телекоммуникация


http://unicon.uz/www/downloads/aktte/22/4_Mirhabibov A..doc


Универсализация широкополосного доступа

как один из аспектов развития NGN в Узбекистане


А.К. Мирхабибов (ГУП «UNICON.UZ»), Е.В. Тарасенко (ТУИТ)


В статье рассмотрено состояние широкополосного доступа в Узбекистане. Предложены некоторые меры по дальнейшему развитию инфраструктуры широкополосного доступа.

Ушбу мақолада Ўзбекистонда кенг полосали кира олиш технологияси ҳолати кўриб чиқилган. Кенг полосали кира олишнинг инфраструктурасини ривожлантириш бўйича баъзи таклифлар келтирилган.

In the following article the state of Broadband access in Uzbekistan is considered. Some steps for further development of Broadband access infrastructure are proposed.


Международный союз электросвязи определил широкополосный доступ (ШПД) как «доступ в интернет с пропускной способностью от абонента до провайдера и от провайдера до абонента равной или превышающей 256 kbit/s». Но при рассмотрении ШПД не имеет смысла ограничиваться только доступом в интернет, так как его возможности значительно больше. Целесообразно рассматривать ШПД как доступ к любой сети на указанных условиях.

Современные тенденции в сфере ИКТ указывают на то, что ШПД получает все более широкое признание в качестве основной инфраструктуры любой современной экономики и имеет решающее значение в содействии социально-экономическому развитию [1]. Широкополосные технологии играют центральную роль в поддержке новейших приложений и услуг, включая приложения и услуги электронного правительства, здравоохранения, образования и т.д.

Показатели глобального развития ИКТ в мире с 2001 по 2011 годы, опубликованные ITU, позволяют говорить о постоянном увеличении уровня проникновения широкополосного доступа и мобильной связи, в то время как, уровень проникновения фиксированной телефонной связи последние шесть лет только снижался. При этом скорость увеличения уровня проникновения мобильного широкополосного доступа превышает аналогичные показатели для фиксированного широкополосного доступа и для мобильной телефонной связи. Все это указывает на растущие потребности пользователей в широкополосном доступе.

Существует множество исследований, подтверждающих положительную экономическую отдачу от инвестиций, вложенных в широкополосный доступ. Так, в соответствии с результатами исследования Всемирного банка увеличение проникновения широкополосных технологий на 10% влечет за собой увеличение внутреннего валового продукта (ВВП) на 1,3%. Значение данного показателя является наибольшим относительно других телекоммуникационных услуг, почти в два раза превышая значение прироста ВВП от увеличения уровня проникновения услуги традиционной фиксированной телефонной связи. Более того, экономическая эффективность инвестиций в странах с низким уровнем доходов превышает эффективность инвестиций в широкополосную инфраструктуру стран с более высоким уровнем доходов населения [2].

В целом же, общим выводом данных исследований является потеря значительной доли экономических и социальных возможностей отдельными гражданами, бизнес-кругами и даже целыми странами в случае отсутствия должного уровня развития широкополосного доступа. К этому можно добавить, что отсутствие широкополосного доступа значительно снижает положительный эффект от модернизации существующих сетей телекоммуникаций, а особенно от построения сетей последующего поколения (NGN).

Также было отмечено, что наибольших успехов добились те страны, в которых на правительственном уровне были сформированы национальные концепции или планы по универсализации широкополосного доступа, т.е. по обеспечению доступности для всего населения услуги широкополосного доступа установленного качества. В качестве примера таких стран можно привести Республику Корея, Японию, США, Великобританию, Германию, Финляндию, Молдову и др.

Построение сетей на базе концепции NGN не представляется целесообразным без развития инфраструктуры широкополосного доступа. При этом следует обеспечить постоянное повышение доступности данной инфраструктуры для населения, т.е. ее универсализацию. Таким образом, можно сказать, что универсализация широкополосного доступа следует рассматривать как одно из направлений, обеспечивающих развитие сетей NGN, а также как меру содействия социально-экономическому развитию страны.

В Узбекистане в большинстве случаев широкополосная инфраструктура предоставляется пользователям для доступа в интернет. По данным, предоставленным операторами и провайдерами на конец 2011 г., общее количество интернет-пользователей в стране (за исключением пользователей пунктов коллективного доступа (ПКД)) составляло около 7,03 миллиона. При этом большая часть (приблизительно 97,81%) пользовалось интернетом с мобильных устройств (рис. 1).



Рис. 1. Количество интернет-пользователей на 1 января 2012 г.

(без учета ПКД)

Доля юридических лиц среди пользователей фиксированного интернета на 1 января 2012 г. составляла приблизительно 12,5% (рис. 2).

По данным, представленным 24 января 2012 г. на заседании Коллегии УзАСИ, посвященном итогам работы отрасли за 2011 г., на 1 января 2012 г. число хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по подключению к интернету, достигло 945, общее количество пунктов коллективного доступа – 1053. При этом общее количество интернет-пользователей (включая пользователей пунктов коллективного доступа) составило 8,8 миллионов. Следовательно, пункты коллективного доступа обслуживали примерно 1,77 миллионов интернет-пользователей, что составляет более 20% от их общего числа [3].

Учитывая, что на 1 января 2012 г. население Республики Узбекистан составляло 29,5591 миллиона человек [4], можно определить, что проникновение интернета среди населения в Узбекистане с учетом пользователей пунктов коллективного доступа составляло 29,77%.

Количество пользователей мобильной телефонной связи в конце 2011 г. превысило 25,29 миллионов. При этом большая часть пользователей (более 98,54%, см. рис. 3) принадлежит трем операторам: Uzdunrobita (торговая марка MTS), Coscom (торговая марка Ucell) и Unitel (торговая марка Beeline). Проникновение мобильной связи среди населения в Узбекистане составляло 85,57%.

Доля юридических лиц среди пользователей мобильной телефонной связи составляла приблизительно 1,2% (рис. 4).





Рис. 2. Количество физических и юридических лиц среди пользователей

фиксированного интернета (без учета пунктов коллективного доступа)





Рис. 3. Распределение количества пользователей мобильной связи



Рис. 4. Количество физических и юридических лиц среди

пользователей мобильной телефонной связи


Среди пользователей фиксированного интернета на конец 2011 г. около 71% (без учета ПКД) имели скорость доступа в нисходящем направлении не менее 256 kbit/s (рис. 5), т.е. могли считаться пользователями широкополосного доступа.


Рис. 5. Доля пользователей ШПД среди общего количества

интернет-пользователей (без учета ПКД)



Большую часть пользователей широкополосного доступа (более 88%) составляли пользователи технологий xDSL. На долю пользователей FTTx приходилось около 8%, более 1% составили пользователи фиксированного ШПД посредством WiMAX (рис. 6).

Следует отметить, что по представленным операторами и провайдерами данным общее количество пользователей xDSL составило 132875. Следовательно, более чем 36 тысячам из них предоставляется доступ на скорости менее 256 kbit/s (рис. 7).

Также небезынтересным представляется тот факт, что большая часть монтированных портов xDSL (более 75%) уже задействована, в то время как для FTTx значение аналогичного показателя составляет всего чуть более 27%.

Хотя ITU и определил в качестве пороговой скорости широкополосного доступа 256 kbit/s, сегодня многие приложения и услуги предъявляют более высокие требования, зачастую превышая 1 Mbit/s. В Узбекистане среди физических лиц фиксированным широкополосным доступом со скоростью более 1 Mbit/s на конец 2011 г. были обеспечены чуть более 13,6% пользователей. Среди юридических лиц значение этого показателя составляет около 7,2%.

Общая пропускная международных сетей передачи данных в Республике Узбекистан к концу 2011 г. достигла 4850 Mbit/s.

25 апреля 2012 года состоялось заседание Коллегии УзАСИ, посвященное итогам работы отрасли за первый квартал 2012 года. По информации, озвученной на данном заседании количество интернет-пользователей в Узбекистане составило 9,1 миллиона [5]. Это на 21,3% превышает аналогичный показатель конца первого квартала прошлого года, когда интернет-пользователей в стране насчитывалось 7,5 миллиона. Учитывая, что на 1 апреля 2012 г. население Узбекистана согласно предварительным данным Госкомстата составило 29,6379 миллиона человек, можно вычислить, что уровень проникновение интернета среди населения составил 30,7%.



Рис. 6. Распределение количества пользователей ШПД по технологиям




Рис. 7. Распределение пользователей xDSL по скоростям доступа



Общая пропускная способность доступа к международным сетям передачи данных на 1 апреля 2012 г. достигла 5145 Mbit/s, что на 6,08% больше значения данного показателя на начало года.

Количество провайдеров и операторов услуг интернет и сетей передачи данных по итогам первого квартала составило 936, а число ПКД – 1050.

АК «Узбектелеком» с 30 апреля 2012 года снизила тарифы на аренду международных каналов передачи данных до $457 за 1 Mbit/s.

Учитывая, что в последнее время широкополосные сети получают все более широкое признание в качестве основной инфраструктуры любой современной экономики целесообразным представляется принятие ряда мер, направленных на развитие ШПД:

В качестве дополнительных мер по развитию и универсализации широкополосного доступа рассматриваются снижение цен на пользовательские терминалы путем сокращения таможенных пошлин или целевого субсидирования и создание новых услуг и развитие локального контента.

Литература

  1. К. Балов, Е. Тарасенко, «Внедрение широкополосного доступа в Узбекистане. Проблемы и пути решений», ICTNEWS, №21, 2010 г.

  2. World Bank analysis based on TeleGeography GlobalComms, December 2009