Информационный поток в человеко-машинном интерфейсе
Автор: Edvard Csaniy
Источник: http://electrical-engineering-portal.com/information-flow-in-the-human-machine-interface
Информационный поток в человеко-машинном интерфейсе: машина – человек и человек – машина |
Операторы играют важную роль в диалоге между человеком и машиной. Они должны использовать информацию, которой располагают для выполнения действий, заставляющих машины функционировать правильно, без угрозы безопасности. Поэтому очень важно, чтобы интерфейс и диалоговые функции были спроектированы так, чтобы выполнение всех необходимых операций было возможным при любых условиях. Человеко-машинный интерфейс использует два информационных потока, работающих в двух направлениях:
Машина -> Человек и Человек -> Машина
Эти потоки независимы друг от друга, но в то же время связаны.
Независимость
Поскольку их содержимое может иметь различную сущность. Уровни определяются разработчиком системы автоматизации в соответствии с требованиями процесса и тем, что необходимо пользователю, например, дискретные сигналы от оператора машине, символьно-цифровые сообщения или анимированная диаграмма от машины к оператору.
Соединенность
Поскольку система автоматизации интерпретирует действия оператора при помощи интерфейса управления как строго определенные и возвращает информацию, зависящую от того, было ли действие выполнено успешно или нет. Оператор может самостоятельно принимать решения (остановка производства, изменение данных и т.д.) или в ответ на сообщение, полученное от машины (сигнал, конец цикла и т.д.).
Роль оператора
Рабочий интерфейс включает в себя все функции, необходимые для контроля и наблюдения за работой машины или установки. В зависимости от требований и сложности процесса, оператор может выполнять следующие действия:
Регулярные задачи в процессе работы:
- Остановка и запуск процесса; обе операции могут включать в себя процедуры запуска и остановки, выполняемые автоматически, вручную или в полуавтоматическом режиме под контролем оператора;
- Управлять устройством и вносить коррективы, необходимые для выполнения регулярных действий и наблюдать за процессом их выполнения.
Задачи решения неожиданных ситуаций
- Обнаруживать аномальные ситуации и предпринимать действия для их коррекции, пока ситуация не начала нарушать ход выполнения процесса (например, раннее предупреждение о перегрузке двигателя, восстанавливать нормальную нагрузку не допуская срабатывания реле перегрузки);
- Справляться с отказами системы путем ее остановки или использования ручного режима управления, позволяющего предотвратить полную остановку производства и поддерживать его на некотором уровне производительности;
- Обеспечивать безопасность людей и имущества, используя устройства обеспечения безопасности в случае необходимости.
Масштабы этих задач показывают, насколько важна роль оператора. В зависимости от информации, которой он располагает, ему, возможно, придется принимать решения и выполнять действия, которые выходят за рамки стандартных процедур. От его решений напрямую зависит безопасность и работоспособность установки.
Это означает, что диалоговая система не должна ограничиваться простым обменом информацией между человеком и машиной, а должна разрабатываться с целью упрощения задач оператора, а также чтобы обеспечивать безопасность системы при любых обстоятельствах.