Виды планирования деятельности предприятия
Автор: Кулакова О.
Источник: http://www.cis2000.ru/Budgeting/Mailing/Planning.shtml
Автор: Кулакова О.
Источник: http://www.cis2000.ru/Budgeting/Mailing/Planning.shtml
В современных теориях планирование означает процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий в себя определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленного предприятия состоит в обоснованном определении основных направлений развития производства с учетом существующих и возможных ресурсов, источников обеспечения, а также спроса потребителей.
Разработка и формализация планов, определяющих будущее состояние, не является прерогативой только крупных компаний, а жизненной необходимостью любой организации.
Планирование побуждает руководство думать о будущем, заставляет компанию определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы.
Внутрифирменное планирование рассматривается как система долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, соподчиненных и определяющих стратегию деятельности фирмы, цели функционирования, прогноз развития внешних факторов, внутренних ресурсов и др.
По срокам планирования:
а) оперативное (до года) — определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;
б) краткосрочное (один год) — формирование производственных, коммерческих, административно–хозяйственных планов, бюджет предприятия;
в) среднесрочное (три–пять лет) — планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес–план;
г) долгосрочное (свыше пяти лет) — концепция компании, стратегические планы.
По функциям назначения:
а) производственные — план производства;
б) коммерческие — сбыт готовой продукции и материально–техническое обеспечение предприятия;
в) инвестиционные — план техперевооружения, организационно–техническое развитие предприятия;
г) социальные планы — содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала;
д) планы по труду и заработной плате;
е) другие планы по функциям и сферам деятельности.
По уровням управления предприятием:
а) общефирменные планы;
б) планы структурных подразделений (филиал, производство, цех);
в) планы работ функциональных отделов;
г) планы работ участков и бригад.
По объектам планирования:
а) по видам деятельности;
б) по конкретным продуктам, видам работ и услуг;
в) план выпуска новых изделий;
г) план по видам продукции, находящейся в процессе освоения и т.д.
Также различают следующие виды:
а) последовательное планирование — новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;
б) скользящее планирование — по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных;
в) гибкое планирование — пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных условий, гибкое планирование для накладных расходов.
Таким образом, сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
а) горизонт планирования — календарный период времени, на который составляются планы (начала и конец планового периода);
б) интервал планирования — минимальный календарный период времени, в разрезе которого проводится планирование (день, неделя, месяц, год);
в) субъект планирования — ответственное должностное лицо или структурное подразделение, разрабатывающее планы или отвечающее за их выполнение;
г) плановые показатели — планируемая информация (номенклатурные позиции, затратные элементы и др.).
Разрабатывая комплекс мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов, как правило, организация сталкивается со следующими факторами, оказывающими негативное влияние на формирование планов предприятия:
а) особенности исходного состояния — информация плохо структурирована, показатели тяжело определить и измерить;
б) особенности конечного состояния — множественность целей, значительное влияние внешних факторов, условия нестабильности;
в) неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств;
г) проблемы инструментария формирования плана предприятия;
д) большое число лиц, участвующих в планировании;
е) ответственность за выполнение плановых показателей несут одни должностные лица, а планы составляют другие;
ж) проблема контроля как на этапе составления, утверждения плана, так и в ходе выполнения и корректировки.
Поэтому только последовательное и систематическое составление формализованных планов, а также контроль их исполнения позволяет компаниям организовать эффективную систему планирования и обеспечить взаимоувязку плановых показателей между отдельными подразделениями.