Назад в библиотеку

АСКУЭ «УТРО» от компании «ПромСервис»

Автор: С. Ещенко, Д. Анисимов
Источник: Компании «ПромСервис» // ТехСовет. 2003 . №3 . C. 19

Распространенную ныне аббревиатуру АСКУЭ расшифровывают, как ни странно, по-разному. Это может быть и «Автоматизированная Система Коммерческого Учета Энергоресурсов», и « Автоматизированная Система Контроля и Учета Энергоресурсов», и «Автоматизированная Система Контроля и Управления Энергопотреблением».

При всей схожести формулировок в них заложен совершенно разный «философский» смысл, т.к. «учет» — это, по большому счету, всего лишь «распечатка ведомостей», а вот в задачу «управления» входит и измерение параметров, и оценка технической исправности систем, и анализ режимов их работы, и, главное, принятие и реализация решений по оптимизации энергоснабжения и энергопотребления. И именно в таком — “управленческом” — смысле и следует рассматривать автоматизированную систему Управления Тепловыми Ресурсами Объектов «УТРО» от ЗАО «ПромСервис».

ЗАО «ПромСервис» создано в 1992 г. учеными-атомщиками из НИИ атомных реакторов в г. Димитровград Ульяновской области. В 2000 г. появился Уральский филиал ЗАО «ПромСервис» в Екатеринбурге.

Изначально все разработки предприятия были направлены на обеспечение технической безопасности объектов атомной энергетики. Это были системы контроля параметров и диагностики оборудования, автоматизированные системы управления энергообъектами, а также отдельные их «кирпичики» — контроллеры, датчики, измерительные приборы. Так, в середине 90-х ЗАО «ПромСервис» вывело на рынок вихревой расходомер ВЭПС, который нашел применение и в коммунальной сфере, а именно для учета воды, а в составе теплосчетчиков — и для учета тепла. Таким образом, ЗАО «ПромСервис» вплотную занялось и коммерческим учетом энергоресурсов.

Система «УТРО» стала логическим развитием именно этого направления деятельности, ознаменовав переход от локального учета (на доме, здании и т.п.) к глобальному — в масштабах города, района, предприятия, целой энергосистемы. Как и любая другая АСКУЭ, «УТРО» — это совокупность аппаратных и программных средств, которые для наглядности можно «разложить» на три иерархических уровня. Первый — тепло, электро- и прочие счетчики, датчики, расходомеры. Здесь же могут размещаться устройства сигнализации, блоки управления различным оборудованием и т.п. Второй уровень — станции диспетчерского контроля (СДК) — компьютеры, оснащенные средствами связи с приборами первого уровня, работающие в автоматическом или ручном режимах. На этом уровне операторам (диспетчерам) выдается информация в виде таблиц, мнемосхем, графиков. Количество СДК зависит от количества обслуживаемых узлов учета и частоты их опроса. Третий уровень — серверы системы, которые сохраняют всю полученную с нижних уровней информацию для последующего анализа и подготовки отчетной документации. Связь между первым и вторым уровнем может осуществляться любым приемлемым в каждом конкретном случае способом. Второй и третий уровни связаны между собой через локальную вычислительную сеть (ЛВС). Казалось бы, «все как у всех» — в то же время АСКУЭ «УТРО» имеет и ряд собственных характерных особенностей:

1. Система «УТРО» независима от типов применяемых приборов первого уровня, т.к. их программные модели реализованы в виде подключаемых компонентов. Это позволяет вводить в систему новые типы приборов, «дописывая» и включая в ее программное обеспечение лишь их конкретные драйверы. При этом логика работы системы в целом не изменится и не нарушится.

2. Система «УТРО» весьма масштаб на: при стандартной ориентации на работу с 300 локальными узлами учета их число можно увеличить в 5-7 раз. При этом на каждом из них могут применяться приборы учета воды, тепла, пара, газа, электроэнергии и т.д. различных типов (см. п.1).

3. Система имеет открытую архитектуру, что дает возможность различным пользователям (пользовательским программам) представлять информацию в виде таблиц, мнемосхем, графиков, анализировать ее по различным критериям и т.п. Другими словами, возможности об работки данных можно «подстроить» под нужды и специфику каждого конкретного заказчика.

А главным результатом работы АСКУЭ УТРО является возможность оперативно управлять процессом энергопотребления, основываясь на реальном состоянии контролируемых объектов. «УТРО» не просто собирает данные и формирует отчетные ведомости, а анализирует, диагностирует, оценивает. Естественно, что функции собственно централизованного коммерческого учета энергоресурсов тоже при этом не страдают. На данный момент система «УТРО» прошла промышленное тестирование в г. Димитровград и внедряется на объектах бюджетной сферы г. Ульяновск. Мы надеемся, что следующим на очереди станет Екатеринбург или один из городов нашей области.