Назад в библиотеку

Разработка конструкций роторных режущих головок

Автор: Л.А. Гик, Д.И. Шурыгин
Источник: Мир Техники и Технологий, Международный технический журнал, Выпуск № 4 Апрель 2009

Аннотация

Л.А. Гик, Д.И. Шурыгин Разработка конструкций роторных режущих головок В статье приведены направления проектирования конструкций роторных режущих головок, сравнительный анализ достоинств и недостатков разработанных экспериментальных конструкций, расчет эксплуатационных характеристик и результаты испытаний изготовленных конструкций.

Несмотря на большое разнообразие описанных в литературе и патентных документах конструкций роторных инструментов, до сих пор остается практически нерешенной важнейшая задача создания для разных видов обработки (точения, фрезерования, растачивания и т.п.) универсальных конструкций роторных режущих головок – достаточно простых, надежных в работе и пригодных к широкому промышленному освоению.

Выбор направления проектирования конструкций роторных режущих головок проводился на основе анализа достоинств и недостатков существующих принципиальных схем ротационного резания [1]. Наибольшее внимание при проектировании было уделено созданию достаточно мощных и жестких опорных подшипниковых узлов как основной базы обеспечения устойчивой работы инструмента. Проработаны варианты опор с использованием подшипников скольжения, качения и комбинированных (подшипники скольжения – подшипники качения). При конструировании опор качения использованы в основном роликовые и игольчатые подшипники, а также их комбинации. Шариковые подшипники из-за их недостаточной вибростойкости предусмотрены только в некоторых осевых опорах головок. При конструировании подшипниковых узлов скольжения предусмотрена возможность использования как традиционных антифрикционных материалов, так и современных, самосмазывающихся – на базе пластиков и металлокерамики. Принципиальная пригодность таких материалов для упрощения конструкций и эксплуатации роторных инструментов требует серьезной экспериментальной проверки. Для проведения соответствующих испытаний были разработаны специальные конструкции роторных головок. Сравнительный анализ достоинств и недостатков разработанных экспериментальных конструкций роторных головок приведен в табл. 1


Таблица 1. Анализ достоинств и недостатков экспериментальных конструкций роторных головок
№ п/п
Конструкция головки
Достоинства
Недостатки
1
Радиальный игольчатый, радиально-упорный конический и упорный шариковый подшипники
Высокая жесткость, компактность по диаметру, простота заточки и переточек режущего элемента
Нетехнологичность изготовления корпуса головки, увеличенный габарит по длине
2
Два радиально-упорных конических подшипника, обращенных друг к другу внутренними кольцами
Простота изготовления, компактность по длине
Нерациональная по требованиям жесткости схема расположения подшипников, сложность заточки и переточек режущего элемента
3
Два радиально-упорных конических подшипника, обращенных друг к другу внешними кольцами
Высокая жесткость, компактность по длине
Нетехнологичность изготовления
4
Два радиально-упорных конических подшипника с упорным буртом на внешней обойме, обращенных друг к другу внешними кольцами
Высокая жесткость, компактность по длине, достаточная технологичность изготовления
Использование дефицитных подшипников с буртами на наружной обойме
5
Радиальный игольчатый подшипник без внутреннего кольца и два упорных шариковых подшипника
Высокая жесткость, компактность по диаметру, максимальная простота заточки и переточек режущего элемента
Нетехнологичность конструкций корпуса и шпинделя головки, увеличенные габариты по длине.
6
Два радиально-упорных конических подшипника разного диаметра, обращенных друг к другу внешними кольцами
Высокая жесткость, компактность по длине, достаточная технологичность изготовления
Сложность конструкции, сложность заточки и переточек режущего элемента
7
Радиально-упорный бронзовый подшипник скольжения и упорный шариковый
Компактность по диаметру, простота заточки и переточек режущего элемента
Сложность эксплуатации из-за необходимости подачи смазки в подшипники, сложность конструкции
8
Два радиально-упорных подшипника скольжения в виде втулки упорным буртом, материал подшипника - Флувис ДМ–7,5
Максимальная простота изготовления, минимальные габариты, простота заточки и переточек режущего элемента
Недостаточно исследованы возможности по требованиям жесткости и долговечности материала втулок подшипников
9
Два радиально-упорных подшипника скольжения в виде втулки упорным буртом, материал подшипника – металлофторопласт, фенопласт
Максимальная простота изготовления, минимальные габариты, простота заточки и переточек режущего элемента
Недостаточно исследованы возможности по требованиям жесткости и долговечности материала втулок подшипников
10
Два радиально-упорных подшипника скольжения в виде втулки упорным буртом, материал подшипника –металлокерамика
Максимальная простота изготовления, минимальные габариты, простота заточки и переточек режущего элемента
Недостаточно исследованы возможности по требованиям жесткости и долговечности материала втулок подшипников

 

Выбор рациональных конструкций головок для изготовления производился методом экспертной оценки по следующим критериям:

На базе анализа табл. 1 по критериям экспертной оценки были выбраны для изготовления наиболее рациональные конструкции головок № 1 – 4,8,9,10 с различными опорными подшипниковыми узлами.

Для отобранных конструкций был проведен расчет эксплуатационных характеристик подшипникового узла. Результаты расчета опорных узлов на подшипниках качения представлены в табл. 2, а на подшипниках скольжения – в табл. 3.


Таблица 2. Эксплуатационные характеристики опорных узлов на подшипниках качения
Номер конструкции головки
Обозначение подшипников
Выполнение условия Р≤0,5×С
Расчетный ресурс, ч.
макс. нагруз.
ном. нагруз.
1
1. 244905;
2. 7202;
3. 8102
Выполняется
115
1840
2
1. 2007104А;
2. 2007104А
Выполняется
15
302
3
1. 2007105А;
2. 2007105А
Выполняется
579
11672
4
1. 67204А;
2. 67204А
Выполняется
982
19796

 

Таблица 3. . Эксплуатационные характеристики опорных узлов на подшипниках скольжения
Номер конструкции головки
Материал подшипника
p×v, МПа×м⁄с
макс. нагруз.
ном. нагруз.
8
ФЛУВИС ДМ – 7, 5
90,3
22,6
9
Фторопласт
Фенопласт
75,3
18,8
10
Металлокерамика
70.1
17.5

 

Был проведен ряд испытаний изготовленных роторных головок с целью определения их принципиальной работоспособности и сравнения их возможностей обеспечения высокого качества обработанных поверхностей. Испытания производились на токарно-винторезном станке мод. 16К25. В качестве образцов для испытаний использовались заготовки из стали 45 диаметром D = 100 мм и длиной L = 480мм, которые устанавливались в патроне и поддерживались центром задней бабки станка. На образцах протачивались шейки длиной l = 30-40мм. Обработка шеек производилась разными роторными головками на следующих режимах: частота вращения шпинделя nшп = 630-1600 об/мин; подача S = 0,3-1,2мм/об; глубина резания t = 0,15-0,50мм. Анализировали следующие характеристики процесса: устойчивость вращения режущих элементов головок (определялась с помощью тахометра мод. ИО-30); наличие вибраций технологической системы, повышающих уровень волнистости обработанных поверхностей образцов (определялось визуально); полученную шероховатость обработанных поверхностей образцов (измерялась на профилометре мод. 296).

Установлено, что все изготовленные и испытанные конструкции роторных головок, выполненные как на подшипниках качения, так и на подшипниках скольжения, обеспечивают устойчивое равномерное вращение режущих элементов от взаимодействия с обрабатываемой заготовкой.

Существенных вибраций технологической системы, повышающих уровень волнистости обработанных поверхностей образцов, в процессе испытания различных роторных головок не наблюдалось.

Все отобранные и изготовленные конструкции роторных головок обеспечивают шероховатость поверхностей, обработанных на указанных выше режимах, в пределах Ra≤1,25 мкм, что существенно ниже, чем при обработке традиционными лезвийными инструментами.

Кроме того, было проведено экспериментальное исследование жесткости изготовленных образцов, существенно влияющей на точность и качество обработки.

Жесткость головок определялась путем замера величины радиального смещения режущей кромки лезвия при приложении радиальной нагрузки силой Р=250 Н, Р=500 Н, Р=750 Н, Р=1000 Н.

Для проведения исследования режущая головка вместе с соответствующей державкой устанавливалась и зажималась в патроне токарно-винторезного станка мод. 16Б25ПСп.

Радиальные смещения кромки определялись с помощью магнитной индикаторной стойки, снабженной индикаторной головкой часового типа ИЧ-10. Стойка устанавливалась на станине станка. Для устранения погрешностей, вносимых другими элементами используемой технологической системы, в каждом эксперименте нагрузка прилагалась последовательно к режущей кромке головки и державке. Величина радиального смещения определялась как разность показаний индикатора при нагружении головки и державки. Каждый из экспериментов повторялся 3 раза, после чего определялось среднее значение отклонения.

В качестве контрольного образца исследовалась жесткость головки №11 с внутренними опорами качения, спроектированная ранее на конических радиально-упорных подшипниках.

Графики зависимостей, характеризующих жесткость различных конструкций роторных головок, приведены на рисунке 1.

По результатам проведенного исследования установлено следующее:

Графики зависимости радиального смещения r от приложенной нагрузки Р

Рисунок 1 – Графики зависимости радиального смещения r от приложенной нагрузки Р

Список использованной литературы

  1. Гик Л.А. Классификация и проектирование роторных инструментов/ Л.А. Гик, Д.И. Шурыгин // Известия КГТУ.- 2006. - №9.- С. 103-107.
  2. Гик Л.А. Ротационное резание металлов / Л.А. Гик. – Калининград: Кн. изд-во, 1990.-254 с.
  3. Гик Л.А. Machining of materials efficiency increasing method by alteration of traditional high-speed contact interaction principle of the Tool / Л.А. Гик, В. Осташевичус // Metal cutting and high speed machining. Metz, France. 2001.
  4. Гик Л.А. Surface properties of a workpiece after rotary turning / Л.А. Гик, А.А. Миневич // Metal cutting and high speed machining. Darmstadt. Germany. 2003.