ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Асинхронные электродвигатели являются одним из наиболее распространенных видов электрооборудования, свыше 85% всех электрических машин – это трехфазные АД. Обладая достаточно простой и надежной конструкцией, они широко применяются в качестве привода механизмов на промышленных предприятиях, в системах собственных нужд электростанций и потребляют свыше половины всей вырабатываемой электроэнергии. Несмотря на простоту конструкции и относительно высокую надёжность, повреждаемость асинхронных электродвигателей довольна велика и составляет порядка 20-25% от общего числа за год, что требует больших затрат на ремонтные работы. В настоящее время многие предприятия, специализирующиеся на производстве устройств релейной защиты и автоматики, уделяют достаточно много внимания разработке, отладке и выпуску микропроцессорных терминалов и реле. Практически нет отрасли техники и быта, где не использовались бы асинхронные двигатели. По статистике сейчас в общественном производстве стран СНГ находится не менее 50 млн. единиц двигателей напряжением 0,4 кВ.

Обычно срок службы АД составляет 15-20 лет без капитального ремонта при условии правильной эксплуатации. Однако плохое качество питающего напряжения, повышенная температура, влажность, нарушение правил технической эксплуатации приводят к выходу из строя эксплуатируемых электродвигателей. В результате аварий выходят из строя до 10% эксплуатируемых электродвигателей.

Выход из строя АД приводит к тяжелым авариям и большому материальному ущербу, связанному с простоем технологических процессов, устранением последствий аварии и ремонтом вышедшего из строя АД. Именно поэтому возникает потребность в устройствах защиты и мониторинга за состоянием оборудования и механизмов, приводимых в действие асинхронными электродвигателями.

Современные стандарты большинства стран мира, в том числе и Украины, предъявляют все более высокие требования к технической эксплуатации электроустановок. Необходимость в постоянном мониторинге работы дорогостоящего оборудования усиливает потребность в использовании высококачественной, надежной и комплексной защиты электродвигателей.

1. Актуальность темы

Асинхронные электродвигатели (АЭД) с короткозамкнутым ротором (КЗР) являются основным типом машин переменного тока, используемых для привода механизмов собственных нужд электростанций и промышленных предприятий. Данный тип АЭД составляет почти 95% от всего количества электроприводных двигателей в промышленности и потребляет при этом свыше половины всей вырабатываемой электроэнергии. К числу достоинств АЭД относятся простота конструкции, надёжность эксплуатации. Однако, несмотря на преимущества асинхронных электродвигателей по сравнению с другими электрическими машинами, процент их повреждаемости довольно таки высок и составляет порядка 20-25% в год от общего числа АЭД, находящихся в эксплуатации. Примерно половина повреждений связана с недостаточным совершенством существующих устройств релейной защиты и автоматики, которые особенно неудовлетворительно защищают двигатель в анормальных режимах, связанных с тепловым перегревом. В связи с этим разработка более совершенных защит с использованием микропроцессорных систем является актуальной.

2. Цель и задачи исследования

Данная работа посвящена совершенствованию тепловой защиты короткозамкнутого ротора асинхронного электродвигателя на основе контроля параметров текущего режима (мгновенные значения фазных токов, фазных напряжений и скольжения), пригодной для корректной работы при несимметрии питающего напряжения.

Основные задачи исследования:

  1. С помощью математической модели провести исследование различных режимов работы асинхронного двигателя с контролем температуры обмоток статора и ротора.
  2. Разработка принципов действия и алгоритмов более совершенных защит.
  3. Проверка с помощью математической модели эффективности алгоритмов защиты.

3. Анализ предыдущих исследований.

В настоящее время микропроцессорным устройствам релейной защиты и автоматики уделяют достаточно много внимания. В выпускаемых терминалах в основном используется стандартная защитная логика, рекомендуемая ПУЭ [1]. Однако применительно к АЭД, она не обеспечивает надёжную защиту при повреждении стержней короткозамкнутого ротора, при перегреве обмоток статора и ротора, вызванных несимметрией питающего напряжения, при неисправностях в системе охлаждения и технологических перегрузках, при несимметрии воздушного зазора, вызванного выработкой подшипников, при заклинивании ротора, при перегревах от гармоник, вызванных тиристорными преобразователями частоты. Также имеет место низкая чувствительность при замыканиях на землю внутри обмотки статора.

В качестве защиты от перегрузки АЭД в большинстве современных микропроцессорных защитных устройствах или терминалах используется интегральная зависимость тока статора в функции времени [2]. Используемая интегральная зависимость тока статора в функции времени не позволяет контролировать температуру нагрева обмоток статора и ротора АЭД, а также отключать машину в случае перегрева обмоток, вызванного, например, многократными пусками подряд.

Микропроцессорные устройства, основанные на применении псевдотепловой модели, также нечувствительные при несимметрии питающего напряжения, вызванного неравномерной нагрузкой фаз сети или обрывом фазы через переходное сопротивление [3]. Дополнение этих защит сигналами от тепловых датчиков или термодатчиков (ТД), встраиваемых в обмотку, не устраняют недостатки из-за их инерционности.

Главным недостатком защит, выпускаемых ведущими предприятиями, является отсутствие контроля температуры нагрева обмотки короткозамкнутого ротора. Известны факты того, что в режиме работы (S4) температура стержней ротора может достигать температуры плавления с обмоткой ротора, выполненной из алюминия [4]. Оплавление стержней обмотки ротора АЭД обусловлено невозможностью существующих защит своевременно выявлять и устранять такой вид повреждений.

Прямой контроль температуры нагрева обмотки ротора с использованием ТД затруднителен и дорогостоящий в виду сложностей их установки, а также съёма сигнала в процессе вращения вала двигателя. Именно поэтому наибольшее распространение получили алгоритмы косвенного определения температуры ротора. К таким алгоритмам относятся:

- Защиты, основанные на псевдотепловых моделях с использованием тепловых схем замещения АЭД и сигналов ТД, позволяющие рассчитывать температуру нагрева элементов машины (обмотка статора, ротора, корпус) зная величину тока статора [5]. К недостаткам таких защит следует отнести сложности, связанные с определением параметров тепловых схем замещения, а также их корректировкой в процессе работы, что отражается на погрешности и адекватной работе защиты. Также следует отметить факт отсутствия учёта неисправностей в системе охлаждения АЭД в тепловой модели, что отражается на бездействии или замедленной реакции защиты при таких видах повреждений.

- Защиты, рассмотренные в [6,7], предназначены для контроля температуры нагрева ротора, выполненного со стержнями, в которых отсутствует эффект вытеснения тока. Подход [6] основан на решении уравнения теплового баланса по данным вычисления электромагнитного момента на основе измерения фазных токов и напряжений статора, а в [7] основанный на измерении тех же величин и дополнительного контроля угловой частоты вращения ротора. Ключевым недостатком тепловой защиты [6], является большая погрешность в определении температуры нагрева обмотки ротора в виду косвенного вычисления скольжения. Недостатками двух подходов является отсутствие учёта эффекта вытеснения тока в роторе, а следовательно невозможность их использования на машинах мощностью 200 кВт и выше напряжением статора 6 или 10 кВ.

Наиболее перспективным является подход [8], основанный на косвенном определении температуры нагрева ротора по данным измерений параметров текущего режима (мгновенные значения фазных токов, фазных напряжений и скольжения). Метод пригоден для глубокопазных электродвигателей в виду учёта влияния эффекта вытеснения тока в роторе на его сопротивления. Однако вопросы, связанные с корректной работой данного алгоритма защиты в несимметричных режимах, требуют дополнительного рассмотрения.

4. Материал и результаты исследования

Как уже отмечалось, косвенное измерение температуры ротора основано на расчёте в реальном времени активного сопротивления ротора в горячем состоянии по данным замеров мгновенных значений фазных токов и напряжений и величины скольжения и по результатам сравнения активных сопротивлений ротора в холодном и горячем состояниях определяется температура нагрева ротора. Расчёт сопротивления ротора производится на основе эквивалентной схемы замещения (ЭСЗ) АЭД. Как показано в [8], для машин с вытеснением тока в роторе наиболее целесообразно применять двухконтурную схему замещения с контуром потерь в стали статора (рис. 1), для которой необходимо знание её параметров. Метод определения параметров ЭСЗ с контуром потерь в стали приведен в [9].

pic1

Рисунок 1 – Схема замещения АЭД с КЗР с двумя контурами на роторе и контуром потерь в стали

Однако при несимметрии питающего напряжения в найденных по данным замеров активных сопротивлениях входном АЭД (RBX) и эквивалентном сопротивлении роторной цепи (RR/s), а также температуре нагрева ротора появляются колебания, пропорциональные степени несимметрии напряжения. Характер колебаний при несимметрии напряжении 4 % показан на рис.2.

pic1

Рисунок 2 – Зависимости входного активного сопротивления АЭД и сопротивления роторной цепи от времени при несимметрии питающего напряжения (U2=0,04 о.е.)

Это связано с тем, что, как следует из [10], в указанных режимах измеряемая входная мгновенная мощность может быть представлена как состоящая из средних значений активных мощностей систем прямой последовательности (ПП) и обратной последовательности (ОП), а также из знакопеременной пульсирующей с удвоенной частотой сети около нулевого среднего значения. С целью исключения указанных выше колебаний в работе предлагается для определения активных сопротивлений RBX и RR использовать средние значения активных мощностей, в которых отсутствуют пульсации. Это может быть выполнено на основе ЭСЗ АЭД прямой последовательности (рис.3.а) или обратной последовательности (рис.3.б) и замеров токов (I1, I2) и напряжений (U1, U2) ПП и ОП.

pic1

Рисунок 3 – Схемы замещения АЭД с КЗР с двумя контурами на роторе и контуром потерь в стали прямой (а) и обратной (б) последовательностей

4.1 Расчёт температуры обмоток ротора на основе сравнения активного сопротивления ротора и его сравнения с известным значением для холодного состояния

Более предпочтительным определять активное сопротивление ротора (RR) по ЭСЗ ПП в связи с тем, что значения мощности и токов для этой системы существенно превышают их значения для ОП.

Средние значения модулей обобщённых векторов тока и напряжения прямой последовательности (I1, U1) и мощности прямой последовательности (Р1) можем найти по зависимостям

pic1
pic1
pic1

где pic1 pic1 – значения активных составляющих токов и напряжений статора в осях pic1; pic1 – значения реактивных составляющих токов и напряжений статора в осях pic1.

Также как и в подходе [8], контроль температуры нагрева производится на основе определения активного сопротивления ротора и его сравнения с известным значением для холодного состояния.

Для реализации алгоритма тепловой защиты требуется знание параметров эквивалентной схемы замещения АЭД, приведенной на рис.1, при известной температуре холодного или начального состояния;

На каждом дискретном шаге реального времени микропроцессорным устройством производятся следующие операции:

• Измерение мгновенных значений фазных токов и напряжений;

• Измерение угла положения ротора датчиком положения ротора (ДПР), установленным на валу двигателя и определение по этим данным скольжения;

• Измерение температуры нагрева обмотки статора с помощью ТД, установленного в пазах обмотки статора электродвигателя;

• Расчёт модулей обобщённого вектора тока и напряжения статора прямой последовательности;

• Вычисление мощности прямой последовательности;

• Определение входных активного (Rвх.1) и индуктивного сопротивлений (Xвх.1) АЭД через мощность, напряжение и ток прямой последовательности;

pic1 pic1

• Коррекция активных сопротивлений обмотки статора pic1 и контура потерь pic1 в стали в зависимости от фактической температуры нагрева, измеряемой термодатчиком

pic1

• Вычисление сопротивлений и проводимостей ротора (pic1, pic1, pic1, pic1) и ветви намагничивания (pic1, pic1)

pic1 pic1

pic1 pic1

pic1 pic1

• Определение проводимостей ротора (pic1, pic1)

pic1 pic1

• Вычисление активного сопротивления обмотки короткозамкнутого ротора АЭД в горячем состоянии (pic1)

pic1

• Вычисление активного сопротивления ротора в холодном (исходном состоянии) для текущего значения скольжения (pic1)

pic1

• Вычисление текущего значения температуры нагрева ротора АЭД на основе сравнения активного сопротивления ротора в горячем состоянии и известного сопротивления в холодном (исходном) состоянии:

pic1

Выделение составляющих тока и напряжения ОП позволяет выполнить, кроме тепловой, и токовую защиту от несимметричных режимов.

Работоспособность вышеизложенного алгоритма проверена при различных значениях коэффициента несимметрии с использованием методов математического моделирования на ПЭВМ [11] в установившихся режимах, а также в режимах пуска и наброса нагрузки. Использовалась математическая модель АЭД на основе полных дифференциальных уравнений [9].

В этих режимах изменение температуры обмотки ротора принималось на основе решения уравнения:

pic1

где М – текущее расчетное значение электромагнитного момента на валу; S – текущее значение скольжения; Та – постоянная времени агрегата, с, t – время, с.

В задачу алгоритма защиты входило определение указанной температуры нагрева обмотки ротора.

pic1

Совпадение найденной по изложенному выше методу температуры нагрева ротора, являлось критерием правильности предложенного в работе алгоритма.

В качестве примера был промоделирован режим работы при номинальной нагрузке на валу и следующий за ним режим наброса нагрузки электродвигателя типа 4АЗМ-8000/6000, являющегося приводом пускорезервного питательного насоса (ПРПЭН) на энергоблоках тепловых электростанций мощностью 300 МВт. Каталожные данные данного АЭД представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Каталожные данные АЭД типа 4АЗМ-8000/6000

pic1

Рассчитанные по [9], параметры двухконтурной эквивалентной схемы замещения АЭД с контуром потерь в стали статора представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Параметры двухконтурной схемы замещения с контуром потерь в стали статора АЭД типа 4АЗМ-8000/6000

pic1

Результаты математического моделирования заданного режима при несимметрии напряжения сети 4% показаны на рис.4 в виде зависимостей тока фазы А статора и температуры нагрева обмотки ротора от времени.

В таблице 3 приведены расчётные значения температуры нагрева короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного электродвигателя при различных коэффициентах несимметрии питающего напряжения, рассчитанной по алгоритму [8]. При этом значение VRнач = 30°C.

pic1

Рисунок 4 – Результаты определения температуры нагрева короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного электродвигателя

(Анимация: 8 кадров, 5 циклов повторения, 16 килобайт)

Таблица 3 – Результаты сравнительного расчёта температуры нагрева обмотки ротора асинхронного электродвигателя

pic1

Выводы

В работе предложен способ совершенствования алгоритма косвенного определения температуры нагрева короткозамкнутой обмотки ротора АЭД при наличии несимметрии питающего напряжения. В основу способа положено выделение составляющих прямой и обратной последовательностей, по которым определяются активные сопротивления ротора в текущем режиме. Такой подход позволяет исключить влияние знакопеременных составляющих удвоенной частоты в измеряемых величинах, что позволяет уточнить определение температуры нагрева ротора. Работа алгоритма тепловой защиты короткозамкнутой обмотки ротора АЭД проверена на ПЭВМ с использованием методов математического моделирования на примере асинхронного электродвигателя типа 4АЗМ-8000/6000 мощностью 8000 кВт и напряжением статора 6 кВ.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Правила устройства электроустановок/ Минэнерго СССР. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1985. – 640 с.
  2. Андреев В.А. Релейная защита и автоматика систем электроснабжения [Учебник для вузов. 4-е изд. Перераб. и. доп.] / В.А. Андреев – М.:Высш. Шк., 2006. – 639 с.
  3. Сушко В. Защита низковольтных электродвигателей. Совершенных защит не существует [Электронный ресурс] / В. Сушко – М.: «Новости электротехники» – 2005. – №4(34).
  4. Ткачук А.Н. Влияние повышения энерговооруженности скребковых конвейеров на аварийность их приводных электродвигателей / А.Н. Ткачук, А.И. Аниканов // Взрывозащищенное электрооборудование. Сборник научных трудов УкрВНИИВЭ. – 2003. – С. 126 – 134.
  5. Счастливый Г.Г. Математические модели теплопередачи в электрических машинах / Счастливый Г.Г., Бандурин В.В., Остапенко В.Н., Остапенко С.Н. – Киев: Наукова думка, 1986. – 182 с.
  6. Патент 69523 А, Україна, МПК7 Н02Р 5/04. Пристрій захисту асинхронного двигуна / Родькін Д.Й., Чорний О.П., Живота В.Ф. [та інші].; заявник і правовласник Кременчуцький державний політехнічний університет імені Михайла Остроградського. – № 2003042859 опубл. 5.09.2004. Бюл. №9, 2004 р.
  7. Beguenane R. Induction motors thermal monitoring by means of rotor resistance identification / R. Beguenane, M.E.H. Benbouzid // IEEE Transaction on Energy Conversion. – 1999. – Vol. 14. – Issue 3. – P. 566 – 570.
  8. Сивокобыленко В.Ф. Способы реализации тепловой защиты асинхронных электродвигателей, основанной на измерении входных сопротивлений / В.Ф. Сивокобыленко, С.Н. Ткаченко // Збірник наукових праць ДВНЗ «Донецький національний технічний університет». Серія «Електротехніка і енергетика». – випуск 8 (140). – Донецьк, 2008. – С. 13 – 18.
  9. Сивокобыленко В.Ф. Математическое моделирование характеристик асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором с учётом потерь в стали / В.Ф. Сивокобыленко, С.Н. Ткаченко // Збірник наукових праць ДВНЗ «Донецький національний технічний університет». Серія «Електротехніка і енергетика». – випуск 7 (128). – Донецьк, 2007. – С. 126 – 131.
  10. Ковач К.П. Переходные процессы в машинах переменного тока: учебн. [для студ. Вузов] / К.П. Ковач, И. Рац. – М.-Л.: ГЭИ, 1963. – 744 с.
  11. Сивокобыленко В.Ф., Переходные процессы в системах электроснабжения собственных нужд электростанций [Уч. Пособие] / В.К. Лебедев – Донецк, ДонНТУ, 2002. – 136 с.