Разработка конструкций роторных режущих головок
Автор: Л.А. Гик, Д.И. Шурыгин
Источник: Мир Техники и Технологий, Международный технический журнал, Выпуск № 4 Апрель 2009
Автор: Л.А. Гик, Д.И. Шурыгин
Источник: Мир Техники и Технологий, Международный технический журнал, Выпуск № 4 Апрель 2009
Л.А. Гик, Д.И. Шурыгин Разработка конструкций роторных режущих головок В статье приведены направления проектирования конструкций роторных режущих головок, сравнительный анализ достоинств и недостатков разработанных экспериментальных конструкций, расчет эксплуатационных характеристик и результаты испытаний изготовленных конструкций.
Несмотря на большое разнообразие описанных в литературе и патентных документах конструкций роторных инструментов, до сих пор остается практически нерешенной важнейшая задача создания для разных видов обработки (точения, фрезерования, растачивания и т.п.) универсальных конструкций роторных режущих головок – достаточно простых, надежных в работе и пригодных к широкому промышленному освоению.
Выбор направления проектирования конструкций роторных режущих головок проводился на основе анализа достоинств и недостатков существующих принципиальных схем ротационного резания [1]. Наибольшее внимание при проектировании было уделено созданию достаточно мощных и жестких опорных подшипниковых узлов как основной базы обеспечения устойчивой работы инструмента. Проработаны варианты опор с использованием подшипников скольжения, качения и комбинированных (подшипники скольжения – подшипники качения). При конструировании опор качения использованы в основном роликовые и игольчатые подшипники, а также их комбинации. Шариковые подшипники из-за их недостаточной вибростойкости предусмотрены только в некоторых осевых опорах головок. При конструировании подшипниковых узлов скольжения предусмотрена возможность использования как традиционных антифрикционных материалов, так и современных, самосмазывающихся – на базе пластиков и металлокерамики. Принципиальная пригодность таких материалов для упрощения конструкций и эксплуатации роторных инструментов требует серьезной экспериментальной проверки. Для проведения соответствующих испытаний были разработаны специальные конструкции роторных головок. Сравнительный анализ достоинств и недостатков разработанных экспериментальных конструкций роторных головок приведен в табл. 1
№ п/п |
Конструкция головки |
Достоинства |
Недостатки |
---|---|---|---|
1 |
Радиальный игольчатый, радиально-упорный конический и упорный шариковый подшипники |
Высокая жесткость, компактность по диаметру, простота заточки и переточек режущего элемента |
Нетехнологичность изготовления корпуса головки, увеличенный габарит по длине |
2 |
Два радиально-упорных конических подшипника, обращенных друг к другу внутренними кольцами |
Простота изготовления, компактность по длине |
Нерациональная по требованиям жесткости схема расположения подшипников, сложность заточки и переточек режущего элемента |
3 |
Два радиально-упорных конических подшипника, обращенных друг к другу внешними кольцами |
Высокая жесткость, компактность по длине |
Нетехнологичность изготовления |
4 |
Два радиально-упорных конических подшипника с упорным буртом на внешней обойме, обращенных друг к другу внешними кольцами |
Высокая жесткость, компактность по длине, достаточная технологичность изготовления |
Использование дефицитных подшипников с буртами на наружной обойме |
5 |
Радиальный игольчатый подшипник без внутреннего кольца и два упорных шариковых подшипника |
Высокая жесткость, компактность по диаметру, максимальная простота заточки и переточек режущего элемента |
Нетехнологичность конструкций корпуса и шпинделя головки, увеличенные габариты по длине. |
6 |
Два радиально-упорных конических подшипника разного диаметра, обращенных друг к другу внешними кольцами |
Высокая жесткость, компактность по длине, достаточная технологичность изготовления |
Сложность конструкции, сложность заточки и переточек режущего элемента |
7 |
Радиально-упорный бронзовый подшипник скольжения и упорный шариковый |
Компактность по диаметру, простота заточки и переточек режущего элемента |
Сложность эксплуатации из-за необходимости подачи смазки в подшипники, сложность конструкции |
8 |
Два радиально-упорных подшипника скольжения в виде втулки упорным буртом, материал подшипника - Флувис ДМ–7,5 |
Максимальная простота изготовления, минимальные габариты, простота заточки и переточек режущего элемента |
Недостаточно исследованы возможности по требованиям жесткости и долговечности материала втулок подшипников |
9 |
Два радиально-упорных подшипника скольжения в виде втулки упорным буртом, материал подшипника – металлофторопласт, фенопласт |
Максимальная простота изготовления, минимальные габариты, простота заточки и переточек режущего элемента |
Недостаточно исследованы возможности по требованиям жесткости и долговечности материала втулок подшипников |
10 |
Два радиально-упорных подшипника скольжения в виде втулки упорным буртом, материал подшипника –металлокерамика |
Максимальная простота изготовления, минимальные габариты, простота заточки и переточек режущего элемента |
Недостаточно исследованы возможности по требованиям жесткости и долговечности материала втулок подшипников |
Выбор рациональных конструкций головок для изготовления производился методом экспертной оценки по следующим критериям:
На базе анализа табл. 1 по критериям экспертной оценки были выбраны для изготовления наиболее рациональные конструкции головок № 1 – 4,8,9,10 с различными опорными подшипниковыми узлами.
Для отобранных конструкций был проведен расчет эксплуатационных характеристик подшипникового узла. Результаты расчета опорных узлов на подшипниках качения представлены в табл. 2, а на подшипниках скольжения – в табл. 3.
Номер конструкции головки |
Обозначение подшипников |
Выполнение условия Р≤0,5×С |
Расчетный ресурс, ч. |
|
---|---|---|---|---|
макс. нагруз. |
ном. нагруз. |
|||
1 |
1. 244905; 2. 7202; 3. 8102 |
Выполняется |
115 |
1840 |
2 |
1. 2007104А; 2. 2007104А |
Выполняется |
15 |
302 |
3 |
1. 2007105А; 2. 2007105А |
Выполняется |
579 |
11672 |
4 |
1. 67204А; 2. 67204А |
Выполняется |
982 |
19796 |
Номер конструкции головки |
Материал подшипника |
p×v, МПа×м⁄с |
|
---|---|---|---|
макс. нагруз. |
ном. нагруз. |
||
8 |
ФЛУВИС ДМ – 7, 5 |
90,3 |
22,6 |
9 |
Фторопласт Фенопласт |
75,3 |
18,8 |
10 |
Металлокерамика |
70.1 |
17.5 |
Был проведен ряд испытаний изготовленных роторных головок с целью определения их принципиальной работоспособности и сравнения их возможностей обеспечения высокого качества обработанных поверхностей. Испытания производились на токарно-винторезном станке мод. 16К25. В качестве образцов для испытаний использовались заготовки из стали 45 диаметром D = 100 мм и длиной L = 480мм, которые устанавливались в патроне и поддерживались центром задней бабки станка. На образцах протачивались шейки длиной l = 30-40мм. Обработка шеек производилась разными роторными головками на следующих режимах: частота вращения шпинделя nшп = 630-1600 об/мин; подача S = 0,3-1,2мм/об; глубина резания t = 0,15-0,50мм. Анализировали следующие характеристики процесса: устойчивость вращения режущих элементов головок (определялась с помощью тахометра мод. ИО-30); наличие вибраций технологической системы, повышающих уровень волнистости обработанных поверхностей образцов (определялось визуально); полученную шероховатость обработанных поверхностей образцов (измерялась на профилометре мод. 296).
Установлено, что все изготовленные и испытанные конструкции роторных головок, выполненные как на подшипниках качения, так и на подшипниках скольжения, обеспечивают устойчивое равномерное вращение режущих элементов от взаимодействия с обрабатываемой заготовкой.
Существенных вибраций технологической системы, повышающих уровень волнистости обработанных поверхностей образцов, в процессе испытания различных роторных головок не наблюдалось.
Все отобранные и изготовленные конструкции роторных головок обеспечивают шероховатость поверхностей, обработанных на указанных выше режимах, в пределах Ra≤1,25 мкм, что существенно ниже, чем при обработке традиционными лезвийными инструментами.
Кроме того, было проведено экспериментальное исследование жесткости изготовленных образцов, существенно влияющей на точность и качество обработки.
Жесткость головок определялась путем замера величины радиального смещения режущей кромки лезвия при приложении радиальной нагрузки силой Р=250 Н, Р=500 Н, Р=750 Н, Р=1000 Н.
Для проведения исследования режущая головка вместе с соответствующей державкой устанавливалась и зажималась в патроне токарно-винторезного станка мод. 16Б25ПСп.
Радиальные смещения кромки определялись с помощью магнитной индикаторной стойки, снабженной индикаторной головкой часового типа ИЧ-10. Стойка устанавливалась на станине станка. Для устранения погрешностей, вносимых другими элементами используемой технологической системы, в каждом эксперименте нагрузка прилагалась последовательно к режущей кромке головки и державке. Величина радиального смещения определялась как разность показаний индикатора при нагружении головки и державки. Каждый из экспериментов повторялся 3 раза, после чего определялось среднее значение отклонения.
В качестве контрольного образца исследовалась жесткость головки №11 с внутренними опорами качения, спроектированная ранее на конических радиально-упорных подшипниках.
Графики зависимостей, характеризующих жесткость различных конструкций роторных головок, приведены на рисунке 1.
По результатам проведенного исследования установлено следующее: