Мониторинг состояний и процессов функционирования автоматизированных систем
Автор: Мукминов В.А 
Источник:Научная электронная библиотека
Автор: Мукминов В.А 
Источник:Научная электронная библиотека
Мониторинг процессов функционирования автоматизированных систем, текущего состояния объектов АС и телекоммуникационного оборудования заключается в эффективном информационно- логическом взаимодействии источников и потребителей информации, в соответствии с этим, в состав каждого АРМ должна входить программа, являющаяся клиентом сервера мониторинга. Клиенты сервера мониторинга обеспечивают сбор и передачу информации о состоянии работоспособности и безопасности каждого АРМ, которая является структурированной и обрабатывается на сервере мониторинга по заданным алгоритмам.
Сервер мониторинга осуществляет контроль состояния АС на основании эталонных сведений. Визуальная интерпретация состояния АС и событий должна обеспечивать адекватную реакцию оператора подсистемы. На основании представленной текстовой, картографической и графической информации производится оповещение подразделений ОБИ и обслуживающего персонала АС о характере выявленных неисправностей при функционировании системы.
Для решения задач мониторинга функционирования АС возможно также использование встроенных в большинство операционных систем файлов регистрации. Анализ такой информации позволяет выявить некоторые особенности функционирования АС и предотвратить НСД. В частности, необходимо постоянно анализировать следующую информацию:
На основе эталонной модели взаимодействия открытых систем можно определить основные области мониторинга функционирования АС, которые представлены в таблице1.
 
Мониторинг функционирования АС целесообразно выполнять на основе специального протокола, который реализует функции сбора информации от управляемых ресурсов АС и передачу управляющего воздействия на управляемый ресурс. При этом, администратор является управляющим звеном либо всей АС, либо ее части.
Информационно-логическая структура типовой АС с подсистемой мониторинга, выполненной в соответствии со специальным протоколам представлена на рисунке 1.
 
Задачами, решаемыми клиентом мониторинга являются:
Кроме программ клиента и сервера сбора информации в подсистему мониторинга должно входить рабочее место оператора анализа информации, позволяющего подключать службы администрирования и эксплуатации к серверу сбора информации. В состав такого рабочего места должны входить средства генерации отчетов и справок-докладов, обобщения данных за необходимый срок, визуализации и отображения данных, позволяющие проводить анализ качества функционирования АС.
Алгоритм проведения мониторинга функционирования АС представлен на рисунке 2.
 
Мониторинг предусматривает последовательность применения следующих этапов:
 1.  При планировании мониторинга	 анализируется структура АС. По результатам анализа производится формирование  списка  контролируемых  объектов  и  их  параметров,  а  также  определяются  объемы выборки,  способы  накопления  данных,  в  том  числе  периодичность  мониторинга.  Также  на  этапе планирования  определяются  коэффициенты  важности  параметров  для  контроля  качества функционирования АС. 
2. Мониторинг  АС производится  на  основе  сбора  и  обработки  данных  о  функционировании  системы безопасности, наличия и состояния информационных ресурсов, а также состояния технических средств. 
3. Анализ результатов мониторинга	 должен производиться непрерывно в масштабе времени близком к  реальному. Результаты анализа должны постоянно отражать состояние качества функционирования АС, каналов доступа  к  АС, соответствие технологических циклов обработки информации, принятым для системы,  проведение  регламента  ОБИ  и  настроек  СЗИ,  целостность  информации  серверов  БД, соответствие принятой номенклатуре запросов к серверам БД, соответствие внешних подключений и протоколов информационного взаимодействия АС, обнаружение информационных воздействий. 
4. В  ходе  обработки   результатов   мониторинга   АС	       должны быть получены данные об общем состоянии системы,  о  состоянии  СОБИ,  уязвимых  местах,  угрозах  или  фактах  нарушения  безопасности (компьютерные атаки, нарушения технологических циклов, попытках осуществления НСД), дефектах в ПО,  сбоях  в  работе  технических  средств,  нарушениях  в  работе  СЗИ  и  так  далее.  Для  обработки результатов мониторинга используются эталонные сведения об АС, средства визуализации, экспертного анализа. 
5. Доведение  результатов  мониторинга	 качества  функционирования  АС  осуществляется  в  целях оперативной реакции на факты обнаруженных воздействий на систему, угроз ее безопасности. 
6. Оценка качества мониторинга	 производится в целях приведения его на уровень необходимый для  поддержания обеспечения функционирования АС. При оценке качества мониторинга учитывается его соответствие структуре АС, полноте контроля параметров объектов АС, оперативности предоставления информации о состоянии АС и ее СОБИ.
Мониторинг качества функционирования АС позволят повысить эффективность функционирования подсистемы администрирования, а программная реализация предложенного алгоритма является модулем программы администратора, который предлагает отображать реальную обстановку выполнения процессов, событий и запросов в АС.