Логистика на железнодорожном транспорте
Автор: Иджик П., Сладковский А., Хат-Гарнцаж Г.
Источник: Вісник СНУ ім. В. Даля № 4 (158) – Частина 2 – Харків УкрДАЗТ— 2011, с. 182-189.
Автор: Иджик П., Сладковский А., Хат-Гарнцаж Г.
Источник: Вісник СНУ ім. В. Даля № 4 (158) – Частина 2 – Харків УкрДАЗТ— 2011, с. 182-189.
Иджик П., Сладковский А., Хат-Гарнцаж Г. Логистика на железнодорожном транспорте. Статья посвящена вопросам функционирования внутрифабричного транспорта на промышленном предприятии. Представлены избранные проблемы, связанные с анализом транспортных процессов и определены пути их решения.
Внутренний транспорт промышленных предприятий имеет большое значение для всего производственного цикла. Методы его организации, используемые техниче-ские средства, а также соответствующие методы управления могут в значительной степени оказывать влияние на экономические показатели всего предприятия. Поэтому в последнее время можно заметить существенный прогресс в данной области, которая охватывает усовершенствование средств транспорта, а также использование современ-ных методов управления и организации материальных потоков с целью улучшения транспортных, производственных и складских процессов. Важную роль здесь играет логистический подход к организации внутренних перевозок в производственной фир-ме. Обобщенный подход к проблемам предприятия позволяет указать критические места, которые замедляют процессы или утрудняют их реализацию, с тем, чтобы в дальнейшем исключить эти заторы. Поддержка этих мероприятий при помощи инфор-мационных систем значительно сокращает время для достижения соответствующего решения. Статья посвящена анализу функционирования внутреннего транспорта на примере фирмы Leiber. Показаны новые методы анализа и эффекты их применения.
Фирма Leiber была основана в Германии в 1928 году как небольшая ремонтная мастерская, и со временем превратилась в компанию с международной областью дея-тельности. На начальном этапе своего существования, деятельность компании была сосредоточена на региональном уровне и была довольно скромной по своим масшта-бам. Однако в 60-х годах прошлого века фирма развилась и стала важным участником на мировой экономической арене. Она специализируется на производстве алюминие-вых поковок в виде сырых заготовок, заготовок, подвергнутых механической и терми-ческой обработке, а также производит сложные узлы. Филиал фирмы в Руде Шленской (Leiber Poland Sp. z o.o.) был основан в 1995 году.
Анализ внутренних перевозок должен включать в себя все виды деятельности и операций, проводимых во время движения материалов внутри предприятия. Он на-чинается с момента поступления продуктов на территорию предприятия - на стыке транспорта внутреннего и внешнего, и заканчивается, когда готовый продукт оставляет территорию фабрики. Анализ содержит информацию, относящуюся к самому предмету транспортировки, технических средств, используемых в процессе движения, а также всех мероприятий производимых в этом процессе. Также принимаются во внимание факторы, которые прямо или косвенно могут влиять на процесс перевозки. Хорошо проведенный анализ позволяет определить все параметры, влияющие на процесс дви-жения грузов, и определить пути ее совершенствования. Одним из важных элементов, влияющих процессы производства, является продолжительность транспортных опера-ций. Это, в свою очередь, зависит, среди прочего, от условий труда в компании.
Основываясь на наблюдениях, которые выполнялись в течение срока, превы-шающего один год, а также опросов сотрудников, ответственных за работу внутренне-го транспорта, определено восемь основных факторов, которые влияют на замедление транспортных операций. К ним относятся: повышенная утомляемость, невниматель-ность и сравнительно малый опыт сотрудников, повреждения поверхности на внутри-заводских дорогах, преждевременная разрядка аккумуляторов, повышенное движение рабочих в зоне выполнения транспортных операций, погодные условия и состояние дверных проемов, которые генерируют потери при проезде через них.
С тем чтобы определить значимость каждого фактора, необходимо было про-ведение специальных исследований. Каждый тест должен начинаться с анализа и по-нимания исследователями характера поставленной задачи, а затем следует определить конкретную цель и предмет исследования. Это достигается за счет встреч с людьми, заинтересованными в решении конкретной задаче. Часто это позволяет дополнительно конкретизировать цель и предмет исследования [2].
- Усталость является фактором, который влияет на все действия, которые проис-ходят при каждой транспортной операции. Со временем усталость сотрудника увеличивается и, соответственно, он выполняет свои задачи более медленно [1]. На основании опросов и замеров тех же операций в разное время смены было ус-тановлено, что фактор усталости увеличивает время выполнения транспортных операций на величину %1,68%x.
- Поверхность - тип и состояние поверхности, по которым движутся погрузчики и тележки, влияет на время выполнения отдельных транспортных операций [1]. В исследуемом предприятии уровень влияния этого фактора был определен как %4,23%.
- Аккумуляторы - увеличение транспортных затрат из-за уровня снижения заряда батареи. Влияние фактора установлено на уровне %1,3%.
- Движение - этот фактор описывает потерю времени вследствие движения со-трудников предприятия или других транспортных средств в зоне выполнения ос-новных транспортных операций. Было отмечено, что он имеет значительное влияние на увеличение времени для выполнения работы. Принимая во внимание среднее время выполнения транспортной операции при условии отсутствия помех (нормальная эксплуатация) и при наличии последних, влияние этого фактора ус-тановлено в размере %1,72%.
- Двери - при проезде через двери или ворота погрузчик или другое средство внут-рифабричного транспорта должно замедлить движение или остановиться. На ос-новании измерений, а также того факта, что только для части транспортных опе-раций существует необходимость проезда через ворота, можно установить вели-чину рассматриваемого фактора %2,09%.
- Погода – определение при помощи тестирования значений, показывающих, в ка-кой степени время выполнения транспортных заданий увеличивается под влияни-ем погодных условий. К сожалению, данное тестирование было сложно реализо-вать. В результате пришлось отказаться от попытки оценить величину этого фак-тора на основе наблюдений.
- Опыт и невнимательность - эти человеческие факторы также приводят к увели-чению продолжительности транспортных операций. Как и для фактора "погода" приходится воздержаться от попытки оценить коэффициенты, связанные с поте-рей времени при выполнении транспортных операций.
В современном мире, для того чтобы быть конкурентоспособным необходимо постоянного выявлять «узкие места» и использовать возможности для их устранения. Чтобы сократить расходы, структурные подразделения, ответственные за обеспечение:
- Усталость: Было отмечено постоянное увеличение объема работ, которые пере-даются складским работникам, что имеет значительное влияние на качество их работы. Рекомендуется разграничить обязанности между работниками складских помещений, а также между указанными работниками и работниками основных производств.
- Поверхность: Путь к решению этой проблемы заключается в выполнении ло-кальных ремонтных работ в тех местах производственных и складских помеще-ний, а также внутрифабричных дорог, где их поверхность повреждена. Это позво-лит уменьшить общее воздействие этого фактора на продолжительность отдель-ных транспортных операций. Особо важным местом являются площадки перед въездными воротам складов, которые вследствие повышенного движения часто приходят в поврежденное состояние. Это обусловлено тем, что большая часть грузовых операций, как для внутрифабричного транспорта, так и для внешнего транспорта происходит здесь. Это одно из наиболее чувствительных мест во всем транспортном процессе, поэтому важно здесь обеспечить комфортность работы, прежде всего, для операторов погрузчиков [3].
- Аккумуляторы: Рекомендуется остановка специальных табличек на аккумуля-торных транспортных средствах, которые бы напоминали о необходимости вы-ключения приборов после окончания их использования. Это позволит избежать ситуаций, когда устройство включено в течение многих часов, даже если никто его не использует, что, к сожалению, зачастую имеет место.
- Движение: Следует еще раз изучить район проведения транспортных операций (маршрут), с тем, чтобы оценить возможные помехи на маршруте. Возможны да-же случаи изменения маршрута в целях его удлинения, но для того чтобы избе-жать возможных помех [3]. Соответственно, напрашивается вывод о необходимости ремонта поверхности полов в данных местах с использованием технологий, предусматривающих дополнительное упрочнение данных поверхностей.
Двери: Между помещениями не должно быть порогов, если только их необходи-мость не обусловлена определенными техническими условиями [7]. Поскольку определено, что практически все дверные (воротные) проемы имели пороги, не-обходимости в которых не было, было рекомендовано их демонтировать.
- Другое: Кроме того, на основе наблюдений, тестов и опросов, определены допол-нительные мероприятия, которые должны иметь положительное влияние, как на внутрифабричный транспорт, так и на улучшение производственного процесса на предприятии в целом. К ним относятся:
- установление регулярного времени выдачи материалов для производственных цехов, что обеспечит систематизацию процесса выдачи таковых материалов. Очевидно, что это не означает отсутствие возможности выдачи материалов в другое время, но последнее должно быть исключением;
- определение конкретного места, к которому транспортная единица будет при-писана;
- установление равномерной производственной нагрузки на весовых термина-лах, которые являлись «узким местом» транспортных процессов.
Анализ транспортного процесса для внутрифабричного транспорта в рассматриваемой компании выявил определенные недостатки, которые препятствуют реализации некоторых задач, в том числе производственного характера:
- определение факторов, наиболее влияющих на увеличение времени перевозок, способствует рациональному вложению дополнительных финансовых средств с целью улучшения транспортного процесса;
- в числе первых следует предпринять действия, которые не требуют больших финансовых затрат, но способствуют улучшению безопасности работ. Следует устранить дополнительные перемещения сотрудников и грузов в местах выполнения основных транспортных операций;
- анализ PFMEA позволяет определить источники потенциальных проблем, а также способствовать процессам подготовки и принятия корректирующих мер. В исследуемой компании предложено закупить дополнительное транспортное средство, которое могло бы принять на себя выполнение транспортных заданий в случае аварии основного транспортного средства. Это решение может иметь весьма существенное влияние на равномерность производственного процесса;
- обращено внимание также на тот факт, что среди руководства компании часть сотрудников трактует транспорт, как дополнительный источник финансовых потерь, сосредотачиваясь исключительно на основных средствах производства. Такой подход является ошибочным.
Таким образом, следует еще раз подчеркнуть ключевую роль внутрифабричного транспорта в улучшении производственных процессов (например, повышение производительности труда и ритмичности производства).
1. Fijalkowski J.: Transport wewnetrzny w systemach logistycznych. Oficyna wydawnicza Politechniki Warszawskiej, Warszawa, 2003.
2. Mikolajczyk Z.: Techniki organizatorskie w rozwiazywaniu problemów zarzadzania. Wydawnictwo naukowe PWN, Warszawa, 1997.
3. Idzik P.: Analiza transport wewnetrznego w firmie Leiber Poland. Praca magisterska. KLTP, Wydzial Transportu, Politechnika Slaska, 2010.
4. Johnson K.: A study into the use of the process failure mode and effects analysis (PFMEA) in the automotive industry in the UK. Journal of Materials Processing Technology, vol. 5, 2005, 348–356.
5. Puente J.: A decision support system for applying failure mode and effect analysis. International Journal of Quality & Reliability Management, vol. 19, 2002, 137-150.
6. Werens B.: Robust optimization of internal transport at a parcel sorting center operated by Deutsche Post World Net. European Journal of Operational Research, vol. 201, 2010, p 419-426.
7. BHP temat. Czy mozna pracowac w kazdym pomieszczeniu? http://www.bhpekspert.pl/Article223.html