Переход к христианству и международное положение Киевской Руси.
Автор: Гомаль В.П., к.филос.н., доцент каф. социологии и политологии ДонНТУ
Источник: Украина на стыке эпох: от язычества - к православию. Материалы студенческой научной конференции 19 декабря 2011 года / Отв. редактор к.филос.н., доц. Рагозин Н.П. - Донецк: ДонНТУ, 2012 г., - 82с.
Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, ибо значение перехода к христианству было огромным и имело самые разные культурные и политические последствия для развития Руси. Так, несомненным фактом является то, что принятие христианства способствовало созданию единой государственности и единой церковной организации. Консолидирующаяся древнерусская знать теперь могла опираться на церковные каноны, идеи и учреждения, пришедшие из Византии.
Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло преодолеть деление восточных славян по племенным признакам. Центральная власть была значительно укреплена, о чем говорит необычайный рост международного престижа, дипломатических, торговых, политических и культурных связей Киева. Уже в правление Владимира обычными становятся династические браки киевского великокняжеского дома Рюриковичей с правящими домами Европы.
После возникновения церковной земельной собственности появилась в более широких масштабах и частная (боярская) земельная собственность. Распространение на Руси норм византийского права также стимулировало формирование феодальных отношений, складывание отдельных социальных групп, слоев, что способствовало развитию феодализма.
Параллельно с этими процессами приходит понимание общности судьбы Руси и всего мира. Древнерусские писатели осознавали себя неотъемлемой частью современного им мира. Начинает выстраиваться церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Русская церковь изначально зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в церковных вопросах. В главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов.
В свою очередь, церковь в Древней Руси также была влиятельной силой, причём, не только в духовной жизни народа, но также и в общественной и политической сферах. Церковь имела обширные земельные владения, свои села и города, своих холопов и даже свои полки, а также свой суд и законодательство. Князья платили десятую часть налогов на содержание церкви.
Принятие новой религии и усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, исторические сочинения.
Что касается положения Киевской Руси с геополитической точки зрения, то русские занимали лишь европейскую часть России. На юге они сперва распространили свой контроль на Крым, регионы Азова и нижней Волги, но потеряли эти территории к концу XI века, когда под принуждением половцев покинули степную зону и отступили на север в лесостепную и лесную зоны. На востоке регион средней Волги удерживался булгарами, с которыми русские находились в тесных торговых отношениях с IX века, что не мешало им время от времени конфликтовать. В начале XIII века восточно-русские князья продемонстрировали очередное намерение подчинить булгар своему контролю, сделав предварительный шаг к обладанию всем бассейном Волги. Но их натиск был блокирован монголами, которые завоевали как булгар, так и русских.
Географически днепровский речной путь стал стержнем Киевской Руси, и русские имели выход к Балтийскому и Черному морям, хотя половецкие рейды делали использование Черного моря опасным.
Можно сказать, что русские в киевский период контролировали значительную часть «сердцевины земли» и все же, несмотря на это, оказались неспособными отразить монгольское нашествие. Одной из причин их уязвимости стала неудача в установлений полного контроля над «сердцевиной земли»; если бы им удалось контролировать все течение реки Волги, равно как и южные степи, они оказались бы гораздо лучше подготовлены к встрече монгольского нападения. Другой причиной несчастья русских в XIII веке явился факт подчинения России одновременному давлению как с Востока, так и с Запада. Киевский период характеризовался разобщенностью среди кочевников: страдая от половцев, русские, тем не менее, в этот период не подвергались реальной опасности быть сокрушенными ими. Но монгольское нашествие подорвало баланс власти между лесной и степной зонами в пользу последней.
В целом, благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит - стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако, принятие христианства имело и негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира.
Список использованной литературы
1.Захарович A.B. История отечества: Уч. - М.: «Дашков и К», 2006.
2. Кацва JI.A., Юрганов А.Л. История России 8-15 вв.:Уч.-М.: МИРОС, 1997.
3. Скрынников Р.Г. Русь. 10-17 века. СПб.: «Питер», 1999.