УДК 622.45
СИММЕТРИЯ ДИАГОНАЛЬНОГО СОЕДИНЕНИЯ
Авторы: Трофимов В.А.
Источник: І Известия Донецкого горного института. 2005, № 2. – с. 16–17.
Авторы: Трофимов В.А.
Источник: І Известия Донецкого горного института. 2005, № 2. – с. 16–17.
В  статье  рассматривается  возможность точного  аналитического  расчета  аэродинамического сопротивления диагонального  соединения из пяти  ветвей и особенности трансформации таких вентиляционных соединений.
Анализ особенностей определения аэродинамического сопротивления диагонального соединения [1], состоящего из пяти ветвей, показал, что в некоторых случаях существует возможность точного аналитического расчета этой величины по величинам сопротивлений отдельных ветвей. Рассмотрим условия такого решения (рис.1). Допустим, что диагональное соединение состоит из двух элементарных вентиляционных контуров.
 
 
Рис. 1 – Схема диагонального соединения
Для них можно записать следующие уравнения
 
 
 
  где R1, R2, R3, R4, R5 – аэродинамические  сопротивления ветвей составляющих вентиляционное соединение;
Q1, Q2, Q3, Q4, Q5  – расходы  воздуха  в  ветвях  диагонального  соединения.
Разделим все члены этих уравнений на Q5–2 и  примем  условие,  что  Q3/Q5=Q2/Q5=Х.  Это означает  также,  что  R2=R3,  а  R1=R4.  Тогда  величина Х будет равна
 
 Аэродинамическое сопротивление всего диагонального соединения можно определить, используя величины сопротивлений любой пары ветвей – R1 и R2 или R3 и R4
 
 Понятие аэродинамической симметрии в данном случае означает парное равенство сопротивлений для определяющих ветвей диагонального соединения – R1=R4 и R2=R3.
Вышеописанную закономерность (3,4) можно считать частным случаем, однако существует и общая закономерность, характеризующая аэродинамическую симметрию любого диагонального соединения. Она проявляется в том, что диагональное соединение можно трансформировать, как минимум, еще в одно соединение с таким же сопротивлением (рис.2).
Так, если известны сопротивления всех ветвей диагонального соединения (см. рис.1), то, соответственно, новые сопротивления ветвей диагонального соединения (Rа, Rб, Rс, Rе)
 
 Рис. 2 – Схема движения воздуха в диагональном соединении определяются из следующих соотношений (сопротивление ветви-диагонали не изменяется):
 
  где X – сумма  сопротивлений  ветвей R1 и R2;
m – отношение  сопротивлений  R4  к R3; 
у – сумма сопротивлений вервей  R3 и R4; 
 
n – отношение сопротивлений  R2 к R1.
Таким образом, одно и тоже диагональное соединение имеет, как минимум, два набора сопротивлений для четырех определяющих ветвей (при неизменном сопротивлении ветви-диагонали), при котором общее сопротивление диагонального соединения остается неизменным. Одним из признаков этого является то, что сумма сопротивлений ветвей диагонального соединения до трансформации и после нее, не изменяется
 
 Все вышеприведенное позволяет считать, что использование известных закономерностей, описывающих распределение воздуха в параллельных соединениях, позволяет формировать диагональные соединения с заранее заданными аэродинамическими параметрами.
Другими словами, задаваясь величиной сопротивления всего диагонального соединения можно формировать необходимое соотношение расходов воздуха (газа или жидкости) в его отдельных ветвях.