Назад в библиотеку

Исследование геополитики природного газа

Автор: Peter R. Hartley, Dagobert L. Brito

Перевод: М.А. Пикулева

Источник: Rice University's James A. Baker

Анализ перспективных разработок в торговли природным газом и геополитические последствия. Совместное исследование энергетического форума Института Бейкера и Программы Стэнфорда по энергетике и устойчивому развитию.

Природный газ стремительно набирает геополитическое значение. Газ перестал быть только предельным топливом, потребляемым в региональном масштабе и удаленным от рынках топлива. Газ транспортируется на большие расстояния для потребления в различных секторах экономики. В основном природный газ является предпочтительным топливом для покупателей – у него относительно низкая степень негативного воздействие на окружающую среду, что особенно важно для производства электроэнергии. В результате, потребление газа в мире по прогнозам увеличится более чем в два раза в течение следующих трех десятилетий, увеличившись с 23% до 28% от общемирового спроса на первичную энергию. К 2030 году прогнозируют, что газ станет энергетическим ресурсом номер один в мире, обогнав другие источники энергии [1].

Потребление газа будет расти почти во всех регионах мира. Самое большое абсолютное увеличением потребления газа – в Северной Америке и Европе, быстрый рост на новых рынках, таких стран как Китай, Южная Азия и Латинская Америка [2]. Вполне вероятно, что рост цен на газ на многих из этих рынков заставит увеличить импортные поставки, так как местных ресурсов по низкой стоимости будут исчерпаны. Только три страны–Россия, Иран и Катар обладают 55% текущих доказанных запасов газа[3]. В то же время падение затрат на транспортировку газа – как по трубопроводам, так и на корабле в виде сжиженного природного газа (СПГ), будет продолжать улучшать жизнеспособность этих удаленных поставщиков, развивать рынки за пределами своих границ.

Растущее значение импорта природного газа в современной экономике развивает новое мышление по поводу энергетической безопасности. Отношения, которые складываются между крупными поставщиками газа и конечного использования в ключевых странах–потребителях будет создавать новые геополитические соображения, которые будут расти до самых высоких уровней экономической политики и политики безопасности. Представитель Федерального резервного банка США Алан Гринспен публично обсудила последствия роста внутренних цен на газ и необходимости импорта СПГ в дополнение к североамериканским добычи газа. Охранные агентства удвоили свое внимание на инфраструктуру транспортировки газа. С перспективой гораздо большей зависимости от внешних поставок природного газа, Министерство энергетики США в декабре 2003 года созвало собрание министров энергетики от настоящих и будущих крупных экспортеров газа в США, чтобы строить дипломатические отношения с этими важными поставщиками.

Энергетический форум Джеймса Бейкера общественной политики и программы по энергетике и устойчивому развитию в Стэнфордском университете для Института международных исследований начали углубленно изучать геополитические последствия полного переход на природный газ в мировом энергетическом рынке. Исследование, которое было завершено в 2004 году, кульминацией которого стала книга на эту тему, направлено, чтобы заполнить пробел в академической и деловой литературы на природном газе. Ранее проведенные исследования уделили особое внимание с точки зрения инвесторов, с гораздо меньшим вниманием к широкому последствия перехода на газ.

Речь в данном случае о недавнем исследовании развития инфраструктуры, которое недавно завершил Всемирный банк (ESMAP) – исследование трансграничных нефте– и газопроводов:. Это исследование кратко рассматривают двенадцать случаев трансграничной энергетической инфраструктуры для выявления общих проблем и лучшие методы смягчения последствий этих проблем [4]. Международное энергетическое агентство (МЭА) провело серию семинаров по трансграничной торговле газом, в том числе и среди политиков , отраслевых экспертов и ученых, и продолжает изучать вопросы безопасности импорта газа [5].

Существует также обширные исследования на гипотетических газотранспортных проектах – линиями, проведенными карандашом на картах, которые представляют сотни предлагаемой газопроводов. Некоторые исследования, такие как Shell Global Scenarios, рассмотрели расширения газовой инфраструктуры в самом широком социальном и геополитическом контексте [6]. Другие усилия были сосредоточены на конкретной экономике вариантов гипотетических газопроводов в конкретных регионах. В 2000 году Азиатско – Тихоокеанский Центр энергетических исследований опубликовал два доклада – основное внимание уделялось экономике газопровода в Северо–Восточной Азии и газопровода Юго–Восточной Азии [7]. Кроме того, Институт Бейкера проанализировал варианты трубопроводов сжиженного природного газа для импорта газа с Дальнего Востока России в Японию [8] . Международный институт прикладного системного анализа также провел масштабные экономические исследования для изучения маршрутизации среднеазиатского природного газа на европейские и азиатские рынки [9]. Каждое крупное коммерческое предприятие, которое производит, транспортирует и продает газ через границы привлекает ученых для изучения экономики различных проектов и сценариев.

Институт Бейкера и Стэнфордский университет будут рассматривать более сложные вопросы международной безопасности, и геополитические последствия, возникающих в следствии отношений производитель газа – потребитель. Мы будем изучать политические последствия интеграции, что исторически было несвойственно региональным рынкам природного газа. Исследование позволит выяснить, предусматривается ли появление СПГ, позволит создать по–настоящему глобальный рынок природного газа, а также определить роли ключевых поставщиков газа, влияющих на цены и надежности поставок в этом глобальном рынке. Исследование позволит также систематически анализировать многие вопросы, которые уже давно стали основой обсуждения энергетической безопасности.

Исследование будет использовать результаты исторического исследования дела, а также передовое экономическое моделирования для изучения взаимодействия между экономическими и политическими факторами в развитии ресурсов природного газа; нашей целью является пролить свет на политические проблемы, которые могут сопровождать переход на газ как основной энергетический ресурс для всего мира.

Рабочие документы

Исторические исследований случаев трансграничной инфраструктуры торговли углеводородами

Строительство инфраструктуры является основной проблемой в мире, препятствующей увеличению потребления природного газа. Общая сумма инвестиций в глобальной цепочке поставок природного газа составляет 3,1 триллиона $, или 105 млрд. $ в год, будут необходимы для удовлетворения растущего спроса на газ в период между 2001 и 2030 годами, по данным Международного энергетического агентства (МЭА). Эти исследования (рабочие документы) дают акцент на особые проблемы инвестирования в крупномасштабной, междугородной добычи и транспортировки газа. Эти проекты, особенно трубопроводов, требуют выделить финансовые ресурсы для проектов, к требующие десятилетий работы, чтобы восстановить первоначальные инвестиции. Эти исследования сосредоточиваются на странах, которые не имеют долгой истории сотрудничества и стабильной правовой и политической среды, которые часто рассматриваются как объекты для привлечение частных инвесторов. Расширение газа в мировом топливе в значительной степени зависит от успехов в привлечении инвестиций в таких политических, институциональных и экономических условях. В исследовании рассматриваются факторы, которые объясняют, почему эти объекты были построены.

Был разработан подробный протокол исследования для руководства команды социологического исследования [10]. Хотя в каждом случае исследование рассматривает сложную историю в своем собственном праве, протокол обеспечивает сопоставимость со случаями по ключевым вопросам, а именно:
– Создание спроса. Во многих случаях новые проекты экспортных поставок больших объемов газа на рынки, которые еще не имеют инфраструктуры в месте, чтобы использовать новый ресурс. Тематические исследования изучают инструменты, используемые для "создания" спроса, такие как мобилизации дополнительных инвестиций в газоиспользующее оборудование, которые необходимы для экономически жизнеспособных проектов
– Изменение рыночного контекста. Временной и географический диапазон из семи тематических исследований позволяет оценить, как либерализация рынка и переход от государственных проектов для увеличения роли частного сектора влияет на инвестиции в трансграничных проектах. Исследования также позволяют рассмотреть последствия в связи с переходом от нефти, индексированные цены на газ, на конкурентоспособности.
– Долгосрочные контракты. Инвесторы и поставщики газа исторически работали по долгосрочным договорам – бери или плати. Переход к более ориентированной на рынок договоренностей делает процесс отношений более сложным, может замедлять усилия или препятствовать им по завершению проектов. Каждое исследование смотрит на конкретные роли для таких контрактов, и на действительность; исследования изучают, где такие контракты были необходимы (и почему).
– Транзит страновых рисков. Инвесторы особенно обеспокоены риском того, что транзитные страны будут вымогать дополнительные доходы, или прерывать поставки. Три тематических исследования позволяют проводить анализ рисков транзита и стратегий, принятых для снижения этого риска в различных контекстах.
– Газовое оружие. Импортирующие страны давно боялись, что это будет удерживать поставщиков газа, для экономической или политической выгоды. Каждое тематическое исследование рассматривает, возникла ли эта проблема, и как такие страхи были смягчены.
– СПГ против трубопровода. В некоторых случаях, как СПГ, так и разрабатываемых проектов были доступны для экспорта газа по соизмеримым ценам. В таких случаях, тематические исследования помогут прояснить факторы, в дополнение к стоимости, которые влияют на выбор технологий транспорта газа.
– Международные институты. Теория предполагает, что уже существующие институты для экономического сотрудничества будет способствовать развитию исследований. Исследования охватывают страны, которые разделяют членство в региональных торговых соглашениях, и страны с ограничениями ранее существовавшего формального сотрудничества. Также рассматривают вопрос о роли международных финансовых институтов в продвижении этих проектов.

Экономическое моделирование

Одновременно с анализом исторических исследований, группа ученых Университета в настоящее время разрабатывает экономическую модель глобальных рынков природного газа. Модель создается для моделирования развития глобальных рынков газа на основе исключительно коммерческих соображений – имеющиеся запасы, затраты на его развитие, стоимость капитала, конечного использования спроса по секторам, и топливо конкурентов [11]. В частности, динамические пространственные модели общего равновесия стремятся повысить уровень развития газовых ресурсов и рынков сбыта, транспортных путей – для получения более эффективного результата. Ресурсы природного газа разрабатываются на основе их текущей и будущей экономической ренты (Хотеллинг – тип подхода к истощаемым ресурсам, а также с учетом изменения расходов после того, как ресурсы будут исчерпаны). Каждый ресурс должны конкурировать против относительно других ресурсов. Таким образом, неоднородность затрат на разработку, размеры ресурса, а также транспортные расходы и расстояние до рынка, являются чрезвычайно важным фактором в определении того, какие ресурсы используются в первую очередь. Кроме того, прибыль на капитал для различных вариантов транспортировки и связанных с ними производственных объектов (например, сжижения и регазификации растений) будет определять, будет ли ресурс перемещается по трубопроводу или танкером СПГ. На самом деле, вполне возможно, что изолированные ресурсы с низкой стоимостью добычи не будут разработаны из–за стоимости их транспортировки на рынок.

Данные для ресурсной базы взяты из Геологической службы Соединенных Штатов в Мире. Рассматриваемая модель развития будет первой, исследовавшей экономические последствия монументальных усилий геологические исследования, проведенные Геологической службы США. Данные для предполагаемых затрат на разработки и добычи этих ресурсов была разработана под CRADA между Altos Management Partners и Геологической службы США. Трубопроводы и СПГ затрат цепочки создания стоимости, взяты из различных источников, которые будут изложены в исследовании.

Спрос и предложение характеризуются на региональном уровне, с большей детализацией в определенных областях. Например, Северная Америка разделена на более чем 50 регионов. Россия и страны бывшего Советского Союза разделены на более чем 15 регионов.

Экономическая модель, разрабатываемая в Университете, также включает в себя исследования о взаимосвязи между энергией и экономическим развитием, которая была признана Международной ассоциацией по экономике энергетики в 2001 году как «Лучший доклад». Соответственно, энергоемкость позволит отказаться с разной скоростью в каждом секторе конечного потребления в соответствии с потреблением на душу населения. Эластичность спроса по доходу, собственной цене, населению, и альтернативные цены на топливо, исходя из исторических данных Международного энергетического агентства (МЭА), используются для определения доли природного газа, используемого в каждом секторе. Таким образом, экономический рост, рост численности населения, и относительная цена на конкурирующие виды топлива будут определять степень, в которой спрос на природный газ растет в разных секторах конечного потребления в разных странах по всему миру.

Райс модель иллюстрирует, как мировые рынки газа могут развиваться в течение ближайших 30 лет, и предсказывает, при определенных условиях, будущие источников поставок природного газа на рынках. Модель также может показывать последствия определенных политических вмешательств, таких как потеря питания из России из–за бюрократической неэффективности, прерывание разработок новых проектов по формированию картели производителей, и других подобных мероприятий.

Интеграция

Исторические исследования дела и глобального экономического моделирования, описанные выше, – ценный автономные исследования. Тем не менее, исследование ставит своей целью продвигать, интегрировать политические и институциональные идеи из тематических исследований по экономической модели мировых газовых рынках. Такие ключевые факторы, влияние политических рисков на темпы развития проекта и вмешательство международных финансовых институтов будет позволять влиять на разработку новых проектов. Такие факторы часто определить, какие проекты построены первые, их первые шаги, в свою очередь, условие дальнейшего развития рынка. Это исследование позволит на новый уровень, выходя за рамки типичных экономических рамок модели оптимизации включить политических и институциональных реалий и свободный выбор экономических возможностей развития газовой торговли.

Сценарий будет разработан на основе синтеза макро–уровня и региональные идеи из тематических исследований. Команда моделирования и авторы тематического исследования в настоящее время работают вместе, чтобы развивать различные приложения модели, которые подчеркнут взаимодействия экономических и политических сил, они будут использоваться для базового варианта экономической модели:
Политика и экономика. Калибровка модели по 1990 год, запустить его за период с 1990 по 2003 год, с использованием только технико–экономические переменных, такие как капитальные и эксплуатационные расходы по проектам, запасы газа, и перевозки на дальние расстояния. Затем сравним результаты для «оптимальной» работы с реальными результатами проектов. Стремиться объяснить различия между оптимальным и реальным результатам. Сосредоточим внимание на способы включения политических, организационных и правовых переменных в модели, так чтобы модель лучше отражала этот более широкий спектр факторов на работе.
Создание рынка. В случае с Китаем, первые проекты исследования показали, что некоторые страны создали рынок газа с явными политическими мерами. Примеры включают Японию в период после арабского нефтяного эмбарго и Советским Союзом с созданием двадцатилетний газовой политики в 1950 году. Всемирный банк и национальные правительства также попытался создать рынки для газа в нескольких ключевых странах Южной Америки. Из этих исторических примеров мы узнаем о темпах изменения и роль ключевых проектов, в «создании рынка» эти факторы, как правило, не должны быть отражены в существующей экономической модели, потому что они являются явными политическими мерами, которые зачастую проводятся как «проекты Гранд» с правительственным уклоном. Многие из проблем для китайской политики возникают не только с повышением стоимости газа (по сравнению с углем), но и с китайскими понятиями безопасности энергии, которые часто используются для блокирования импорта энергетических проектов. Мы используем эти знания для разработки 2–3 сюжетных линий для возможного создания рынка газа в Китае и изучить последствия для регионального и мирового рынков газа.
Внутренних реформы. Роль государственных предприятий. Почти все крупные страны–экспортеры газа создали газовые сектора, где доминируют государственные предприятия (ГП). Это создает проблемы для возможных технических моделей. С одной стороны, государственные предприятия – интегрированные монополии, которые могут принять долгосрочную перспективу, которая согласуется с долгосрочной оптимизацией структуры, которая часто используется в больших моделях по энергетической шкале. С другой стороны, государственные предприятия зачастую весьма неэффективных в своей деятельности и часто выполняют специальных функции, таких как строительство крупных (часто нерентабельных), но трофей проектов. Часто государство захватывает большие суммы доходов SOE для общих бюджетных целей, что оставляет SOE не в состоянии тратить на долгосрочные проекты капитала (аналогичные тенденции проявляются в электрическом секторе). На сегодняшний день последствия этой внутренней организации газового сектора не были рассмотрены в моделях. Мы будем развивать сюжетные линии, которые будет изучать последствия. В качестве примера – Газпром. Мы рассмотрим последствия для западноевропейских региональных рынков газа, альтернативных путей в реформе Газпрома. Одна сюжетная линия рассматривает последствия, не реформированные Газпромом, вторая смотрит на предельные реформ, создает пространство для внешних инвесторов в крупных проектах (например, месторождений полуострова Ямал). Третья сюжетная линия смотрит на классический "общий носитель" реформы, которая преобразовала бы Газпром в трубопроводной компании, где обеспечивается соблюдение правил открытого доступа, которая будет стимулировать другеих фирм на поставку больших объемов газа из Туркменистана и Казахстана (и в меньшей степени – Узбекистана), а также огромные количества попутного газа с нефтяных операций (большинство из которых в настоящее время не перевозить с месторождений). В каждом случае мы рассматриваем последствия для ключевых рынков (например, Европа) и для мировых рынков газа (через формирование цен на рынках СПГ).

Наконец, тематические исследования и моделирования усилия помогут сформулировать обсуждение контуров мировом газовом рынке в течение последующих трех десятилетий, и его последствия для политических отношений между странами, особенно странами, которые потребуются на строительство и эксплуатацию дорог, общей газовой инфраструктуры. Мы также изучим вопрос о ключевых поставщиках газа. В более широком смысле, внимание будет уделено исследованию рыночной власти.

Применение

Нашей целью является не только объяснить прошлое с большей точностью, но и взглянуть на возможное будущее в переходе на газ. Мы стремимся развивать видение будущего экономики газом, которые более прочно укоренилось в реалистичной оценке политических и институциональных факторов, которые имеют большое влияние на инвестиции в инфраструктуру и, следовательно, на темпы и характер разворачивающейся газовой революции. Хотя мы концентрируем внимание на политические и институциональные факторы, которые будут определять этот газовый перехода, мы также стремимся рассуждать о политических последствиях перехода на газ. Мы ожидаем, что переход на газ будет связывать нации вместе более плотно, так как все больше стран будут вынуждены строить и эксплуатировать общую инфраструктуру.

Исследование будет заключаться в двух основных продуктах. Во–первых, команда, проводившая исследования, подготовит отредактированный книгу, которая будет включать в себя результаты и представит все основные выводы. Во–вторых, пройдет крупная конференция, которая объединит политические аналитики, промышленности, и представителей правительства. Мы представим результаты исследования и сосредоточим диалог по долгосрочным последствиям интенсивного перехода на газ в мире.

Дополнительная информация о геополитике природоведения газа, в том числе о встречах и презентации первых результатов, доступно по адресу: http://pesd.stanford.edu/gas .

Список литературы


1. International Energy Agency (IEA) World Energy Outlook 2002. According to IEA projections, oil is projected to remain the dominant source of energy for the coming decades, maintaining nearly 37% of total primary energy demand. Other scenarios, including IIASA–WEC projections show an even faster rate of natural gas growth.
2. IEA 2002.
3. BP Statistical Review of World Energy 2003. In addition to these three major players, the strong demand and falling transport costs encourages gas exports from previously undeveloped fields in countries such as Trinidad, Nigeria, and Egypt.
4. The World Bank study is available at: http://www.worldbank.org/ogmc/crossborderoilandgaspipelines.pdf
5. For further information on the IEA efforts refer to: http://www.iea.org/about/gas.htm
6. Shell International, Shell Global Scenarios to 2020: People and Connections, Public Summary, 2002.
7. These studies are available on the APERC website at: http://www.ieej.or.jp/aperc/
8. Baker Institute Policy Report 29 on The Geopolitics of Natural Gas
9. G. Klaasen, A. McDonald and J. Zhao, "The Future of Gas Infrastructures in Eurasia." Energy Policy (2000) vol. 29: 399–413
10. Mark H. Hayes and David G. Victor, 2003, "Factors that May Explain Investment in Cross–Border Natural Gas Transport Infrastructures," Program on Energy & Sustainable Development Working Paper #8 (http://pesd.stanford.edu).
11. Previous research by Peter R. Hartley and Dagobert L. Brito at Rice University analyzed the shift from bilateral to multi–lateral trading in gas. See Hartley and Brito, "Using Sakhalin Gas in Japan", James A. Baker III Institute for Public Policy, Rice University, Working Paper, November 2001.