Назад в библиотеку
Повышение экологической безопасности магистральных трубопроводов
Автор: М.А. Харченко, С.П. Веретельник
Источник: XXII Всеукраинская научная конференция аспирантов и студентов «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» – Донецьк, ДонНТУ – 2012 г.
Магистральные трубопроводы являются составной частью мировой системы транспортировки жидких и газообразных продуктов.
Наиболее распространены трубопроводы для перекачки газа, нефти и продуктов их переработки.
Наряду с очевидными преимуществами трубопроводы несут экологическую опасность, причем на первом месте стоят трубопроводы,
по которым транспортируются отравляющие вещества, например, аммиак и др. На втором месте находятся нефтепроводы, которые наряду с
пожароопасны и могут загрязнять грунты и подземные воды. Газопроводы при небольших повреждениях менее опасны.
Масштабное строительство магистральных трубопроводов для транспортировки нефти, газа и продуктов их переработки началось в России
на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов XX века. Разведанные колоссальные запасы нефти и газа в районах Западной Сибири и Средней Азии
и их отдаленность от потребителей Европы предопределило бурное развитие трубопроводного транспорта.
Особенно стремительно происходило строительство магистральных трубопроводов в семидесятых и начале восьмидесятых годов,
когда было построено несколько десятков тысяч километров нефтепроводов и газопроводов диаметром
от 800 до 1400 мм., что позволило
создать самую мощную трубопроводную транспортную систему.
Однако отсутствие необходимого опыта строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов особенно отрицательно сказалось
на состоянии окружающей среды территорий, где были построены данные объекты. Необходимость в скорейшем строительстве и вводе в
эксплуатацию очередного газопровода, столь необходимого «народному хозяйству», привело к катастрофическим последствиям для
экологии многих регионов. Нефтяные озера и реки, плавающие в болотах Западной Сибири трубопроводы, горящие годами факелы,
лежащие по барханам открытыми сотни километров трубопроводов, вот что явилось итогом недостаточного внимания к вопросам
взаимодействия окружающей среды и построенных человеком объектов.
За многие десятилетия развития трубопроводного строительства, сооружения газопроводов не сформирована единая концепция комплексного
взаимодействия многофакторной системы «Человек – трубопроводный строительный и эксплуатационный комплекс – охрана природы».
Снижение негативного воздействия и влияния магистральных трубопроводов на окружающую среду в процессе их возведения и эксплуатации
является одной из приоритетных задач современного строительства. Поэтому разработка методов прогнозирования и технических решений
в целях снижения антропогенного воздействия на окружающую среду является актуальной проблемой.
Продлить жизнь газопроводов возможно при условиях комплектной диагностики и последующего мониторинга, создания системы управления
эксплуатационной надежностью и экологической безопасностью, а также решив технологические и технические проблемы, еще существующие
на научном и практическом уровнях.
Применение внутритрубной диагностики позволило обнаружить большое количество дефектов, которые ранее были недосягаемы. В целом за
период с 1993 по 1997 г. было обследовано 40 тыс. км магистральных нефтепроводов, выявлено 14 тыс.
опасных дефектов, из которых к концу 1997 г. отремонтировано 11 тыс., т.е. 80%.
В настоящее время с применением магнитных внутритрубных снарядов ежегодно проходит освидетельствование до 10 тыс. км газопроводов.
С 1991 по 1998 г. благодаря им выявлено более 7,8 тыс. дефектов различного вида (вмятины, задиры, коррозионные повреждения и т.п.).
Наиболее эффективным превентивным действием в ряду антиаварийных мероприятий является диагностика технического состояния трубопроводов.
Она достигается с помощью комплексной диагностической системы, включающей в себя аэрокосмические методы, внутритрубные магнитные и
ультразвуковые дефектоскопы нового поколения. Широкое применение получат также геоинформационные системы и системы глобального
географического и геодезического позиционирования с использованием DGPS для построения электронных (цифровых) карт с нанесением
на них действительного положения трубопровода, арматуры, трубных деталей, а также дефектов, выявленных внутритрубной диагностикой.
По данным комплексной диагностики будут определяться уровень риска и остаточного ресурса трубопроводов, стратегия выборочного ремонта.
В проектах на прокладку трубопроводов необходимо предусматривать решения по охране окружающей среды при сооружении трубопроводов и
последующей их эксплуатации. При подземной и наземной (в насыпи) прокладках трубопроводов предусматривают противоэрозионные мероприятия
с использованием местных материалов, а при пересечении подземными трубопроводами крутых склонов, промоин, оросительных каналов и
кюветов в местах пересечений – перемычки, предотвращающие проникание в траншею воды и распространение ее вдоль трубопровода.
При прокладке трубопроводов в земляных насыпях на пересечениях через балки, овраги и ручьи предусматривают устройство водопропускных
сооружений (лотков, труб и т.п.) Поперечное сечение водопропускных сооружений следует определять по максимальному расходу воды
повторяемостью один раз в 50 лет.
При прокладке трубопроводов на вечномерзлых грунтах на участках с льдистостью менее 0,1 допускается их оттаивание в процессе строительства
или эксплуатации. На участках с таликами рекомендуется грунты основания использовать в талом состоянии. Допускается многолетнее
промораживание талых непучинистых грунтов при прокладке газопроводов, транспортирующих газ с отрицательной температурой.
При пересечении трубопроводом участков с подземными льдами и наледями, а также при прокладке трубопроводов по солифлюкционным и
опасным в термоэрозионном отношении склонам и вблизи термоабразионных берегов водоемов проектом должны предусматриваться специальные
инженерные решения по предотвращению техногенных нарушений и развитию криогенных процессов:
• мероприятия по максимальному сохранению растительного покрова;
• подсыпка грунта и замена пучинистых грунтов на непучинистые;
• дренаж и сток вод;
• выравнивание и уплотнение грунтового валика над трубопроводом.
Анализ существующей практики строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов показывает, что недостаточно уделяется внимания
учету воздействия магистрального трубопровода на окружающую среду и окружающей среды на магистральный трубопровод.