Творчество живописца Джона Констебла
Человеку очень важно заниматься тем, что ему интересно и что у него получается. Это помогает ему проявить себя и почувствовать свою важность и небесполезность. Вот почему существует так много способов проведения свободного времени.
Что касается моих интересов, то я люблю рисовать. В детстве я могла часами просиживать, разрисовывая альбомы чудесными цветами, животными, людьми и домами. Я рисовала на всём (включая обои, мебель, песок, асфальт) и всем, что попадалось под руку (карандашами, фломастерами, акварелью, мелками и палочками на песке или земле). В моей комнате много рисунков. Там есть герои мультфильмов, пейзажи. Я когда-то мечтала стать художником, но теперь я не вижу смысла соединять карьеру и хобби. Рисование просто стало моим любимым занятием в свободное время. Оно помогает мне в трудные минуты, когда нет настроения или просто грустно. Беря в руки карандаш и чистый лист бумаги, начинаешь рисовать, все плохое уходит от тебя. Я всегда стараюсь рисовать яркие, цветные рисунки и от этого улучшается настроение. Поэтому я могу посоветовать всем, даже если вы не умеете рисовать, возьмите и просто просмотрите картины великих художников. Одного из них, Джона Констебла, я и хочу порекомендовать.
Джон Констебл родился 11 июня 1776 года в деревне Ист-Бергхолт на юго-востоке Англии. Его отец был владельцем нескольких мукомолен. Целые дни мальчик проводил на отцовской мельнице, расположенной на реке Стур, и в свободное время рисовал.
Отец не разделял увлечение мальчика и позднее отправил его работать на одну из своих дальних мельниц, где юноша продолжал втайне заниматься живописью. Джона тянуло к искусству. Дальнейшее его решение стать живописцем повергло родителей в ужас.
В 1796 году Джон начал брать уроки у лондонского художника Джона Томаса Смита. Он помог Констеблу подготовиться к поступлению в Королевскую Академию, куда его приняли в 1799 году. Джон был прилежным учеником, посещал все занятия, внимательно изучал анатомию, писал копии с работ старых мастеров.
В своих работах Констебл предстает смелым и независимым мастером, его восприятие природы не соответствует нормам академического искусства. В картинах, Джон старался запечатлеть свои собственные наблюдения за природой, то, что кроме него никто не способен был заметить.
Отличительной чертой стилистики Констэбла стала рельефная фактура. Он накладывал краски густыми объемными мазками. Он не старался четко выписывать малейшие детали пейзажа. Он использовал те тона, которые наиболее близки настоящим, встречающимся в природе.
В 1802 году в Академии была впервые выставлена его работа под названием «Пейзаж».(рис.1)
В 1809 году художник встретил свою старую знакомую - Марию Бикнелл, внучку пастора из Ист-Бергхолта. Влюбившись друг в друга, Джон и Мария решили пожениться. Но их браку препятствовали родители Марии, которые считали, что Джон слишком беден. В 1811 году художник окончил Академию. Его финансовое положение на тот момент оставляло желать лучшего. Его пейзажи не продавались и чтобы хоть как-то сводить концы с концами, художник начал писать портреты.
Джон и Мария смогли обвенчаться только в 1816 году, когда умерли родители Констебля и он получил скромное наследство. На свадебную церемонию не приехал ни один из родственников новобрачных.
С этого события в жизни художника произошли заметные перемены. Он был счастлив в браке, его портреты пользовались большим спросом. В 1818 году его назначают на должность директора Благотворительного общества поддержки начинающих художников.
В 1819 году он представил на выставке Королевской Академии свою работу под названием «Белая лошадь»(рис.2). Картина получила очень лестные отзывы уважаемых критиков.
На протяжении нескольких последующих лет Констэбл написал целую серию полотен, которые считаются наивысшим достижением художника. Наиболее известной из них является картина «Телега для сена», которая была представлена публике на выставке Королевской Академии в 1821 году.
Картина была встречена с восторгом. Позже, за огромные деньги, картину приобрел парижский перекупщик Джон Эрроусмит, а в 1824 году он выставил ее в парижском Салоне, где она произвела настоящую сенсацию и принесла своему автору золотую медаль.
В начале 1820-х годов по заказу своего друга архидиакона Джона Фишера, художник исполнил серию видов собора в Солсбери - «Собор Солсбери из епископского сада» (рис.3).
К этому же периоду творчества относится также одна из самых динамичных картин Констебла, поражающая своей реалистичностью – « Прыгающая лошадь».
Позже работы Констебля были включены в общую программу преподавания французского искусства 19-ого столетия.
В 1824 году у его жены появились первые признаки чахотки. Констебл отложил все дела и повез Марию в Брайтон - курортное место для легочных больных. Там супруги провели несколько недель. Но здоровье Марии все ухудшаться, и в ноябре 1828 года она умерла. После смерти жены Констебл был в отчаянии, и только великая преданность своему делу заставила художника продолжать работу.
В 1829 г. Констебл был избран действительным членом Королевской академии. Художник уделял все свое внимание преподаванию в классе рисования и организации ежегодных выставок Академии. В это же время он работал над публикацией репродукций своих картин, составивших альбом под названием «Английский пейзаж».
В 1836 году он прочитал цикл лекций в Королевском Обществе. Лекции были посвящены пейзажной живописи. В них художник сформулировал принципы, которыми он лично руководствовался в своем творчестве.
Умер Констебл 31 марта 1837 года. Врачи не смогли определить точную причину смерти художника. Они предполагали, что он скончался от несварения желудка, хотя по-видимому, это был сердечный приступ. Похоронили его на лондонском кладбище в Хэмпстеде, рядом с могилой его любимой жены Марии.
Творчество Джона Констебла оставалось незамеченным на родине до XX столетия. Но оно оказало огромное влияние на развитие французской живописи. Французские мастера XIX века коллекционировали его полотна, тщательно изучали их, восторгались его живописной техникой. Искусство Джона Констебла способствовало становлению реалистической тенденций в живописи 19 веке.
Я считаю, что каждый человек хотя бы раз увидев картины этого художника, захочет узнать о нем больше. Ведь его картины это реальная жизнь.
Образы его картин очень наглядны и убедительны. Они передавают на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощают общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии.
Каждому времени присущ свой изобразительный язык, свои стилистические приемы и способы передачи реальности. Поэтому искусство всегда связано с жизнью и меняется вместе с ней.
И смотря на картины любого выдающегося художника, человек сам становится чище мыслями, начинает по-другому воспринимать мир, становится добрее. Ведь не даром говорят: «Что красота спасет мир».
Для написания статьи использовались следующие электронные ресурсы: