообразным поощрения за успешное обучение в виде (расставьте по степени приоритетности):
По большинству голосов: Первое место – прибавка к стипендии; Второе и третье место – награждение грамотами; Четвертое место – фотографии на доске почета; Пятое место разделили – награждение знаками отличия и благодарственные письма семьям студентов.
В результате изучения ответов, на вопросы представленные выше, можно сделать следующие выводы: