УДК 621.313
Е.В. Зайцев, студент
5-го курса
Науч. рук. Д.В.
Бажутин
Донецкий национальный технический университет
Ул. Артема
denys.bazh@gmail.com
ИССЛЕДОВАНИЕ УПРУГИХ СВОЙСТВ
КОНСТРУКЦИИ МОСТОВОГО КРАНА
Современные условия развития подъемно-транспортных механизмов предусматривают увеличение грузоподъемности, а, следовательно, и размеров крановых установок. Это приводит к усилению собственных колебаний конструкции кранов, обусловленной естественной упругостью материала, из которого она изготавливается. Вследствие этого снижается срок эксплуатации всей установки из-за проявления усталости металла. Для гашения этих колебаний требуется адекватное математическое описание объекта регулирования.
Специализированные программные пакеты, основанные на методе конечных элементов, позволяют проводить исследования упругих свойств механических конструкций с достаточной степенью точности. При этом процесс создания модели сводится к заданию геометрии и физических свойств исследуемой системы. На рис.1 приведены результаты измерения упругих колебаний конструкции моста в его крайних точках и точке закрепления тележки для случаев, когда тележка находится в центральной точке и на четверть длины смещена от центра. Использование такой модели позволяет достаточно точно оценить упругие свойства конструкции мостового крана и в дальнейшем синтезировать алгоритм гашения ее собственных колебаний.
Рис.1 – Переходные процессы
при перемещении моста
Библиографический
список
1. О.И. Толочко, Ф.Палис, Д.В. Бажутин. Гашение горизонтальних упругих колебаний конструкции мостового крана // Електромеханічні і енергозберігаючі системи. Тематичний випуск «Проблеми автоматизованого електропривода. Теорія й практика» науково-виробничого журналу – Кременчук: КрНУ, 2012. – Вип. 3/2012 (19). – С. 336-339.