Системы диспетчерского управления и сбора данных (SCADA-системы)
Автор: Журнал «Мир компьютерной автоматизации»
Описание: В данной работе рассматриваются особенности, структура, тенденции развития технических средств и архитектуры систем диспетчерского управления и сбора данных.
Источник: Журнал «Мир компьютерной автоматизации»
Введение
Диспетчерское управление и сбор данных (SCADA Supervisory Control And Data Acquisition) является основным и в настоящее время остается наиболее перспективным методом автоматизированного управления сложными динамическими системами (процессами) в жизненно важных и критичных с точки зрения безопасности и надежности областях. Именно на принципах диспетчерского управления строятся крупные автоматизированные системы в промышленности и энергетике, на транспорте, в космической и военной областях, в различных государственных структурах.
За последние 10 15 лет за рубежом резко возрос интерес к проблемам построения высокоэффективных и высоконадежных систем диспетчерского управления и сбора данных. С одной стороны, это связано со значительным прогрессом в области вычислительной техники, программного обеспечения и телекоммуникаций, что увеличивает возможности и расширяет сферу применения автоматизированных систем. С другой стороны, развитие информационных технологий, повышение степени автоматизации и перераспределение функций между человеком и аппаратурой обострило проблему взаимодействия человека-оператора с системой управления. Расследование и анализ большинства аварий и происшествий в авиации, наземном и водном транспорте, промышленности и энергетике, часть из которых привела к катастрофическим последствиям, показали, что, если в 60-х годах ошибка человека являлась первоначальной причиной лишь 20% инцидентов (80%, соответственно, за технологическими неисправностями и отказами), то в 90-х годах доля человеческого фактора возросла до 80%, причем, в связи с постоянным совершенствованием технологий и повышением надежности электронного оборудования и машин, доля эта может еще возрасти (рис.1)
Рис.1. Тенденции причин аварий в сложных автоматизированных системах
Основной причиной таких тенденций является старый традиционный подход к построению сложных автоматизированных систем управления, который применяется часто и в настоящее время: ориентация в первую очередь на применение новейших технических (технологических) достижений, стремление повысить степень автоматизации и функциональные возможности системы и, в то же время, недооценка необходимости построения эффективного человеко-машинного интерфейса (HMI Human-Machine Interface), т.е. интерфейса, ориентированного на пользователя (оператора). Не случайно именно на последние 15 лет, т.е. период появления мощных, компактных и недорогих вычислительных средств, пришелся пик исследований в США по проблемам человеческого фактора в системах управления, в том числе по оптимизации архитектуры и HMI-интерфейса систем диспетчерского управления и сбора данных.
Изучение
материалов по проблемам
построения эффективных и надежных систем диспетчерского управления
показало
необходимость применения нового подхода при разработке таких систем: human-centered design
(или top-down,
сверху-вниз), т.е. ориентация в
первую очередь на человека-оператора (диспетчера) и его задачи, вместо
традиционного и повсеместно применявшегося hardware-centered
(или bottom-up,
снизу-вверх), в котором при
построении системы основное внимание уделялось выбору и разработке
технических
средств (оборудования и программного обеспечения). Применение нового
подхода в
реальных космических и авиационных разработках и сравнительные
испытания систем
в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического
пространства
(NASA),
США, подтвердили его эффективность, позволив увеличить
производительность
операторов, на порядок уменьшить процедурные ошибки и свести к нулю
критические
(не корректируемые) ошибки операторов.
SCADA-системы:
общие понятия и структура
Определение и общая структура
SCADA
SCADA
процесс сбора информации реального времени с
удаленных точек (объектов) для обработки, анализа и возможного
управления
удаленными объектами. Требование обработки реального времени
обусловлено необходимостью
доставки (выдачи) всех необходимых событий (сообщений) и данных на
центральный
интерфейс оператора (диспетчера). В то же время понятие реального
времени
отличается для различных SCADA-систем.
Прообразом современных систем SCADA на ранних стадиях развития автоматизированных систем управления являлись системы телеметрии и сигнализации.
Все
современные SCADA-системы
включают три основных
структурных компонента (см. рис. 2)
Рис. 2. Основные структурные компоненты SCADA-системы
Master Terminal Unit (MTU), Master Station (MS) диспетчерский пункт управления (главный терминал); осуществляет обработку данных и управление высокого уровня, как правило, в режиме мягкого (квази-) реального времени; одна из основных функций обеспечение интерфейса между человеком-оператором и системой (HMI, MMI). В зависимости от конкретной системы MTU может быть реализован в самом разнообразном виде от одиночного компьютера с дополнительными устройствами подключения к каналам связи до больших вычислительных систем (мэйнфреймов) и/или объединенных в локальную сеть рабочих станций и серверов. Как правило, и при построении MTU используются различные методы повышения надежности и безопасности работы системы.
Communication System
(CS)
коммуникационная система (каналы
связи), необходима для передачи данных с удаленных точек (объектов,
терминалов)
на центральный интерфейс оператора-диспетчера и передачи сигналов
управления на
RTU
(или удаленный объект в зависимости от конкретного исполнения системы).
Функциональная структура SCADA
Существует два типа управления удаленными объектами в SCADA: автоматическое и инициируемое оператором системы.
Шеридан (рис.3) выделил четыре основных функциональных компонента систем диспетчерского управления и сбора данных человек-оператор, компьютер взаимодействия с человеком, компьютер взаимодействия с задачей (объектом), задача (объект управления), а также определил пять функций человека-оператора в системе диспетчерского управления и охарактеризовал их как набор вложенных циклов, в которых оператор.
Рис. 3. Основные структурные компоненты SCADA-систем
Планирует, какие следующие действия необходимо выполнить; обучает (программирует) компьютерную систему на последующие действия; отслеживает результаты (полу)автоматической работы системы; вмешивается в процесс в случае критических событий, когда автоматика не может справиться, либо при необходимости подстройки (регулировки) параметров процесса; обучается в процессе работы (получает опыт).
Данное представление SCADA явилось основой для разработки современных методологий построения эффективных диспетчерских систем.
Особенности
SCADA
как процесса управления
Области
применения SCADA-систем
Основными
областями применения систем
диспетчерского управления (по данным зарубежных источников), являются:
-
управление
передачей и распределением электроэнергии;
-
промышленное
производство;
-
производство
электроэнергии;
-
водозабор,
водоочистка и водораспределение;
-
добыча,
транспортировка и распределение нефти и газа;
-
управление
на транспорте (все виды транспорта: авиа, метро, железнодорожный,
автомобильный, водный);
-
телекоммуникации;
-
военная
область.
В
настоящее время в развитых зарубежных
странах наблюдается настоящий подъем по внедрению новых и модернизации
существующих автоматизированных систем управления в различных отраслях
экономики;
в подавляющем большинстве случаев эти системы строятся по принципу
диспетчерского управления и сбора данных. Характерно, что в
индустриальной
сфере (в обрабатывающей и добывающей промышленности, энергетике и др.)
наиболее
часто упоминаются именно модернизация существующих производств SCADA-системами
нового поколения. Эффект
от внедрения новой системы управления исчисляется, в зависимости от
типа
предприятия, от сотен тысяч до миллионов долларов в год; например, для
одной
средней тепловой станции он составляет, по подсчетам специалистов, от
200000 до
400000 долларов. Большое внимание уделяется модернизации производств,
представляющих собой экологическую опасность для окружающей среды
(химические и
ядерные предприятия), а также играющих ключевую роль в жизнеобеспечении
населенных пунктов (водопровод, канализация и пр.). С начала 90-х годов
в США
начались интенсивные исследования и разработки в области создания
автоматизированных систем управления наземным (автомобильным)
транспортом ATMS
(Advanced Traffic Management System).
Тенденции
развития технических средств систем
диспетчерского управления
Общие тенденции
Прогресс
в области информационных
технологий обусловил развитие всех 3-х основных структурных компонентов
систем
диспетчерского управления и сбора данных RTU,
MTU,
CS,
что позволило значительно
увеличить их возможности; так, число контролируемых удаленных точек в
современной SCADA-системе
может достигать 100000.
Основная
тенденция развития технических
средств (аппаратного и программного обеспечения) SCADA
миграция в сторону полностью
открытых систем. Открытая архитектура позволяет независимо выбирать
различные
компоненты системы от различных производителей; в результате расширение
функциональных возможностей, облегчение обслуживания и снижение
стоимости SCADA-систем.
Удаленные терминалы (RTU)
Главная
тенденция развития удаленных
терминалов увеличение скорости обработки и повышение их
интеллектуальных
возможностей. Современные терминалы строятся на основе
микропроцессорной
техники, работают под управлением операционных систем реального
времени, при
необходимости объединяются в сеть, непосредственно или через сеть
взаимодействуют с интеллектуальными электронными датчиками объекта
управления и
компьютерами верхнего уровня.
Конкретная реализация RTU зависит от области применения. Это могут быть специализированные (бортовые) компьютеры, в том числе мультипроцессорные системы, обычные микрокомпьютеры или персональные ЭВМ (РС); для индустриальных и транспортных систем существует два конкурирующих направления в технике RTU индустриальные (промышленные) PC и программируемые логические контроллеры (в русском переводе часто встречается термин промышленные контроллеры ) PLC.
Индустриальные
компьютеры представляют
собой, как правило, программно совместимые с обычными коммерческими РС
машины,
но адаптированные для жестких условий эксплуатации буквально для
установки на
производстве, в цехах, газокомпрессорных станциях и т.д. Адаптация
относится не
только к конструктивному исполнению, но и к архитектуре и схемотехнике,
так как
изменения температуры окружающей среды приводят к дрейфу электрических
параметров. В качестве устройств сопряжения с объектом управления
данные
системы комплектуются дополнительными платами (адаптерами) расширения,
которых
на рынке существует большое разнообразие от различных изготовителей
(как,
впрочем, и самих поставщиков промышленных РС). В качестве операционной
системы
в промышленных PC,
работающих в роли удаленных терминалов, все чаще начинает применяться Windows NT,
в том числе различные расширения
реального времени, специально разработанные для этой операционной
системы
(подробнее см. ниже).
Промышленные
контроллеры (PLC)
представляют собой
специализированные вычислительные устройства, предназначенные для
управления
процессами (объектами) в реальном времени. Промышленные контроллеры
имеют
вычислительное ядро и модули ввода-вывода, принимающие информацию
(сигналы) с
датчиков, переключателей, преобразователей, других устройств и
контроллеров, и
осуществляющие управление процессом или объектом выдачей управляющих
сигналов
на приводы, клапаны, переключатели и другие исполнительные устройства.
Современные PLC
часто объединяются в сеть (RS-485,
Ethernet,
различные типы индустриальных шин), а программные средства,
разрабатываемые для
них, позволяют в удобной для оператора форме программировать и
управлять ими
через компьютер, находящийся на верхнем уровне SCADA-системы
диспетчерском пункте
управления (MTU).
Исследование рынка PLC
показало, что наиболее развитой архитектурой, программным обеспечением
и
функциональными возможностями обладают контроллеры фирм Siemens,
Fanuc Automation
(General Electric),
Allen-Bradley
(Rockwell),
Mitsubishi.
Представляет интерес
также продукция фирмы CONTROL
MICROSYSTEMS
промышленные контроллеры для систем мониторинга и управления нефте- и
газопромыслами, трубопроводами, электрическими подстанциями, городским
водоснабжением, очисткой сточных вод, контроля загрязнения окружающей
среды.
Много
материалов и исследований по промышленной
автоматизации посвящено конкуренции двух направлений PC
и PLC;
каждый из авторов приводит
большое количество доводов за и против по каждому направлению. Тем не
менее,
можно выделить основную тенденцию: там, где требуется повышенная
надежность и
управление в жестком реальном времени, применяются PLC.
В первую очередь это касается
применений в системах жизнеобеспечения (например, водоснабжение,
электроснабжение), транспортных системах, энергетических и промышленных
предприятиях, представляющих повышенную экологическую опасность.
Примерами
могут служить применение PLC
семейства Simatic
(Siemens)
в управлении электропитанием монорельсовой дороги в Германии или
применение
контроллеров компании Allen-Bradley
(Rockwell)
для модернизации
устаревшей диспетчерской системы аварийной вентиляции и
кондиционирования на
плутониевом заводе 4 в Лос-Аламосе. Аппаратные средства PLC
позволяют эффективно строить
отказоустойчивые системы для критических приложений на основе
многократного
резервирования. Индустриальные РС применяются преимущественно в менее
критичных
областях (например, в автомобильной промышленности, модернизация
производства
фирмой General
Motors),
хотя встречаются примеры и более ответственных применений (метро в
Варшаве
управление движением поездов). По оценкам экспертов, построение систем
на
основе PLC,
как правило, является менее дорогостоящим вариантом по сравнению с
индустриальными компьютерами.