Шаг в направлении экоэтики повседневного быта
Автор:А.С. Парфенюк, Ю.И. Кутняшенко, Д.Ю. Андреева
Источник: IX Международная научно-практическая конференция-выставка «Экологические
проблемы индустриальных мегаполисов», ДонНТУ - 2012г.
Автор:А.С. Парфенюк, Ю.И. Кутняшенко, Д.Ю. Андреева
Источник: IX Международная научно-практическая конференция-выставка «Экологические
проблемы индустриальных мегаполисов», ДонНТУ - 2012г.
А.С.Парфенюк, Ю.И. Кутняшенко, Д.Ю. Андреева Шаг в направлении экоэтики повседневного быта Для предотвращения экологической катастрофы большое значение имеет формирование экологической культуры личности, способной в сегодняшних условиях к гармонизации взаимоотношений с природной средой.
Сохранение приемлемых природных условий требуют от каждого человека приобщения к духовным и нравственно-этическим образцам жизнедеятельности в окружающей среде.
Нами ставится вопрос о том, что на сегодняшний день каждый человек должен действовать с позиций заботы об окружающем мире, влияние на который должно быть очень осторожным. Главное – не навредить.
Всем известно широко применимое понятие как этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности. С течением времени возникло понятие экологической этики – учения о должном в отношениях человека с природой, основанное на восприятии природы как субъекта, признании её морального статуса, высоком оценивании внутренней ценности природы, уважении прав природы и ограничении прав человека. Главным направлением в экологической этике является экобиоцентризм, нацеливающий людей на сохранение как можно большего количества видов живых существ и участков природы в безотносительной пользе от этого человеку или даже во вред ему. Согласно экобиоцентризму экологические проблемы не могут быть решены без фундаментальных изменений в существующих ценностях общественной и политической жизни. Природу нужно защищать для того, чтобы расширить человеческие возможности и помочь людям стать лучше. На этом основано направление экологической этики – этика экологической добродетели. Существует также определение этики Земли, как направления в экологической этике, где фокус моральной заботы постепенно переносится с растений, животных, почвы и воды на коллективное биосообщество.
Экологическая этика возникла как движение, направленное на признание морального значения природы. Она еще не стала руководством к широкому и массовому действию, но получает всё более широкое распространение и известность. Этому способствует растущее осознание опасности всеобщего экологического кризиса современности. Экологическая этика выходит далеко за рамки практических задач экологии – это должно стать нормой поведения и формироваться с раннего возраста.
Человечество вступило в период глобального экологического кризиса, который носит системный характер и выражен не только в нарушении законов эволюции биосферы, но и в социальных и моральных проблемах. Практически все попытки и усилия государств преодолеть экологический кризис, в том числе и на международном уровне не дают ожидаемого эффекта.
В условиях растущей рыночной конкуренции ценность личностных устремлений, мораль и гуманность стремительно теряют свои позиции. Ведущими становятся корпоративные интересы, направленные на удовлетворение неограниченно растущих псевдосоциальных потребностей узких групп лиц, возглавляющих фирмы и корпорации, у которых отсутствует понимание, а часто безразличны государственные и национальные интересы. Дарвиновскую борьбу за существование сменила борьба за комфортные условия жизни, удовлетворение материальных потребностей, а власть и техника стали главным оружием в этой борьбе за изъятие у природы всего необходимого в корпоративных интересах. Размер богатств, измеряемый деньгами, становится мерилом силы, власти, благополучия, уровня комфортности бытия. Ускоренно развивается новый мир, в котором социальная конкуренция с нарушением правил или без них, стала двигателем "прогресса".
Общество, особенно в Украине, страдает от отсутствия способности охватить весь комплекс проблем, понять связи между различными областями знаний и культуры и осознать ключевые "правила игры" по сценарию современного мира. Наиболее важной всеобщей проблемой сегодня становится выработка стратегии безопасного развития в условиях нелинейного взаимодействия как внутри общества, так и между обществом и биосферой. Как говорил китайский философ Гуань-Цзы "Если ты рассчитываешь на сто лет, просвещай людей". В связи с этим возникает необходимость развития направления "Экологическая этика повседневного быта", которая призвана не только осветить сложившуюся проблематику для общественности, но и осуществлять экологическое воспитание ещё в раннем детском возрасте, ориентированное на конкретную повседневную деятельность каждого здравомыслящего человека.
Вот ряд основных личностных правил бытовой экоэтики, четкое соблюдение которых в повседневной жизни будет способствовать благополучию экосистемы, в которой вы находитесь.
В заключение можно подытожить следующее. Лишь глубинные духовные процессы в сознании каждого человека помогут найти всем нам реальный выход из экологического кризиса. Необходимы переосмысление всей системы ценностных ориентаций и смена жизненных установок, смещение акцента, укоренившегося в современном мире, эгоистического получения материальных благ, власти, славы, денег, стремление к которым так долго были заняты люди, на их духовное развитие в условиях разумного, точнее сказать, оптимального потребления. Только такие изменения в массовом сознании, возможно, приведут к преображению и устойчивому развитию нашего мира. И тогда «глобальная экологическая катастрофа» отступит и не станет причиной гибели человеческой цивилизации, и у человечества появится реальный шанс выжить и подняться на новую ступень своего развития.