ДонНТУ   Портал магистров

Зрительная память в нашей жизни

Каждую минуту жизни на нас обрушается огромное количество информации. Поэтому иногда мы не в состоянии вспомнить даже простые вещи. Можем ли вспомнить, когда день рождения у знакомого человека, не открывая телефонный справочник или персональную страничку в интернете? Как много важных событий, сколько отличных идей не нашли своего воплощения в повседневной жизни.

Но оказывается такое положение вещей можно исправить. Человеческая память поддается тренировкам, в результате которых ее можно не только сохранить, но и улучшить.

Я увлекаюсь развитием зрительной памяти. Отличным поводом для этого является успешная сдача сессии в университете. Ведь порой задания требуют от студентов не только понимания дисциплины, но отличной способности запоминания. Особенно хорошо это проявляется в предметах, содержащих большое количество чертежей и формул. Кроме того, развитие памяти благоприятно сказывается на повседневной жизни. Я очень хорошо развил в себе способность запоминать маршрут движения. Это очень удобно, например, когда путешествуешь по незнакомому городу и незнакомой местности. В данной статье хотелось бы рассказать о возможностях развития зрительной памяти у каждого из нас.

Зрительная память – особая разновидность памяти, как правило, на зрительные впечатления, которая позволяет сохранять и воспроизводить живой образ предмета, воспринятого ранее, по своей детальности и наглядности практически не уступающий реально воспринимаемому образу. Такая память в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. На основании научных экспериментов установлено, что в обыденной жизни каждого человека используется всего десять процентов возможностей его мозга.

Во времена античности за способность человека запоминать информацию отвечала Мнемозина – богиня памяти, которую уважали на столько, что почитали как мать муз и покровительницу всех ремесел и наук. Именно в ее честь совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, называют мнемоникой (с греческого – искусство запоминания).

Восемьдесят процентов информации человек получает путем зрительного восприятия окружающего мира. Считается, что визуалов гораздо больше, чем других типов потому, что зрение принимает участие в любых действиях человека (если конечно не закрыть глаза). Зрительная система связана с затылочными долями головного мозга, однако виртуальное восприятие происходит при взаимодействии различных областей мозга. Так как во время запоминания появляется необходимость фиксировать множество компонентов: положение, форма, цвет и т.д. [1]

http://lib.rus.ec/i/77/301777/p018_1.jpg

Рис. 1. Анализаторная система

Всем очень знакомая фраза лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать многим людям может показаться изрядно тривиальной, однако смысл ничуть от этого не изменится. Огромный объем запоминаний, которые кодируются в нашей голове, осуществляется с помощью зрительных образов. Во всем многообразии виртуальной картины окружающего нас мира, фиксирование услышанных слов значительно сложнее, в сравнении со зрительной картиной.

Наиболее качественный результат будущих воспоминаний, вызывают слова, которые имеют за собой зрительный облик, чем слова, не обладающие этим свойством. В результате чего удвоенное информационное кодирование производит внушительное воспоминание. Это связано с тем, что мы кодируем не только слово, а также зрительный образ, который ему соответствует. Сила зрительных образов может сохраняться в вашей памяти на протяжении многих лет.

Рис. 2. http://img.megaobzor.com/hardmind/news/Mem.jpg

Рис. 2. Зрительная память как компьютер

Причина недостаточного развития зрительной памяти часто кроется в собственном неумении организовать восприятие зрительной информации. Многим из нас привычна хаотичность восприятия, которая не способствует развитию памяти зрительного типа, а в крайних случаях может привести к нарушению ориентирования в пространстве (появления боязни потеряться, страха перед движущимся транспортом и т.д.). Прививать упорядоченность в организации собственных зрительных ощущений необходимо с самых ранних лет; такой подход способен существенно улучшить зрительную память растущего человека. Нельзя не отметить важность развития зрительной памяти в деле профилактики гибели детей в дорожно–транспортных происшествиях.

У художников и дизайнеров зрительная память развита значительно лучше, чем у людей, чья деятельность не связана с изображениями. Почему? Один из самых эффективных методов развития зрительной памяти, – рассматривать картины и сознательно акцентировать внимание не только на общем образе, но и на отдельных фрагментах. Очень полезно рассматривать фотографии человеческих лиц. [2]

Рис. 3. Подборка фотографий человеческих лиц

Рис. 3. Подборка фотографий человеческих лиц

Это увеличивает скорость их запоминания в жизни. Начинать нужно с общего впечатления, а далее концентрировать внимание на деталях. Время на просмотр и запоминание должно быть не более 15 секунд. Чем больше память зацепит деталей – тем лучше. Если тренировать память регулярно, то со временем, количество деталей, а так же скорость и качество запоминания будут улучшаться.

Итак, зрительная память, как и другие виды памяти, имеет свойство улучшаться в процессе специальных тренировок. Процесс развития памяти происходит постепенно. В связи с этим ожидать мгновенных результатов не стоит. Однако то, что результаты будут очевидны – это, несомненно.

Рекомендуемые ссылки

Игра 1

игра – найти пару двух одинаковых картинок за как можно меньшее количество времени. Картинки открываются по клику. Если открыты две одинаковые – пара исчезает и на их месте появляются белые квадратики. Выполнять упражнение нужно как можно чаще, постоянно совершенствуя время прохождения.

Игра 2

игра очень похожа на предыдущую. Суть её в том, чтобы открыть все пары двух одинаковых цветов. Выполнять упражнение нужно как можно чаще, постоянно совершенствуя время прохождения.

Перечень ссылок

  1. Сайт журнала Единственная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edinstvennaya.ua/view/2164/
  2. Сайт журнала Psi-Technology [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psi-technology.net/articles/razvitie-pamyati/kak-razvit-fotograficheskuyu-pamyat.php