Назад в библиотеку

Алексей Николаевич Крылов

Автор: Гутаревич Н.В., Мачикина И.Ю.
Источник: Тезисы докладов межвузовской студенческой конференции «История и современность физики» (ИСоФ – 2009), Донецк, 21 ноября 2009 г. – Донецк: ДонНТУ, 2009. – 174 с.

Аннотация

Гутаревич Н.В., Мачикина И.Ю. Алексей Николаевич Крылов В статье описана жизнь и научная деятельность академика Алексея Николаевича Крылова.

Алексей Николаевич Крылов — кораблестроитель, механик и математик, академик АН СССР. Автор многих основополагающих трудов по теории корабля, математической физики, проектированию и построению первых русских линкоров, активный участник решения основных тех-нических вопросов военного и гражданского судостроения в СССР. Алек-сей родился в помещичьей семье. Когда отцу поставили диагноз – чахотка, семья перебралась во Францию, Марсель. Там Алексей поступает в панси-он. В 1874 Крыловы переезжают в Севастополь, где Алексей Николаевич поступает в уездное училище с прогимназическими классами, а затем в 1877 году в Морское училище

По окончании морского училища А. Н. Крылова зачислили на служ-бу в компасную мастерскую Географического управления. После годично-го стажа работы на судостроительном заводе А. Н. Крылов поступает в Морскую академию на кораблестроительное отделение.

А.Н. Крылов был оставлен при Морской академии для научной и пе-дагогической деятельности, которая длилась около 50 лет. Главные работы А. Н. Крылова— «Теория корабля» (1908), «Приближенные вычисления» (19П), «Дифференциальные уравнения математической физики» (1912). В 1916 году Крылов перевел «Начала натуральной философии» И. Ньютона.

Алексей Николаевич говорил, что настоящий инженер должен раз-вивать не только свой ум, но и свои чувства так, чтобы они его не обманы-вали; он должен не только уметь смотреть, но и видеть; он должен уметь не только слушать, но и слышать. Инженер должен по своей специальности уметь владеть своим инструментом, но он вовсе не должен уметь его делать; плотник не должен уметь выковывать или наваривать топор, но должен уметь отличить хороший топор от плохого; слесарь не должен уметь сам насекать напильник, но должен выбрать тот напильник, который ему надо. Никакая школа не может дать готового инженера, руководителя цеха или самостоятельного конструктора, но она обязана дать основные познания, основные принципы, некоторые основные навыки и, кроме зна-ния, еще и умение прилагать знания к делу.

Роль академика А. Н. Крылова в развитии отечественной науки и техники трудно переоценить. Он был крупнейшим математиком, физиком и инженером корабельного дела. Научные расчеты А. Н. Крылова в вопросах кораблестроения под названием «методов Крылова» пользуются мировым признанием.

На выпускном экзамене главным экзаменатором по девиации был Н. Н. Зыбин. Мне достался вопрос об уничтожении полукруговой девиации по способу Эри. Я изложил этот вопрос так, как это сделано в одной из статей Колонга, а не так, как в учебнике Зыбина, который меня прервал словами:

— Сотрите, у вас неверно, переходите к следующему вопросу.

— Позвольте вам доложить, господин капитан 1-го ранга, и доказать, что у меня верно, сделав более крупный чертеж.

— Делайте, неверное останется неверным.

Я стал чертить и одновременно объяснять чертеж, заняв более четверти громадной доски. Не успел я закончить чертеж, как Зыбин меня перебивает:

— Извините, у вас все верно, я ошибся. Довольно, я вижу, что вы отлично знаете предмет. Благодарю вас! – и без совещания с остальными экзаменаторами поставил 12 (наивысший балл); понятно что и остальные экзамена-торы поставили тот же балл.

На экзамене было много воспитанников, слушавших ответ, и пошла по всему училищу легенда: Крылов на экзамене по девиации самого Зыбина срезал.

Во времена учебы отца Алексея Николаевича в кадетском крпусе, в каждом корпусе было по нескольку лентяев или неспособных к учению кадет, которые с самого начала решали, что их выпустят подпрапорщиками в гарнизон в какую-нибудь Тмутаракань. У них было два способа подготовки к экзаменам.

Тогда писали гусиными перьями, и у каждого был перочинный нож. Так вот, одни начинали подготовку к экзаменам с того, что точили преостро ножик, затем шли в цейхгауз, где в чанах размачивались розги, и начисто подрезали все торчащие сучочки, чтобы сделать розги "бархатными", и на этом подготовку к экзаменам заканчивали.

Другие делали так: отрезалась треть книги сверху и треть снизу и вызубривалась оставшаяся середина. На экзамене хоть что-нибудь да отве-тит, и, значит, нуля не поставят, и от розог избавишься. Судя по объемам некоторых программ и курсов, и студентам Ленинградского кораблестрои-тельного института придется прибегнуть к сокращению книг.