О трансовой культуре и одном талантливом музыканте
Не так давно в моей жизни появилось несколько знакомых музыкантов, сосредоточенных в основном на стиле трансовой музыки. Они много знают об особенностях этого стиля, о разных мелких нюансах написания песни, но вряд ли задумываются об истории. Этот вопрос меня заинтересовал, я почитала соответствующую литературу, а теперь хочу поделиться своими новыми знаниями с Вами, а также рассказать о талантливом музыканте, изменившим мое представление о музыке. Итак…
Общее определение
Транс (англ. trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 1990 годы.
Вероятно, стиль произошел от слияния техно, хауса и эмбиента. Транс получил такое название из–за повторяющегося, плавно изменяющегося баса и ритмичных мелодий, которые погружают слушателя в трансоподобное состояние. Так как большей частью транс исполняется в клубах, его можно считать формой клубной музыки. Однако, транс слишком разносторонний, разнообразный стиль музыки. Он может быть также не электронным, то есть исполненным исключительно настоящими, реальными инструментами, в реальном времени [1].
История развития
Родиной трансовой музыки считается Гоа. В начале 1990 годов побывавшие в Гоа музыканты вернулись в Европу, Японию, Австралию и т.д. и начали заниматься созданием музыки для Гоа–вечеринок. В начале эта музыка получила название Гоа–транс, затем оно было заменено термином психоделик–транс.
Летом 1992 года слово «транс» вдруг вошло в массовый обиход. Трансом стали называть мелодичную электронную музыку, которая не била по ушам, как техно, а влекла за собой. Ритм стал очень легким, а общая атмосфера — воздушной и прозрачной. Если плотный саунд техно можно сравнить с железобетонной колючей скульптурой, которая давит своей массивностью и твердыми краями, то транс — это вид из окна на голубые дали. Транс рекламировали как поп–музыку нового типа. Очень быстро начали появляться новые лейблы, солидные газеты и журналы охали, что молодежь заболела новой болезнью — техно–музыкой. К изготовлению транса подключились все продюсерские силы Западной Европы.
Транс был чудовищно популярен: именно 1993–1994 годы — это момент, когда широкие массы, наконец, открыли для себя техно. После пяти лет андеграунда оно вышло на поверхность. Характерным образом, в транслагере оказались все те, кто непосредственно участвовал в эсид–буме конца 1980 годов.
Сам рецепт электронной транс–музыки был создан значительно раньше.
Нежные атмосферные гуделки и психоделические переливы, на фоне которых несутся серебряные синтезаторные аккорды, дует ветер, шумит водопад, кричит страус и ласково стучат барабаны диких африканских племен, уже вовсю применялись в музыке стиля нью–эйдж. Транс и есть не что иное, как слегка ускоренный нью–эйдж. Новое поколение потребителей наконец–то доросло до понимания красот и чудес психоделического нью–эйджа.
К 1996–1997 годам транс–движение достигло пика своего развития (множество звукозаписывающих лейблов, дистрибьюторов, фестивалей). Массовая информация осознала появление этого феномена, — появились первые Ди–Джеи–звезды. Особого развития достигла Израильская транс–сцена, став второй родиной транса.
Израиль насчитывает наибольшее число людей, предпочитающих данный стиль музыки. Израильский транс отличался особой мелодичностью звучания и многоуровневостью музыкальных партий в трэке. Наиболее известными музыкальными psytrance–проектами Израиля являются Astral Projection, Shiva Space Technology, Infected Mushroom, Analog Pussy.
Эволюция Гоа–транса в Европе следовала направлением противоположным Израильскому. В 1998–2002 годах, после пяти лет мелодичного звучания, транс–музыка Европы претерпела перемены: она избавилась от многоуровневых мелодий и стала более жесткой, тяжелой и цикличной, сосредоточенной на ритме. В 1998 году с выпуском альбома группы X-dream – Radio, родилось новое направление, названное Minimal или Технотранс. Ключевыми фигурами этого направления стали S–range и Son–Kite.
Под влияние перемен попала и скандинавская транс–музыка. Одним из первых, пошедших по этому пути, музыкантом стал Томас Балицки, известный более как Atmos. После чего люди заговорили о «Финском саунде», отличавшимся на тот момент темной атмосферой и очень тяжелым звучанием.
В 2002 году в моду опять вернулись мелодичные звуки, но, все же, они уже были избавлены от «музыкальной суеты» 1994–1996 годов. Это направление получило название Full–on, сейчас оно является одним из наиболее популярных.
В случае с написанием транс–музыки, особое достижение было связано с началом использования цифровых носителей звукозаписи, ДАТ–лент и Мини–дисков, а также низкими ценами на цифровое студийное оборудование и разрешающей способностью мощных домашних компьютеров. Поскольку транс музыка была на 99% электронной, можно было создавать песни (или трэки, как их принято называть) без тяжелого и дорогого аналогового аудио оборудования. Всю работу можно было сделать дома, на своем компьютере, оснащенным хорошим сэмплирующим программным обеспечением, имея пару синтезаторов и сиквенсер, чтобы контролировать их работу, а потом записывать свои работы на ДАТы или мини–диски. Благодаря этому создание транс–музыки являлось (и является) доступным почти для каждого желающего и не требует вложения огромных сумм денег или поисков спонсорства больших звукозаписывающих компаний. Этот факт сделал транс действительно андерграундным музыкальным стилем. Это повлияло и на стоимость входных билетов на транс–вечеринки, что сделало транс доступным практически для любых социальных слоев.
Атрибутика транс–культуры
Наиболее распространенными темами транс–дизайнов являются: космические темы (например, изображения астероидов, летящих сквозь космос или планет с кратерами и фантастическими пейзажами), особое место также отводится теме фантастических и инопланетных существ, которые часто изображаются в связи с различными галлюциногенными растениями, чаще всего мухоморами (например, инопланетянин, спящий на мухоморе, или инопланетянин, съедающий мухомор, и даже мухомор, верхняя часть ножки которого представляет собой голову инопланетянина со светящимися флуоресцентно–зелёными глазами). Как ни странно, несмотря на всё обилие изображений мухомора в дизайнах транс–вечеринок, очень редко можно встретить трансера, вообще когда–либо употреблявшего этот гриб в качестве галлюциногенного средства.
Кроме космических тем, в дизайнах можно встретить также фантастические изображения природы (особенно растений) &ьdash; очень популярна тема леса, все с теми же мухоморами, или пейзажи с изображениями псилоцибиновых грибов, цветов и луны.
Кроме того, немаловажное значение в трансовом дизайне играют восточные темы: индийская религия и мифология и китайская философия.
Особенно часто в художественных изображениях на транс–вечеринках, в квартирах трансеров, в их одежде, на полотнах и т.п. можно встретить фигуру индуистского божества Шивы–Натараджи (Танцующий Шива). Скорее всего, транс–культура отдает предпочтение именно этому индийскому божеству в связи с тем, что мифически он исполняет космический танец созидания и разрушения, что как нельзя лучше перекликается идеологической и даже внешней стороной самой транс–культуры. Наверное, не будет преувеличением назвать Шиву–Натараджу одним из главных, если не самым главным, символом транс–культуры. Изображение танцующего Шивы, служило, например, логотипом первой трансовой саунд системы &ьdash; Aerodance Corporation, а слово Aerodance практически буквально означает «космический танец».
На втором месте по популярности среди транс–изображений из индийской мифологии находится образ Ганеши &ьdash; сына Шивы, божества с человеческим телом и головой слона.
Кроме Шивы и Ганеши, встречаются изображения и других божеств индуистского пантеона &ьdash; Вишну, Кали, Ханумана. Из Китайской философии трансерами позаимствовано изображение знака Инь–Ян, так же часто используемое в разного рода дизайнерских работах.
Третим главным символом–изображением, наряду с Шивой, является изображение индуистского символа–звука Аум (или Ом). Этот символ можно встретить не только в профессиональных дизайнерских проектах, но и в среде простых тусовщиков, которые могут изображать этот знак везде, где только возможно, начиная уличными стенами, заканчивая тыльной стороной компакт–дисков с транс–музыкой.
Также часто встречающимся среди трансовой атрибутики является знак Свастики, расцениваемый, безусловно, вне отношений данного древнего знака с фашистской символикой.
Кроме что–либо обозначающих дизайнов, особое место в декоративной атрибутике занимают векторные орнаментоподобные изображения. Все вышеописанные темы дизайнов используются не просто в качестве декоративных элементов. Все эти знаки, фигуры и изображения непосредственно являются главными атрибутами транс–культуры и используются трансерами во многих направлениях. Например, в обстановке их квартир часто встречаются индийские полотна с изображениями Ома, Шивы, Ганеши и т.п., статуэтки Шивы, Будды.
Комментарий музыканта
Алексей Ковалев (проект Transdriver, г.Москва): «На протяжении многих веков классическая музыка строилась на привязанности к нотам, она была тональной, всё было построено на мелодии, на изменении нот и сочетании различных инструментов. С появлением электронной музыки и синтезирования звука возникло совсем другое направление в творчестве, т.е. появилась не только, скажем так, тональная музыка, но и, в большей степени, тембральная, музыка, построенная на изменении звучания самого инструмента. Это можно считать самым важным, что было достигнуто человечеством во второй половине ХХ века, если говорить о развитии музыкальной культуры в целом. Вероятно, в будущем сочетание нотной тональной музыки и тембральной будет прослеживаться и в классической музыке, но сейчас это используется только в электронном саунде. На мой взгляд, музыка транс очень технологична. Она идёт в ногу со временем, развиваясь с развитием техники. Здесь используются самые современные синтезаторы, самые современные аппараты для обработки звука. Звуки в сочетании со строго структурированным ритмом очень сильно воздействуют на психику человека, а настроение в музыке меняется за счёт изменения тембра. Я считаю, что нельзя строго разделить транс–музыку и «нетранс–музыку», скорее транс — это часть электронного техно, имеющая свои корни и пути развития. Она достаточно мелодична и не закована в строго–определённые рамки. Это открывает практически неограниченные творческие возможности, и, видимо, именно поэтому я и выбрал транс как поле своей деятельности» [2].
Sunsvision — новое дыхание Progressive Trance
Прогрессив–транс (Progressive Trance) — подстиль музыкального стиля транс. Название жанра объясняется тем, что в музыкальных композициях, принадлежащих к данному жанру, присутствуют так называемые прогрессии, то есть множество спецэффектов, комплексно проработанные ударные, которые вместе с постоянно развивающейся мелодией создают ощущение того, что трек развивается и прогрессирует, а не повторяется, как во многих других подстилях транса. Характерная скорость прогрессив–транса — 128–140 ударов в минуту.
Прародителем Progressive Trance является техно, характеризующееся прямым битом (один удар в такт) и несложной повторяющейся бас–линией. Первые мотивы Progressive Trance появились в экспериментах с частями трека без ударных инструментов, только с засемплированными отрывками фраз, мелодиями, которые создают «возвышающие», «вдохновляющие» эмоции. Пример: Dance 2 Trance — We Came In Peace (1990 года выпуска).
Мелодия и звуки производятся с помощью аналоговых синтезаторов, и один из главных элементов музыки, с помощью которого создается гамма чувств у слушателя — это синтетические струнные инструменты.
Местом рождения современного Progressive Trance является испанский остров Ибица, который известен своими фестивалями электронной музыки. Годом появления Progressive Trance считается 1993, в этом году увидел свет легендарный трек Energy 52 — Cafe Del Mar. Яркими представителями Progressive, или Ibiza Trance являются также треки Chicane — Offshore, Nalin and Kane — Beachball. Progressive Trance c Ибицы производил впечатление моря, теплого ветра, в нём часто использовались звуки волн и т.п.
Сама структура трека позаимствована с популярного в 1990 годы стиля евроденс (CultureBeat, 2UnLimited и пр.): куплет — припев — куплет — припев — пауза — 2 раза припев. Параллельно этому стилю в Европе набирал популярность дрим–хаус (Роберт Майлз — Children).
Постепенно продюсеры стали отходить от использования трансовых синтезированных звуков, делая больший акцент на мелодиях, вокале и акустических партиях. В 1998 году вышел первый трек с использованием всех элементов Progressive Trance XXI века: Paul Van Dyk — For an Angel [3].
Стиль Progressive Trance я начала принимать, понимать и любить после знакомства с талантливым музыкантом, известным под псевдонимом Sunsvision. До этого я могла охарактеризовать трансовые композиции одним словом: «Скучно!». Теперь я начинаю понимать всю красоту и мелодичность этой музыки, завораживающие ноты и успокаивающие ритмы.
Sunsvision — молодой музыкант из г.Донецка. Активный интерес к музыке начал проявлять еще в детстве и, увлеченный транс–сценой, c 2003 года он создаёт собственные композиции. С каждым годом стиль Sunsvision совершенствовался, приобретая новые элементы и звуковые сочетания, всё более приближаясь к Uplifting&Progressive Trance. Треки Sunsvision обьединяют в себе волшебную мелодичность Uplifting и драйвовую силу Progressive Trance.
В 2008 году первый ремикс Sunsvision вышел в составе релиза OeG — I Hear You на лейбле Glowbal Audio (рисунок 1).
С 2009 года работа стала более плодотворной. Сначала лейбл Rayman–Records (Russia) выпустил 2 релиза: Sunsvision — Hot Sun (рисунок 2) и Sunsvision — Energy Bliss.
Затем на лейбле National Sound Records вышел ремикс в составе релиза GODzPLAY — Virgin Tears на одноименный трек (рисунок 3).
В 2010 году Sunsvision начинает сотрудничать с лейблами TranceWelle (Russia), Echelon Records (United Kingdom), Unearthed Records (United Kingdom). Выпускает мини–альбом (EP) Sunsvision — Seven Greens на Echelon Records (рисунок 4), релизы Sunsvision — Lost Memories на TranceWelle Records (рисунок 5), Sunsvision — Thank You на TranceWelle Records (рисунок 6). А также выходит ремикс в составе релиза Aimoon — Mirage на одноименный трек на лейбле Proxoz Recordings (рисунок 7).
В 2011 году был подписан контракт с лейблами AlterEgo Records (United Kingdom), где выпускается релиз Sunsvision — Lioness (рисунок 8), и Quadrocore, выпустивший релиз Sunsvision — Fiery Wave (рисунок 9).
Также продолжилась работа с уже проверенными лейблами: Unearthed Records, где был выпущен релиз Sunsvision — Rainy Moments (рисунок 10) и ремикс в составе релиза Lunar Eclipse — Purple на одноименный трек (рисунок 11); Echelon Records, где вышел ремикс на Aimoon — Rainbow Rays в составе релиза Aimoon — Rainbow Rays & Light And Shade (рисунок 12).
Начался 2012 год, Sunsvision продолжает радовать своим творчеством пока только близких знакомых людей, но в скорости ждем новых релизов и одобрения от всемирно известных диджеев: Armin van Buuren, Above and Beyond, Tiesto и т.д.
Хочется добавить, что творчество этого музыканта научило меня ценить музыку, понимать ее, а главное отличать истинно «музыкальную» музыку от хаотичного набора звуков.
Слушайте качественную музыку, это вдохновляет!
Список использованной литературы
- Транс (музыкальный жанр) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Транс_(музыкальный_жанр)
- Психоделик транс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.clear-mind.org/ind.php?id_select=trans&n=2
- Прогрессивный транс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Прогрессивный_транс
Справочная информация
- Официальная страница Sunsvision на PROMODJ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://promodj.com/Sunsvision
- Официальная страница Sunsvision на audiojungle [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://audiojungle.net/user/Sunsvision/
- Официальная страница Sunsvision на MySpace [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.myspace.com/sunsvision