Аннотация
Данилин А.B. Среда электронного взаимодействия для электронного правительства В статье рассмотрены основные этапы развития инициатив в области электронного правительства в России и типы проектов с функциональной точки зрения.
Описаны основы интеграция электронных услуг и межведомственное взаимодействие.
Автор анализирует архитектурную модель электронного правительства и Правительственный портал в контексте общей архитектуры.
В статье определены основные стандарты интеграции и web-службы, установлены базовые идеи применения XML.
Автором также рассмотрена "Среда Межведомственного Взаимодействия Правительства" (e-GIF) в Великобритании.
Введение
Анализ международной практики показывает, что список самых актуальных проблем реализации концепции электронного правительства достаточно обширен. Он включает такие вопросы, как:
- правительственные порталы;
- межведомственное взаимодействие информационных систем и стандарты данных;
- аутентификация пользователей и использование Инфраструктуры Публичных Ключей для защиты информации;
- партнерство с бизнесом и общественными организациями;
- вопросы обеспечения широкой доступности гражданам ИТ и информации;
- электронная демократия;
- обеспечение должного уровня компьютерной грамотности госслужащих;
- изменения в законодательстве.
По всей видимости, этот список может быть продолжен. В нашем анализе мы остановимся только на первых трех аспектах и, прежде всего, на проблеме интеграции государственных информационных систем и межведомственного взаимодействия на основе использования таких международных стандартов, как XML и web-службы.
В Москве насчитывается около 300 информационных систем, включенных в официальный регистр, поэтому проблемы интеграции информационных систем города соизмеримы с проблемами интеграции информационных систем любого европейского государства, и в этом плане международный опыт представляет большой интерес.
Основные темы:
- Эволюция в сторону интерактивных и транзакционных сервисов предоставления услуг государством.
- Актуальность задачи интеграции информационных систем и ресурсов.
- Инфраструктура интеграции информационных систем на основе стандартов интернета (web-сервисов и XML).
- Стандарты и электронное правительство.
Основные этапы развития инициатив в области электронного правительства и типы проектов с функциональной точки зрения
Следует сразу отметить важный факт, что, как правило, большинство государств рассматривают инициативы в области электронного правительства в контексте более широких государственных инициатив по реформированию деятельности органов власти.
Поэтому инициативы в области электронного правительства – это, по сути дела, инициативы в области правительственной и административной реформы.
Gartner Group дает следующее определение "электронного правительства":
Трансформирование внутренних и внешних отношений госорганизаций на основе использования возможностей интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах госуправления и совершенствования внутренних процессов.
В этом определении, по сути дела, присутствуют три элемента:
- услуги для клиентов правительства,
- вовлечение граждан в госуправление,
- внутренняя эффективность.
В 2001 г. компания Accenture опубликовала отчет "Электронное правительство: опыт и проблемы", где был проанализирован опыт двадцати двух стран, начавших создавать "электронное правительство". В этом отчете сформулированы пять отличительных признаков стран-лидеров в области электронного правительства , которые состоят в следующем:
- удачное сочетание замысла и способов реализации :
– правильный баланс между политической инициативой и простотой административных схем. Иными словами, все страны лидеры смогли вовремя сформировать концепцию развития и привести в действие административные механизмы, способствующие реализации государственных программ, перемещению центра внимания правительственных служб на потребности граждан и организаций и установление строгой отчетности за предоставление услуг;
– при этом были сформулированы измеримые цели, такие, например, как в Великобритании – "К 2008 г. все услуги государства должны быть доступны через электронные каналы". При этом раз в 6 месяцев публикуются отчеты с контролем достигнутых результатов. К примеру, на конец 2002 г. примерно 70% государственных услуг доступно через электронные каналы. В Нидерландах этот показатель на конец 2001 г. составлял около 86% для центрального правительства и 34% для государства в целом;
- ориентация на потребителя:
– обычно на первой стадии реализации программ электронного правительства страны-лидеры ограничивались публикацией основной информации;
– но далее страны-лидеры шли от публикации основной информации и работы в рамках существующих организационных схем к инновационным сервисам на основе намерений/потребностей пользователей;
- использование принципов управления взаимоотношениями с клиентами (CRM):
– государства обладают самыми крупнейшими в мире базами данных о клиентах (гражданах) и передовые страны начинают использовать эту информацию для систематизации данных о поведении и прогнозировании потребностей граждан;
- сочетание количества и комплексности услуг:
– лидеры не только расширяют сеть правительственных сайтов, но и занимаются поиском новых решений;
– хотя, например, США и Австралия уделяют больше внимания количеству услуг, чем изощренности методов их предоставления;
- сетевые порталы как единые центры доступа:
– создание порталов стало для многих стран первым ощутимым итогом реализации концепции электронного правительства;
– порталы рассматриваются как средство централизации и интеграции государственных услуг и ключ к преодолению межведомственных барьеров;
– мощное ускорение развитию сетевых услуг (Канада и др.);
– при этом лидеров отличает здоровая доля реализма: они не считают, что полное разрушение традиционных государственных структур является необходимым условием создания электронного правительства будущего.
В России и за рубежом государства реализовали или находятся на стадии реализации большого количества инициатив в области электронного правительства. Это разнообразие инициатив можно распределить по нескольким категориям – от более простых форм взаимодействия к более сложным:
Публикация (распространение) информации . Реализация приложений, которые делают доступной через интернет правительственную информацию в электронной форме. Уровень публикации информационных материалов предполагает отношения, роль в которых и государства, и адресата пассивна. Примером таких отношений может служить размещение в интернете баз данных по законодательству.
- Электронные формы (и интерактивное взаимодействие). Например, предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством. Или, например, поиск вакансий в госорганизациях на основе заданных пользователем критериев. На уровне интерактивного взаимодействия пользователь уже не выступает в прежней пассивной роли, так как имеет возможность обращаться в учреждения через сеть с конкретным запросом. Однако это не обязательно предполагает ответную реакцию.
- Транзакции. Это такие приложения, как подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п. Это может быть предоставление услуг, основанных на так называемом "богатом контенте", таких как дистанционное образование, консультирование, советы по состоянию здоровья и пр. Уровень реальных операций (транзакций) предполагает активное общение между государством и адресатом услуг. Примером может быть обращение за услугой с последующим электронным подтверждением заявки или полностью реализованная цепочка подачи налоговой декларации.
- Трансформирование. Это инициативы и приложения, которые предоставляют новые типы сервиса, ранее невозможные без использования ИТ. В качестве примера можно привести сервис, реализованный правительством Финляндии, в рамках которого обеспечивается автоматический сбор финансовой информации о гражданине (из банков и страховых компаний), на основе чего заполняется специальная форма о выплате налогов, которая уже в готовом виде предоставляется для ознакомления и подтверждения со стороны гражданина.
Итак, более интерактивные сервисы потенциально несут большую ценность, но и большую технологическую сложность, что иллюстрируется графиком (рис. 1).
Рисунок 1 – Базовая топология сервисов.
Следует отметить, что новое качество предоставления услуг достигается тогда, когда организации используют новые технологии для реорганизации всего процесса предоставления услуг, что иллюстрируется рис. 2. Потенциальный путь – от публикации информации через организацию интерактивного взаимодействия к электронным транзакциям, и через это – к интеграции государственных услуг и трансформированию работы правительства и ведомств, к реализации административной реформы.
Рисунок 2 – Электронные средства предоставления услуг и трансформирование правительства.
График (рис. 3) демонстрирует распределение инициатив в области электронного правительства по этим категориям на примере инициатив, которые реализуются 37 различными федеральными агентствами США в 2001 г. Видно, что даже в такой достаточно продвинутой в области использования ИТ в госорганах стране как США, большинство сервисов – это сервисы публикаций. Но в то же время уже реализовано определенное число проектов, которые предполагают выполнение реальных операций целиком на основе использования электронных каналов предоставления услуг.
Рисунок 3 – Распределение инициатив в области электронного правительства по типам (США) .
Интеграция услуг и межведомственное взаимодействие
Можно быть уверенными, что помимо словосочетания "электронное правительство", чаще всего на конференциях звучат слова "интеграция информационных систем и межведомственное взаимодействие". При этом Россия не уникальна в этой проблеме. Например, анализ бизнес-процессов Федерального Правительства США показывает, что государство (федеральное правительство) отвечает за выполнение 28 ключевых процессов, при этом в среднем один процесс выполняют 19 агентств. Без сомнения, аналогичные результаты можно получить на уровне Правительств России и Москвы.
Поэтому в дальнейшем существенная часть данного документа посвящена вопросам интеграции государственных информационных систем на основе международных стандартов и создания соответствующей инфраструктуры.
Архитектурная модель электронного правительства и Правительственный портал в контексте общей архитектуры
Архитектурная модель электронного правительства на примере Великобритании показывает, как отдельные правительственные министерства и ведомства с их частными инициативами по использованию информационных технологий для предоставления услуг гражданам вписываются в общую концептуальную модель. Модель также демонстрирует роль Правительственного портала в общей архитектуре электронного правительства.
Модель включает в себя 3 элемента:
- доступ,
- компоненты электронного бизнеса (технологические стандарты),
- средства обеспечения взаимодействия.
Доступ
Стратегия предполагает, что услуги государства будут доступны по многим каналам, включая web-узлы, доступные с ПК, информационных киосков, мобильных телефонов, по каналам цифрового телевидения, а также через центры обслуживания и контактные центры (call centres, contact centres).
Среди этого набора каналов доступа центральная роль отводится портальным сервисам .
При этом, также как и в России, многие отдельные правительственные агентства, региональные и местные органы власти инициировали собственные проекты по созданию собственных порталов. При этом предполагается, что часть порталов и их сервисов по отдельным секторам деятельности правительства будут инкорпорированы в центральный правительственный портал. Отмечается важность того, чтобы разработки отдельных порталов опирались на общие компоненты электронного бизнеса (иначе говоря, общую инфраструктуру ИТ и набор стандартов) , о которых мы поговорим позже. В частности, новые появляющиеся отдельные порталы должны использовать единые государственные стандарты аутентификации и обеспечения ограничений по доступу к информации (privacy). Говорится также о том, что государственные агентства должны позитивно смотреть на возможности доступа к их услугам через коммерческие порталы.
Важным считается разработка отдельных транзакционных порталов для отдельных граждан и для бизнеса.
Важная мысль состоит в том, что правительственные порталы обеспечивают два типа сервисов:
- доступ, т.е. интерфейсную часть;
- инфраструктурную составляющую. Порталы должны предоставлять разработчикам порталов уровня отдельных ведомств и регионов единообразный и стабильный набор интерфейсов для разработки своих собственных систем.
Компоненты электронного бизнеса
Компоненты электронного бизнеса – это определенные централизовано стандарты на такие элементы как:
- обеспечение безопасности транзакций и информации,
- аутентификация,
- использование технологий смарт-карт.
Средства обеспечения взаимодействия
Отмечается важность принятия общих стандартов и инфраструктуры, которая бы обеспечивала возможность взаимодействия и обмена информацией между правительственными министерствами, ведомствами, гражданами и бизнесом. Важными компонентами обеспечения такого взаимодействия являются:
- Безопасный Правительственный Интранет (GSI – Government Secure Intranet). Он обеспечивает средства обмена информации между ведомствами внутри центрального правительства, а также через внешние шлюзы к другим публичным сервисам и интернету в целом. Это также означает использование протокола IP в сетях и приложениях в госорганизациях, использование браузера как основного средства доступа к правительственным информационным системам, а также к электронной почте и web для большинства правительственных служащих. Это является основой для обмена электронной почтой и электронными документами с другими государственными структурами, а также гражданами и бизнес-сообществом.
- Правительственный Шлюз (Government Gateway). Основой Правительственного шлюза является программное обеспечение промежуточного слоя, которое обеспечивает возможность объединения между собой различных существующих информационных систем и доступ к ним через интернет. Правительственный шлюз обеспечивает сервисы аутентификации так, что пользователь сервиса может быть идентифицирован, а его права по доступу к различной информации и информационным системам строго определены. Шлюз обеспечивает взаимодействие между различными портальными сервисами.
Следует отметить, что Великобритания пошла по пути осторожного и постепенного строительства основы электронного правительства. Суть этого подхода состоит в построении, в первую очередь, основных инфраструктурных строительных блоков до того, как запускать новые услуги. Инфраструктура обеспечивается через так называемый Правительственный Шлюз Government Gateway (www.gateway.gov.uk), который обеспечивает возможности дальнейшего наращивания услуг. Этот сайт обеспечивает централизованные сервисы регистрации для выполнения безопасных транзакций с правительством.
Архитектура портала ukonline.gov.uk является, по сути дела, трехуровневой :
- интерфейсная часть (front end) – основная точка входа ukonline.gov.uk;
- программное обеспечение промежуточного слоя (middleware) – уровень, на котором обеспечивается интеграция сервисов. Это Государственный Шлюз Government Gateway. Как мы уже отмечали – это самодостаточная и довольно сложная часть безопасной инфраструктуры с программным обеспечением интеллектуальной маршрутизации и аутентификации, которая поддерживает функции центрального правительственного портала ukoline.gov.uk и обеспечивает возможности выполнения авторизованных и аутентифицированных транзакций с гражданами. Шлюз является инструментом открытия для широкой публики информации и сервисов, предоставляемых отдельными ведомствами, а также частным сектором и общественными организациями. Шлюз также обеспечивает транзакции между различными ведомствами самого правительства и внешними порталами;
- функции "заднего плана" (back end), которые представляют собой отдельные министерства и ведомства, местные власти и другие системы и процессы, которые вовлечены в процесс предоставления услуг.
Проект центрального правительственного портала Ukonline.gov.uk и Государственный Шлюз Government Gateway являются двумя ключевыми инициативами концепции электронного правительства Великобритании
Роль Правительственного Шлюза Government Gateway состоит в обеспечении объединения различных государственных ведомств таким образом, чтобы в итоге гражданину предоставлялись интегрированные и прозрачные услуги. Шлюз обеспечивает необходимую маршрутизацию и интеграцию сервисов, а также необходимые средства безопасности и аутентификации.
При этом в Великобритании Безопасный Правительственный Интранет (GSI – Government Secure Intranet) обеспечивает связующую инфраструктуру между министерствами и ведомствами.
Основные компоненты Архитектуры Межведомственного Взаимодействия Microsoft (Microsoft Government Interoperability Framework)
Microsoft являлась главным исполнителем проекта создания Правительственного Шлюза Великобритании. Этот проект позволил накопить уникальный опыт, который сконцентрирован в Архитектуре Межведомственного Взаимодействия. Основные компоненты этой архитектуры следующие:
- XML как универсальный формат информации/документов и обмена;
- реализация государственных информационных систем в виде так называемых web-служб:
- web-службы – это программные компоненты приложений, доступные на основе открытых стандартных протоколов web, которые выполняют определенные полезные бизнес-функции;
- среда гарантированной доставки и маршрутизации информации/XML-документов поверх стандартных протоколов интернета:
- Microsoft BizTalk Server:
- стандартные коннекторы для интеграции приложений,
- определение и реализация интегрированных бизнес-процессов.
Основные стандарты интеграции и web-службы
Чтобы была понятна суть этих подходов к организации межведомственного взаимодействия и интеграции информационных систем, необходимо понять простые базовые вещи, связанные со стандартами XML и web-службами.
Подход интеграции информационных систем на основе web-служб связан с использованием четырех ключевых стандартов:
- Extensible Markup Language (XML) – Расширяемый Язык Разметки . Описывает информацию, пересылаемую через сеть. Запрос на получение каких-либо данных или выполнение определенных действий другим приложением требует наличия способов передачи параметров и получения обратно определенных результатов. При использовании web-служб эта информация описывается с помощью языка XML. XML является международным общепринятым стандартом для описания произвольных данных, которыми в свою очередь могут обмениваться информационные системы. Ниже мы приведем простой пример XML-документа, из которого даже нетехническому специалисту будет видна основная идея этого языка.
- Web Services Description Language (WSDL) – Язык Описания web-служб. Это основанный на XML язык, который описывает то, как получить доступ к сервисам web-службы. Он описывает функционал web-служб и группирует операции взаимодействия в определенные интерфейсы. Эти интерфейсы описывают способы выполнения операций и те параметры, которые должны быть на входе и выходе.
- Simple Object Access Protocol (SOAP) – Простой Протокол Доступа к Объекту. Этот стандарт описывает протокол вызова web-служб . То есть передаваемые параметры описываются с помощью WSDL, а сам процесс вызова описывается с помощью SOAP. Этот протокол как бы описывает конверт с информацией для вызова web-службы. И этот конверт может быть доставлен от одного приложения к другому с помощью таких транспортных протоколов как Hypertext Transfer Protocol (HTTP) или протоколов электронной почты типа Simple Mail Transfer Protocol (SMTP).
- Universal Description, Discovery, and Integration (UDDI) – Универсальный Метод Описания, Обнаружения, Интеграции . Технология UDDI обеспечивает средства, с помощью которых вы сможете сделать так, что о Вашем приложении, Ваших услугах, описанных в терминах web-служб, смогут узнать другие приложения и/или организации. Т.е. это стандарт создания регистра, с помощью которого можно описать организации и предоставляемые ими сервисы в виде, доступном для динамического обнаружения и взаимодействия.
Простой пример XML-документа
В отличие от "закрытых" стандартов информационного обмена, таких как Electronic Document Interchange (EDI), XML был спроектирован так, чтобы специалист, читающий XML-документ, мог понять содержимое. При этом используется набор так называемых тэгов, которые описывают структуру информации.
Приведенный ниже пример показывает, как "Мэр Юрий Михайлович Лужков" "описан" в виде XML-документа. XML-тэги использованы для того, чтобы показать, какой тип данных представляет себя каждое из этих четырех слов. Тэг "NAME" используется для структурирования трех тэгов нижнего уровня иерархии – "FIRST" (для описания имени), "MIDDLE" (для описания отчества) и "LAST" (для описания фамилии). Все XML-документы имеют возможность структурировать данные аналогичным иерархическим способом. Пример включает в себя также использование атрибута данных – ранг офиса "1" назначен офису Мэра.
<?xml version="1.0"?>
<OFFICE RANK="1">Мэр</OFFICE>
<NAME>
<FIRST>Юрий</FIRST>
<MIDDLE>Михайлович</MIDDLE>
<LAST>Лужков</LAST>
</NAME>
Базовые идеи применения XML и web-служб для организации межведомственного взаимодействия
Ниже перечислены основные идеи применения XML и web-служб для организации межведомственного взаимодействия:
- web-сервисы как основной механизм интеграции:
– системы отдельных ведомств, включая системы документооборота, могут быть описаны как web-сервисы;
- XML как стандарт обмена данными;
- возможность создания публично доступных регистров ведомственных систем на федеральном, региональном и местном уровнях на основе UDDI;
- "нежесткое связывание" информационных систем на основе инфраструктуры пересылки сообщений/XML-документов.
Итог: возможность межведомственного информационного обмена на основе регистров и XML как формата обмена.
Таким образом, ключевой идеей, которая связана с использованием стандартов XML для межведомственной интеграции информационных систем, в том числе систем документооборота, является использование подходов на основе web-сервисов и регистров на основе стандартов UDDI.
Ведомственная система документооборота по своей сути является некоторым сервисом. Представим себе обмен информации между системами документооборота двух ведомств. Система первого ведомства может переслать некоторый документ системе другого ведомства и "запросить" некоторый ответ. В качестве одного из сервисов система документооборота второго ведомства может вернуть свой внутренний регистрационный номер документа, фамилию ответственного исполнителя, контрольную дату ответа и т.д. Еще одним сервисом может быть публикация и пересылка "ответного" документа.
Таким образом, описание функционала разрозненных систем документооборота отдельных ведомств на основе языка web-сервисов и создание общедоступных UDDI-регистров таких сервисов может обеспечить:
- межведомственный обмен;
- доступ информационных систем отдельных ведомств к постоянно актуальному регистру сервисов систем документооборота различных ведомств.
Роль Правительственного Шлюза в интеграции информационных систем
На этапе реализации электронным правительством исключительно информационных сервисов необходимость наличия такого интеграционного элемента, как Правительственный Шлюз, не является очевидной.
Но, если думать про этап реализации предоставления государством электронных сервисов, которые требуют выполнения транзакций и связанного с ними информационного обмена между несколькими ведомствами, то потребуется сервис интеграции информационных систем различных ведомств между собой. В противном случае задача интеграции по принципу "все со всеми" приведет к квадратичному росту сложности, а, значит, и стоимости такой интеграции.
В мире интеграции корпоративных информационных систем в конце 90-х годов стандартным подходом для такой интеграции стал подход, основанный на использовании ПО гарантированной пересылки сообщений между приложениями. Наличие одного узла, одной точки интеграции на основе брокера сообщений обеспечивает управляемый, линейный рост сложности задачи интеграции по мере подключения новых информационных систем. По сути дела – это одна из задач, выполняемая Правительственным Шлюзом в Великобритании.
Шлюз при этом выполняет не только маршрутизацию сообщений (которые являются XML-документами) между информационными системами ведомств, но и выполняет также задачу трансформации этих сообщений на основе соответствующих XML-схем для обеспечения совместимости информационных систем.
Microsoft .NET
Почему для проекта создания Правительственного шлюза в Великобритании, аналогичных проектов в Дании и Италии в качестве партнера государства выбрали Microsoft и ее технологии? Краткий ответ следующий. Потому что Microsoft сформулировала достаточно передовую концепцию архитектуры информационных систем под названием .NET, которую можно определить кратко следующим образом:
"Microsoft .NET – программное обеспечение для интеграции информации, людей, систем и устройств на основе XML и web-сервисов".
Архитектура Government Gateway
Архитектура Правительственного Шлюза включает следующие основные компоненты:
- web-сайты и порталы отдельных ведомств;
- аутентификация и регистрация пользователей (Registration & Enrolment – R&E);
- контроль транзакций (Transaction Engine – TxE) и маршрутизация документов;
- интеграция и механизм правил на основе SOAP и UDDI;
- интерфейсные серверы департаментов (Departmental Interface Server – DIS).
Если говорить о Правительственном шлюзе более подробно, то
Правительственный Шлюз (Government Gateway) обеспечивает следующее:
- быстрое развертывание электронных услуг. Например, использование уже существующих систем министерств и ведомств для быстрого их вывода на уровень массового предоставления услуг;
- свободная, не жесткая связь между "front end" (интерфейсной частью) и "back-end" (системами заднего плана), что обеспечивает независимое их развитие;
- исключение дублирования технических средств и услуг, необходимых для обеспечения соединения отдельных ведомств с гражданами через интернет;
- обеспечение основы для предоставления интегрированных (joined-up) услуг через централизацию сервисов аутентификации и обеспечение взаимодействие со многими ведомствами;
- способствование тому, что частные компании и госорганизации разрабатывают собственные приложения, которые могут взаимодействовать с информационными системами центрального Правительства на стандартной единообразной основе.
Видение Правительственного Шлюза включает в себя следующие компоненты:
- Объединенные сервисы аутентификации и авторизации для государственных ведомств, что позволяет пользователям работать с любыми информационными системами соответствующих ведомств через интернет в защищенном режиме, на основе использования единого набора сертификатов с любого устройства, в любом месте и в любое время.
- Обеспечение простого создания web-форм для подачи документов. Это обеспечит разработчикам ПО единые механизмы передачи данных Правительству.
- Помимо создания механизмов для входящих документов, Шлюз обеспечивает межведомственное взаимодействие и коммуникации. Фактически он работает как брокер сообщений, который маршрутизирует документы их получателям, по пути трансформируя их в формат принимающих систем.
- Единый механизм правил, реализованный в виде web-сервисов , который дает правила обработки документа, доступные для всех систем. Этот сервис отвечает за проверку правильности полей, соответствие схемам документов и бизнес-правилам. Использование механизма web-сервисов обеспечивает то, что все информационные системы используют одни и те же правила проверки на соответствие.
- Создание основы для предоставления услуг на основе "Жизненных эпизодов" . Шлюз предоставляет интерфейс для всех сторон, вовлеченных в предоставление информации и услуги. Соответственно, частное лицо или компания должна будет только однократно ввести данные и далее быть уверенной в том, что все необходимые стороны имеют эту информацию. Например, при создании новой компании может потребоваться послать по сути одну и ту же информацию таким организациям, как налоговая инспекция, регистрационная палата и пр. только один раз через единый интерфейс.
- Шлюз обеспечивает архитектуру, которую можно характеризовать как "свободно связанная интеграция" между интерфейсными системами переднего плана, где вводятся формы, и системами заднего плана. Так, web-формы могут со временем изменяться, становится более сложными для обеспечения большей функциональности, а также предоставляться все новым и новым ведомствам по мере их подключения к онлайновым системам. Системы заднего плана могут быть апгредированы или изменены без всякого влияния на web-формы. Эта слабо связанная модель обеспечивает то, что отдельные ведомства смогут сохранить свои инвестиции в существующие системы и навыки персонала, а также развивать свои системы по мере логики развития бизнеса.
- Обеспечение единой структуры для создания сервисов, управления ими и их поддержке. Это включает в себя средства, которые сообщество профессионалов может использовать для публикации, комментирования, изменения схем и документов. Это обеспечивает информирование всех сторон и вовлечение их в единый процесс.
Основные Принципы проектирования Шлюза:
- максимальное использование стандартных коммерческих продуктов;
- покомпонентная разработка:
- локализация функционала в независимых сервисах со стандартными интерфейсами между ними;
- промышленные стандарты:
- сетевые протоколы TCP/IP, HTTP;
- интерфейсы (Com+, XML, SOAP);
- БД (SQL-сервер, ADO, OLEDB и ODBC для доступа к данным);
- языки разработки (C#, Visual Basc, Visual C++, ATL, Transact SQL);
- высокая производительность;
- масштабируемость;
- надежность;
- гибкость и расширяемость;
- поддержка множества языков (хранение стандартных элементов интерфейса в специальных БД).
Почему следует использовать Microsoft BizTalk-сервер реализации архитектуры и нфраструктуры интеграции
Основная причина состоит в том, что BizTalk как раз и является сервером интеграции приложений с мощными графическими средствами проектирования процессов интеграции. Этот сервер поддерживает:
- конвертацию документов в необходимую форму;
- формализацию деловых процедур;
- маршрутизацию документов;
- "транзакционность", т.е. контроль выполнения деловых операций над информацией и документами.
Хотелось бы отдельно отметить масштабируемость решения, предложенного Microsoft для Правительственного портала Великобритании:
- 5 млрд. обращений в год;
- 500 транзакций в секунду;
- обмен 100 документами по 10К в секунду;
- готовность 365х7х24;
- линейный рост производительности с добавлением оборудования;
- механизм транзакций (TE- Transaction Engine).
Важность принятия стандартов для проектов Электронного Правительства на государственном уровне
Основные типы стандартов, которые правительства разных стран рассматривают в контексте проектов в области Электронного Правительства, следующие:
- стандарты данных;
- стандарты межведомственного обмена информации;
- стандарты метаданных (и поиска информации);
- стандарты безопасности.
Мы уже говорили о проекте создания Правительственного Шлюза в Великобритании. Мне не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что данный пример приведен исключительно из-за того, что этот проект был реализован при участии Microsoft и на основе ее технологий.
Список стран, разработавших и продолжающих работу над стандартами данных межведомственного взаимодействия, достаточно обширен, и практически все они имеют в своей архитектуре аналог Правительственного Шлюза.
- Великобритания: Правительственный Шлюз, Правительственный Интранет и E-GIF;
- Дания: Infrustructurebase;
- Швеция: Government Elink (GeL);
- Австралия: FedLink:
- Гонконг: Government System Architecture (GSA) и Electronic Service Delivery (ESD) Scheme;
- США: Федеральная Корпоративная Архитектура и др.
Великобритания: "Среда Межведомственного Взаимодействия Правительства" (e-GIF)
Великобритания уделяет большое внимание стандартам и протоколам, которые должны гарантировать совместимость правительственных систем и технологий. Ключевые стандарты обеспечения совместимости и единства правительственных систем определены в документе "Среда Межведомственного Взаимодействия Правительства" (e-GIF – Government Interoperability Frame-
work). Документ доступен на www.govtalk.gov.uk. Эти стандарты определяют ключевые требования для обеспечения интегрированных онлайновых правительственных услуг и следование этим стандартом является обязательным для всех правительственных систем. Этот же web-сайт является основным инструментом обсуждения и публикации согласованных XML-схем документов.
На самом высоком уровне соответствие стандарту e-GIF означает:
- поддержка интерфейса браузера для доступа:
– другие интерфейсы – только в качестве дополнения;
- использование XML в качестве основного средства для интеграции данных:
– XML и XML-схемы;
– UML, RDF и XML для интеграции данных;
– XSL для преобразования данных;
- использование стандартов интернета и веба:
- использование метаданных для управления контентом:
– стандарт правительственных метаданных, облегчающий публикацию и поиск информации;
– e-GMS – Government Metadata Standard.
Ключевые политики, которые устанавливаются стандартом e-GIF, состоят в следующем:
- согласование с интернетом: универсальное использование общих спецификаций, используемых в интернете и вебе для всех информационных систем общественного сектора;
- принятие языка XML в качестве основного стандарта для инструментария интеграции и представления данных в интернете для всех систем общественного сектора;
- принятие браузеров в качестве основного интерфейса; все информационные системы общественного сектора должны быть доступны с помощью данной технологии; другие интерфейсы разрешаются к использованию, но только в качестве дополнения к технологиям, основанным на браузерах;
- снабжение метаданными всех правительственных информационных ресурсов, представляемых в интернете;
- развитие и принятие стандарта СМЭС, основанного на международной модели Дублинского ядра;
- развитие и сопровождение перечня правительственных категорий (ППК, Government Category List);
- обязательность выполнения требований стандарта ИСЭП для общественного сектора.
Выбор спецификаций e-GIF обусловлен соображениями:
- интероперабельности – используются только спецификации, обеспечивающие системное взаимодействие (interconnectivity), интеграцию данных, доступ к информации и управление контентом;
- наличием рыночной поддержки: спецификации должны быть широко поддержаны рынком, способствовать уменьшению затрат и рисков при создании правительственных информационных систем;
- масштабируемости – отобранные спецификации должны поддерживать изменения требований к используемой системе, например, такие, как изменение объемов данных, количества транзакций или числа пользователей;
- открытости – спецификации должны быть задокументированы и легко доступны публике.
Основным инструментом обсуждения и разработки стандарта e-GIF является сайт www.govtalk.gov.uk. На этом сайте разработчики не только могут получить доступ к утвержденным XML-схемам, но получить необходимые средства разработки, задать вопросы экпертам, получить документы с описанием "лучших практик". Этот портал поддержки государственных стандартов с технологической точки зрения сделан на технологии SharePoint Portal Server.
Центральный правительственный портал ukonline.gov.uk и Шлюз Government Gateway разработаны в соответствии с этими стандартами. Если еще какие-либо порталы должны каким-то образом взаимодействовать с правительственными системами, то они также должны следовать этим стандартам.
Стандарты метаданных
К сожалению, тема интеграции государственных информационных систем настолько сложна, что помимо инфраструктуры интеграции в виде ПО маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства в области стандартизации описания данных. В самом кратком виде, метаданные – это краткое описание содержимого информации .
Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK Government Metadata Standard), принятый в Великобритании.
Метаданные имеют важное значение для обеспечения эффективности поиска информации (на портале), описания слабоструктурированной информации (документов), создания архивов с записями электронных документов. При этом многие страны взяли за основу так называемое "Дублинское ядро", включающее 15 элементов описания информации. Помимо этого ядра на уровне страны добавляются дополнительные элементы, которые считаются необходимыми.
Но это еще не все. Как правило, первым инструментом при поиске информации является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные разрабатываются стандарты на Список Категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).
В качестве примера метаданных приведем 15 элементов Дублинского ядра:
- Название
- Создатель
- Предмет и ключевые слова
- Описание
- Издатель
- Соисполнитель
- Дата
- Тип ресурса
- Формат
- Идентификатор ресурса
- Источник
- Язык
- Отношение
- Охват (Coverage)
- Правовое регулирование
Основные уроки в области принятия стандартов
- В основе предоставления интегрированных, транзакционных онлайновых услуг должна быть единая Архитектура.
- Общая инфраструктура ИТ и Архитектура ведут к сокращению сроков разработки и обеспечивают совместимость.
- Требуются четкие указания по качеству и использованию метаданных.
- Эффективные портальные сервисы требуют использования метаданных:
- более простой и эффективный поиск.
- При создании стандартов взаимодействия важно:
- вовлечение и поддержка со стороны руководства ведущих ведомств;
- создание и вовлечение бизнес-сообщества и групп пользователей (разработчиков);
- реализация пилотныхпроектов.
Заключение
Подводя итог, можно сказать следующее: архитектура электронного правительства федерального уровня и уровня крупного города/региона должна включать в себя мощные средства интеграции информационных систем, ориентированные на будущие транзакционные и интеграционные сервисы.
Дополнительные источники информации:
1 . http://www.e-envoy.gov.uk [Электронный ресурс]. – The Office of e-envoy, который отвечает за реализацию инициативы в области электронного правительства в Великобритании.
2. www.govtalk.gov.uk [Электронный ресурс]. – Web-узел с информацией по проблематике электронного правительства в Великобритании.
3. www.cio.gov [Электронный ресурс]. – US CIO Council. – Совет Директоров по Информационным технологиям США.
4. http://www.gao.gov/ [Электронный ресурс]. – US General Accounting Office of Management and Budget (OMB).
5. http://www.feapmo.gov/ [Электронный ресурс]. – Federal Enterprise Architecture Program Management Office (специальный офис, созданный OMB – Office of Management and Budget в США).
6. http://www.whitehouse.gov/omb/inforeg [Электронный ресурс]. – US President Office of Management and Budget. – Офис Управления и Бюджета США.