Три века майолики Ренессанса
Автор:
Н. Соколова
Источник:
http://style-epohi.ru/tri-veka-majoliki-renessansa.html
Автор:
Н. Соколова
Источник:
http://style-epohi.ru/tri-veka-majoliki-renessansa.html
При словах «декоративно-прикладное искусство итальянского Ренессанса» у большинства людей сразу возникают два образа: большие сундуки-кассоне и полихромные расписные блюда. Именно керамика стала для Италии некой визитной карточкой, а точнее ее разновидность – майолика.
Первые образцы таких изделий археологи относят к XIV веку, которые нашли при раскопках города Пизы. Скорее всего, итальянские мастера решили изготовить свою майолику в подражание испано-мавританской. Вообще, название таких изделий произошло от острова Майорка, откуда в 1115 г. были впервые вывезены генуэзцами испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты. В связи с этим, первые опыты итальянских керамистов были неловкими и вторичными. Декор был довольно примитивным. Использовался геометрический орнамент и линейные растительные мотивы. В основном мастера изготовляли не столько майолику, сколько так называемую меццо-майолику, или полумайолику. Такие изделия покрывали тонким слоем белого ангоба, расписывали и сверху покрывали прозрачной свинцовой глазурью. Позже начали постепенно вводить и оловянную глазурь, но из-за экономии нижнюю часть изделия все также покрывали свинцом.
Центрами производства в то время считались Сиена и Орвието.
XV веку использование оловянной глазури стало повсеместным. Если верить Вазари, то за ее изобретение мы должны быть благодарны Луке делла Роббиа, знаменитому скульптору, любившему расписывать свои произведения цветными глазурями. Именно в это время отчетливо видно подражание итальянских мастеров арабским. В первую очередь, это проявляется в декоре. Типичные мотивы мусульманского орнамента переплетаются с эмблемами или гербами итальянских знатных семейств. Но, в отличие от арабов, европейцы вводили в роспись человеческие профили и, хотя довольно редко, сюжетные композиции.
Уже в это время можно проследить тяготение к зеленым и синим краскам, которые в будущем станут характерными именно для итальянской майолики (впоследствии добавится еще третий охристый цвет). На изделиях также начинают ставить «знаки мастера», которые помогают определить авторство и центр производства.
Во второй половине XV века окончательно формируются основные мотивы, использовавшиеся вплоть до прекращения изготовления майолики в XVII веке. Тогда же внезапно мы впервые сталкиваемся с бурным интересом, возникшим у жителей Италии, к приобретению и коллекционированию изделий из глазурованной керамики. В связи с этим возникает популярность в создании альбарелли – специальных аптекарских баночек-сосудов, которые вместо крышки накрывались бумагой. Среди наиболее характерных мотивов следует обозначить так называемый «гранатовый орнамент», стилизованные павлиньи перья и имитация чешуи рыб. Помимо основных трех цветов появляются и более сложные, как например фиолетовый или красный, но использовали их крайне редко. Именно в это время о себе заявляют мастера Фаэнцы, которые создали самый крупнейший центр итальянской майолики. Наряду с ними продолжают работать мастерские в Сиене и в Пезаро.
Расцвет производства майолики приходится на XVI век. Возникают новые центры, такие как: Урбино, Венеция, Дерута, Губбио, Кастель-Дуранте. Фаэнца и Урбино стали основными конкурентами в этой отрасли, на которых равнялись мастера из остальных городов. Наряду с этим сохранялась и некая преемственность и национальные особенности, характерные для каждого центра в особенности. Мало того, на основе широкой популярности, которую заработало производство майолики, это занятие считалось прибыльным, потому как впервые появились художественные школы, где обучали будущих мастеров. Именно поэтому мы знаем теперь имена великих керамистов – Николо Пеллипарно, Франческо Ксанто Авелли, Джорджо Андреоли, семья Фонтана, Джованни Мариа и др.
Роспись изделий находилась под большим влиянием живописи и графики, которые в это время были развиты. В связи с этим, возникает новая манера росписи: перенос непосредственно живописных повествовательных изображений на блюдо. В итоге получалось некая центрическая керамическая картина, которая получила название istoriati (историати). Конечно, такое изделие было намного дешевле обычной станковой картины, поэтому блюда такого типа получили широкое распространение по всей Италии.
Сюжеты брались, в основном, из греческой мифологии и из Библии, хотя первые любили больше. Изделий с историческими композициями почти не изготовлялись, а если и делали, то герои на них выступали в качестве аллегорий. Вытекающим из этого стало появление парадных сервизов, которые до этого итальянские мастера не знали.
Еще одним важным мотивом следует отметить декор гротеском. В связи с раскопками Золотого дома Нерона и обнаружения там римской настенной живописи, мода на декор в виде переплетенных химерических и человекообразных фигур поглотила население Италии. Поначалу гротески были грубоватыми и монументальными, но после того как Рафаэль предложил свой вариант этого орнамента, декор стал очень изящным, миниатюрным и внимательным к деталям. В таких композициях декор имел всего два варианта размещения: a candelieri (симметрично относительно центра) и a quartieri (симметрично по диагоналям). Кстати, Рафаэля вообще очень любили переносить на свои изделия мастера-керамисты, создавая таким образом некое подобие первых репродукций.
К XVII веку характер майоликовых изделий меняется в корне. Некоторые центры вообще перестают выпускать продукцию, другие же поменяли ориентировку на простую по форме белую поливную посуду. Упадок итальянской майолики должен был быть обязан смене стиля, но в первую очередь все-таки возникновением и распространением фарфора. Конечно, традиции полихромной майолики никуда не исчезли, и такие центры как Фаэнца продолжали изготавливать глазурованную керамику, но уже в гораздо меньших количествах и предназначались они как сувениры.
1. Анри Моран, История ДПИ, 1982
2. Кубе А.Н. Итальянская майолика XV-XVIII веков. Собрание ГЭ, 1976
3. vam.ac.uk – коллекция Музея Виктории и Альберта