Зрительная память в нашей жизни
Каждую минуту жизни на нас обрушается огромное количество информации. Поэтому иногда мы не в состоянии вспомнить даже простые вещи. Можем ли вспомнить, когда день рождения у знакомого человека, не открывая телефонный справочник или персональную страничку в интернете? Как много важных событий, сколько отличных идей не нашли своего воплощения в повседневной жизни.
Но оказывается такое положение вещей можно исправить. Человеческая память поддается тренировкам, в результате которых ее можно не только сохранить, но и улучшить.
Я увлекаюсь развитием зрительной памяти. Отличным поводом для этого является успешная сдача сессии в университете. Ведь порой задания требуют от студентов не только понимания дисциплины, но отличной способности запоминания. Особенно хорошо это проявляется в предметах, содержащих большое количество чертежей и формул. Кроме того, развитие памяти благоприятно сказывается на повседневной жизни. Я очень хорошо развил в себе способность запоминать маршрут движения. Это очень удобно, например, когда путешествуешь по незнакомому городу и незнакомой местности. В данной статье хотелось бы рассказать о возможностях развития зрительной памяти у каждого из нас.
Зрительная память – особая разновидность памяти, как правило, на зрительные впечатления, которая позволяет сохранять и воспроизводить живой образ предмета, воспринятого ранее, по своей детальности и наглядности практически не уступающий реально воспринимаемому образу. Такая память в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. На основании научных экспериментов установлено, что в обыденной жизни каждого человека используется всего десять процентов возможностей его мозга.
Во времена античности за способность человека запоминать информацию отвечала Мнемозина – богиня памяти, которую уважали на столько, что почитали как мать муз и покровительницу всех ремесел и наук. Именно в ее честь совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, называют мнемоникой (с греческого – искусство запоминания).
Восемьдесят процентов информации человек получает путем зрительного восприятия окружающего мира. Считается, что визуалов гораздо больше, чем других типов потому, что зрение принимает участие в любых действиях человека (если конечно не закрыть глаза). Зрительная система связана с затылочными долями головного мозга, однако виртуальное восприятие происходит при взаимодействии различных областей мозга. Так как во время запоминания появляется необходимость фиксировать множество компонентов: положение, форма, цвет и т.д. [1]
Всем очень знакомая фраза лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
многим людям может показаться
изрядно тривиальной, однако смысл ничуть от этого не изменится. Огромный объем запоминаний, которые кодируются в нашей голове, осуществляется с помощью зрительных образов. Во всем многообразии виртуальной картины окружающего нас мира, фиксирование услышанных слов значительно сложнее, в сравнении со зрительной картиной.
Наиболее качественный результат будущих воспоминаний, вызывают слова, которые имеют за собой зрительный облик, чем слова, не обладающие этим свойством. В результате чего удвоенное информационное кодирование производит внушительное воспоминание. Это связано с тем, что мы кодируем не только слово, а также зрительный образ, который ему соответствует. Сила зрительных образов может сохраняться в вашей памяти на протяжении многих лет.
Причина недостаточного развития зрительной памяти часто кроется в собственном неумении организовать восприятие зрительной информации. Многим из нас привычна хаотичность восприятия, которая не способствует развитию памяти зрительного типа, а в крайних случаях может привести к нарушению ориентирования в пространстве (появления боязни потеряться, страха перед движущимся транспортом и т.д.). Прививать упорядоченность в организации собственных зрительных ощущений необходимо с самых ранних лет; такой подход способен существенно улучшить зрительную память растущего человека. Нельзя не отметить важность развития зрительной памяти в деле профилактики гибели детей в дорожно–транспортных происшествиях.
У художников и дизайнеров зрительная память развита значительно лучше, чем у людей, чья деятельность не связана с изображениями. Почему? Один из самых эффективных методов развития зрительной памяти, – рассматривать картины и сознательно акцентировать внимание не только на общем образе, но и на отдельных фрагментах. Очень полезно рассматривать фотографии человеческих лиц. [2]
Это увеличивает скорость их запоминания в жизни. Начинать нужно с общего впечатления, а далее концентрировать внимание на деталях. Время на просмотр и запоминание должно быть не более 15 секунд. Чем больше память зацепит деталей – тем лучше. Если тренировать память регулярно, то со временем, количество деталей, а так же скорость и качество запоминания будут улучшаться.
Итак, зрительная память, как и другие виды памяти, имеет свойство улучшаться в процессе специальных тренировок. Процесс развития памяти происходит постепенно. В связи с этим ожидать мгновенных результатов не стоит. Однако то, что результаты будут очевидны – это, несомненно.
Рекомендуемые ссылки
игра – найти пару двух одинаковых картинок за как можно меньшее количество времени. Картинки открываются по клику. Если открыты две одинаковые – пара исчезает и на их месте появляются белые квадратики. Выполнять упражнение нужно как можно чаще, постоянно совершенствуя время прохождения.
игра очень похожа на предыдущую. Суть её в том, чтобы открыть все пары двух одинаковых цветов. Выполнять упражнение нужно как можно чаще, постоянно совершенствуя время прохождения.
Перечень ссылок
- Сайт журнала
Единственная
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edinstvennaya.ua/view/2164/ - Сайт журнала
Psi-Technology
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psi-technology.net/articles/razvitie-pamyati/kak-razvit-fotograficheskuyu-pamyat.php