Назад в библиотеку

DIGITAL AVATAR – Цифровое воплощение инфокоммуникационных систем

Автор: Александров В.В., Сарычев В.А.

     Key words: infocommunication systems, techgnosis, digital civilization, technical

education
Abstract: This paper considers problems of technical education in Russia and abroad, the
tendencies of digital intermediary development between human and machine and also the
problems of digital infocommunication techgnosis.

 Статья – наш ответ на призыв генерального директора РОСНАНО Анатолия
Борисовича Чубайса на Международной конференции «Россия и мир: вызовы нового
десятилетия»: «Хочу обратиться и к оппонентам, тем, кто 20 лет пригвождали нас к
позорному столбу: дайте ваш ответ, только не в режиме «Развалили Россию» и «почем
ваучер за две волги?», а в серьезном режиме. Дайте ответ, какой-то конструктив. Он
всем нам нужен. Дайте ответ на простой и в то же время мистический, исторический
русский вопрос: «что делать?», и «кто виноват?»1.
«Какой-то конструктив» состоит в развитии инноваций, которые, например,
следуют из цифровой программируемой нанотехнологии, задействованной при съемках
фильма «Аватар», продемонстрировавшего успехи США. И которые (инновации и
нанотехнологии) почему-то не доступны РОСНАНО Анатолия Чубайса?
Пять инноваций, составляющих единое целое, которые привели к качественной
модернизации видео- и звуковых студий и компьютерного 3D–видения.

Цифровое воплощение — создание прослойки между человеком и окружающей
средой (механизмом, устройством), в виде цифрового посредника с искусственным
интеллектом. Такой посредник, основанный на цифровом процессоре (или использующий
процессорные мощности распределенного пользования, наподобие единой энергетической
сети), каналах связи и наборе протоколов является интеллектуальным когнитивным
интерфейсом между сенсорными сигналами окружающей среды (environment) и
человеком. Совокупность сенсоров, интерфейсов и людей образует единое
информационно-коммуникационное пространство. Любой элемент такой сети (сенсоры,
процессоры, исполнительные устройства) на основе унифицированных форматов и
протоколов способен реализовать следующие виды взаимодействий: M2M – машинно-
машинное взаимодействие, H2M – человеко-машинное взаимодействие. Связь M2M
осуществляется между мобильными устройствами и другими электронными приборами:
КПК, принтерами, автомобильными системами жизнеобеспечения, навигацией и другими
сервисными функциями. Особым видом интерфейса является H2V – человеко-
виртуальное взаимодействие (тренажер, имитация, игра, обучение). С развитием
компьютерного интеллекта (H2CI) появляется возможность транзитивного принятия
решения, контролируя непредсказуемость поведения человека (человеческий фактор)
расширением сферы ответственности систем с искусственным интеллектом.
Беспилотная авиация (БПЛА) — стратегический тренд для всех индустриально
развитых стран. Следующие поколения истребителей будут беспилотными, их
сверхманевренность не будет ограничена физиологической перегрузкой пилота. За
рубежом весь спектр техники роботизируется, иначе, переводится на дистанционное
управление. Мониторинг погоды, ретрансляция связи, радиоэлектронное подавление,
ракетно-бомбовые удары, транспортировка боеприпасов и техники, тушение пожаров,
картографирование и все остальное – сфера применения унифицированных протоколов –
M2M. Разработанные для БПЛА системы управления распространяются на наземную
технику – танки, транспортеры, самоходную артиллерию. Уже сейчас речь идет о новых
принципах сетецентрического управления. Человеко-машинный интерфейса (H2CI)
формирует уникальный порт со стороны человека, но при этом поддерживает
стандартный унифицированный порт со стороны коммуникационной среды.
Совокупность человека и H2CI образуют стандартную единицу, которая обладает
унифицированным набором протоколов (выдает и понимает стандартный язык, аудио-,
видео-, био- и другие типы данных). Кроме того, компьютерный интеллект может являться носителем пользовательского профиля (profile), адаптируя сервисные функции
любого устройства в потребности человека, идентифицируя их привычным для человека
способом (а также, возможно, преобразуя форму представления данных, предоставляемых
сервисной функцией), снимая проблему пользовательского интерфейса (UI), оставляя
только универсальный сервисный интерфейс.
В [1, 2] обращалось внимание, что более 10 лет телекоммуникации развиваются,
как концепция SDR — «программируемое радио», когда телефон, радио, телевизор,
интернет, и прочие сервисные услуги предоставляются в одном аппаратном «флаконе».
И это уже не «голливудское» развлечение, а база для экономики знаний,
трансформации уровня качества жизни и степени государственной безопасности. И все
эти инновации обеспечивают качественно иные технологии в отмеченных только что
областях деятельности.
Техногнозис – социум – культура (ТСК) — цифровой аватар активно
воздействует на неразрывный эволюционный процесс этой триады. Лучшие
представители человечества, научившись идентифицировать себя от других, создавали
гипотезы различий других: рас, наций, государств и их неравномерного развития.
О том, как смело раньше передовые мыслители ставили подобные вопросы,
говорят нелицеприятные для нашего народа мысли Лауреата Нобелевской премии
И.П. Павлова (1932):… «Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека,
он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать
действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные
рефлексы координированы не с действиями, а со словами». Однако «утечка мозгов» из
России, показала их конкурентоспособность в других странах, и объясняется это не
слабостью мозга русского человека, а постоянным запаздыванием и архаичностью ТСК
России.

Платформа ТСК – xvii-го века (рис. 1) сформировала истоки развития
инфокоммуникации. Ее аттракторы в науке: И. Ньютон, Г. Лейбниц и Р. Декарт. В
образовании была явная опора на алфавитный язык, текстовую форму представления и
распространение знаний, библиотек и университетов. Первоначально в качестве
учебников выступали словари. Образование было «мертвое»: выпускник мог ответить на
любой вопрос, но был не готов к созидательной деятельности. Здесь полная аналогия с
ЕГЭ в современной России. Два века инноваций в формах обучения привели к тому, что в
образовании появились контрольные, курсовые, лабораторные, дипломы и т.д., — опыт
самостоятельной практики. Законы о всеобщем образовании (ВО) были приняты в:
Германии — XVII в., в Дании — 1814 г., в Швеции —1842 г., в Норвегии — в 1848 г., в

США — в 1852 г., в Японии — в 1872 г., в Италии — в 1877 г., в Великобритании —
1880 г., во Франции —1882 г., в странах Латинской Америки — в начале XX в.; в ряде
стран Азии и Африки такие законы не приняты до сих пор.
В России московский комитет грамотности еще в 1845 году предлагал ввести ВО.
Затем, после реформы 1861 г., уже Петербургский комитет заявил, что не ввести ВО
недопустимо для сохранения достоинства России. Соответствующие предложения I и II
Государственных дум заблокировал Госсовет, III — столыпинская Дума, прозванная
Думой народного просвещения, — такой закон тоже не приняла. Зато разработала
соответствующий финансовый план. С 1912 года на школы, учебники и подготовку
учителей предполагалось увеличить финансирование. Создание материальной базы
должно было завершиться к концу 1920 г. Но уже другому правительству удалось ввести
всеобщее образование в СССР только в 1932-м году [3].
Удивительная коллизия исторической аналогии с проектом реформы образования
России 2008 — 2020 г. Перенять негодный опыт ЕГЭ—образования, никак не учитывая
ошибки других. Россия осталась единственной страной, где продолжают пытаться делать
ставку на ЕГЭ, не учитывая психофизиологических свойств человека (оценка
современного состояния нашего физико-математического образования содержится в [4]).
Обратим внимание на одно важное обстоятельство, прочно цементировавшее
информационное содержимое нашего подсознания («архива», структурного опыта
человечества), ответственного за отражение окружающего нас мира и придание
смыслового содержания нашим чувственным ощущениям посредством устойчивых
образных архаико-мифологических форм (архетипов). Это обстоятельство получило
название Закона времени, смысл которого состоит в том, что техногнозис (наука,
образование и технологии) меняют информационное состояние общества, а значит и
его работу по предвидению и конструированию будущего. Сейчас информационный
перелом значительно интенсифицировался. До середины XX века техногнозис менялся
реже, нежели сменялись поколения людей. Благодаря этому происходила консервация
фундаментальной части достигнутого социумом научных и культурных парадигм, а также 

уровня психического развития человека (в её основе лежат разнообразные мифы,
порождённые людьми на предыдущих формациях ТСК), не привнося в них никаких
революционных изменений. Иное соотношение возникло на платформе Е, ТСК — xxi-го
века (рис. 1).
Цифровой аватар — уже при жизни одного поколения многократно
воспроизводится феномен «вавилонской башни», специфических языков областей знаний,
частота смены которых такова, что не каждый человек способен адекватно реагировать на

инновации. Возникает интеллектуальная дистанция между производителем и
потребителем инструментальных систем (инженерия знаний). Это же проявляется и в
быстрой смене элитарных профессий:
GR-менеджер — специалисты, которые занимаются работой с государственными
органами, однозначно будут востребованы, «невидимая рука свободного
предпринимательства заменяется видимым кулаком правительства».
Журналист-агрегатор — искусный компилятор, составляющий выжимки из
оригинальных текстов, сталкивающий лбами разные позиции, подстрекатель к
неожиданным дискуссиям — еще одна перспективная профессия.
Урбанист, специалист по развитию территорий — земля быстро становится
планетой городов, а не деревень. По информации ООН, в 2009 году число горожан
превысило число деревенских жителей. В 2025 году доля городского населения вырастет
до 77%. Причем большая часть прироста придется на развивающиеся страны. Сами города
будут становиться все больше и влиятельнее в экономическом плане.
Возникают и проблемы: интерфейс становится слишком сложным. Сложный
интерфейс программного комплекса, в котором нужно очень долго разбираться,
запоминать различные сочетания клавиш и алгоритмы действий. Программисты создают
цифровые системы, не учитывая специфику пользователя. Поэтому многие пользователи
не способны и не хотят осваивать сложный интерфейс и предпочитают отмахиваться от
него в пользу привычных догм и устройств.
Повторяется ситуация 1960 года, вызвавшая диспут 2-х культур (гуманитарной
европейской и научной СССР) [5], т.е. между «лириками» и «физиками». Престиж науки и
реформы образования СССР: специализированные математические школы, кафедры
прикладной математики, кибернетики и институты Академии наук создали на тот момент
конкурентный техногнозис инфотелекоммуникаций. Затем 50 – летний перелом «социума

и культуры», не поддержавшего развитие техногнозиса, но сохранивший до сих пор без
изменения формы школьного образования и научного содержания учебных дисциплин
кафедр и институтов, иногда добавляя и склоняя слово информатика, без пояснения иных
научных парадигм. В итоге Россия заняла 69 место в рейтинге самых успешных стран
мира (Legatum Prosperity Index при 104-х странах-участницах). Первое место в рейтинге
по сумме параметров занимает Финляндия. При составлении рейтинга учитываются
9 субрейтингов: уровень экономического развития, личных свобод, качества жизни и
другие.
Рассмотрим более подробно инновационные точки открытий, изобретений и
практики построения телекоммуникационных систем, в которых активное участие, в том
7
числе, принимали и авторы этой статьи. На рис.1 линии аттракторов: А, Б, В, Г, Д, Е, –
авторская версификация (интерпретация) появления критического состояния и
бифуркация ТСК: либо развитие, либо кризис. Графики иллюстрируют взаимное влияние
научного творчества на технологию массового внедрения. Символично, что временной
интервал между открытием и внедрением на платформе (ТСК) – xvii соответствует
времени появления аттрактора А. Системы телекоммуникаций — симбиоз научного и
инженерно-технологического знаний. Их начало во вкладе С. Морзе и Ж.-Б. Фурье.
Аттрактор А — «магический кристалл» развития и последующих инновационных

процессов XIX и XX века запустила королева Англии: 16 августа 1858 г. была передана
первая телеграмма из Европы в Америку. Это было послание королевы Виктории,
начинавшееся словами: «Королева желает поздравить президента с окончанием
величайшей международной работы. Небывалая победа: впервые с момента
возникновения мышления на земле мысль со скоростью мысли пронеслась через
океан» [1].  Заключение. Кто виноват, что делать? Осознать необходимость целенаправленного
приоритетного финансирования образования и науки, создания критической массы
специалистов для «прорывного» развития цифровых программируемых систем
искусственного интеллекта на технологиях 40–20 нанометров. И не путать существующий
в России уровень подготовки программистов – «менеджеров, маркетологов и дилеров»;
«винеровских и шенноновских» кибернетиков и математиков, с тем уровнем
профессиональной подготовки, который необходим, по крайней мере, для управления
беспилотниками Израиля и установленной на "Мистрале" информационно-управляющей
системой SENIT 9, системой обмена данными и управления войсками SIC-21,
интегрированную с новейшими натовскими системами передачи данных.
Постулаты, рефрены о технополисах, реформах образования, внедрения цифрового
телевидения и цифровых систем связи не решают комплексный инновационный процесс
развития информационных технологий.
В США стартует серьезная программа по обучению чиновников информационным
технологиям. Считается, что для такого ликбеза понадобится стратегическая
правительственная программа, подобная научной, принятой в пятидесятых годах
прошлого века (рис.1, аттрактор В). Именно тогда, объемы исследований и разработок
США в два-три раза превышали соответствующие показатели всех стран мира вместе
взятых. Вместе с программой IT-ликбеза будут запущены стратегии, инициативы и
программы для «прорывного» развития.
И кто ж виноват, что Россия не Америка. Кризис России (90-х) был подобен
кризису послевоенной Германии 1946 года. В ее программе выхода из кризиса, на первом
месте было приоритетное финансирование образования и науки [18, 19]. А. Гайдар же
поступил с точностью до наоборот, критически сократив финансирование на образование
и науку, вызвал «утечку умов» и тем самым разрушил систему воспроизводства
профессионалов и кадров высшей квалификации.
Литература
1. Александров В.В., Кулешов С.В., Цветков О.В. Цифровая технология
инфокоммуникации. Передача, хранение и семантический анализ текста, звука,
видео. — СПб.: Наука, 2008.
2. The Wireless Innovation Forum — http://sdrforum.org/

3. Виктор Михайлович Глушков — http://college.biysk.secna.ru/muskomp/glush.htm
4. Сарычев В.А. С кем будем делать страну инновационной? - Инновации. Журнал об
инновационной деятельности», С-Пб, №1, 2010
5. Snow C.P. – The Two Cultures and the Scientific Revolution – 1959.
6. Быховский М.А. Пионеры информационного века: История развития теории связи.
М.: Техносфера, 2006. — 376 с.
7. Колмогоров А. Н., Успенский В.А. К определению алгоритма// Успехи
математических наук. 1958. Т. 13, вып. 4. – С. 3–28
8. Viterbi algorithm – http://www.scholarpedia.org/article/Viterbi_algorithm
9. Кулешов С.В. Формат представления реальных трехмерных сцен для объемного
телевидения (True3D Vision) — «Информационно-измерительные и управляющие
системы», №4, т.7, 2009. — С. 49-52
10. Александров В.В., Полонников Р.И. Об одном способе решения задачи
опознавания объектов // Изв. Академии наук СССР. Техническая кибернетика.
1967. № 1 — С. 92–102.
11. Александров В. В., Арсентьева А. В. Информация и развивающиеся структуры. —
Л.: ЛНИВЦ АН СССР, 1984. — 186 с.
12. Александров В. В. , Горский Н. Д. Представление изображений. Рекурсивный
подход. — Л.: Наука, 1985. — 190 с.
13. Варакин Л.Е. Российская научная школа CDMA (личный вклад). Доклад на Первом
Российском CDMA450 Конгрессе. 2004 г.
14. Козлов А.И., Логвин А.И., Сарычев В.А. Поляризация радиоволн.
Радиополяриметрия сложных по структуре сигналов. М.: Радиотехника, 2008
15. Тойнби А. Дж. Постижение истории. / Пер. с англ. и сост. А.П. Огурцов; Вступ. ст.
В.И. Уколовой; Закл. ст. Е.Б. Рашковского. — М.: Прогресс, 1996. — 608 с.
16. Александров В.В. Развивающиеся процессы и системы. Степенные законы. –
Журнал «Информационные системы и технологии», 2007 - №1(1) – С. 58-83.
17. Эрик де Рьедматтен. Изобретения XXI века, которые изменят нашу жизнь. Пер. с
англ. Е. Адамович. – М.: Эксмо, 2009. – 336 с.: ил. – («Архив секретных
исследований»)
18. Schumacher E.F. Small is beautiful. A study of Economics as if People Mattered.
ABACUS, Spher Books Ltd, 1974.
19. Александров В. В. Интеллект и компьютер. — СПб.: Изд-во «Анатолия», 2004