ДонНТУ   Портал магистров

Стендовый моделизм

Содержание



В качестве темы индивидуального раздела я выбрал «стендовое моделирование». Это одно из моих любимых увлечений и я хочу немного вам рассказать о нем.

История возникновения

Стендовый моделизм – это проектирование, конструирование, изготовление в масштабе копий техники, сооружений, композиций для демонстрационных и воспитательных целей.

Моделизм изначально связан с техникой и средствами передвижения. Самым первым средством передвижения исторически признан морской транспорт, поэтому первыми моделями стали именно модели кораблей, а первым видом моделизма можно считать корабельный моделизм.

История моделизма берет свое начало еще со времен Древнего Египта. Старейшие находки данной тематики восходят к Х веку до н.э. и представляют собой копии кораблей того времени, выполненные из раскрашенной глины и дерева.

Следующим шагом в развитии моделизма стали так называемые «построечные» модели. При помощи подобных моделей строились настоящие корабли: деталь в модели увеличивали до настоящих размеров и изготавливали, заменяя нужную часть корабля. Таким образом, строился весь корабль. Здесь впервые был применен термин масштаб.

Однако технический прогресс не стоял на месте, создавались новые машины и, как следствие, их модели. В конце XVIII века появилась первая модель паровой машины – паровоза. С этого момента начинает отсчет железнодорожный моделизм.

В XIX веке появились первые сборные модели автомобилей, а вскоре и самолетов. Самый большой интерес получил именно авиационный моделизм, т.к. такие модели и сами их прототипы в те годы считались экзотикой.

Пример авиамоделизма

Рис. 1 – Пример авиамоделизма [1].

Первую сборную модель-копию придумал англичанин Джеймс Стивенс. Он и стал основателем компании «Skybird», выпустившей такую модель в масштабе 1/72. Этот размер и по сей день считается эталоном для многих производителей сборных моделей. Первый модельный набор для сборки представлял собой бумажный пакет, в котором находились инструкция, выпиленные по контуру детали, стойки из проволоки, детали из жести и наждачная бумага. Увлечение оказалось настолько популярным, что уже к концу Второй Мировой войны каталог моделей фирмы «Skybird» составил свыше 120 единиц. Пригодились они и во время войны: стендовые модели использовались при обучении личного состава королевских войск для распознавания вражеской техники.

В дальнейшем появились сборные модели вертолетов, зданий, сооружений, фигуры экипажа и участников военных действий, а также целые масштабные композиции – диорамы.

Растет и число фирм–производителей сборных моделей и аксессуаров к ним, среди которых заслуженное признание любителей моделизма приобрели торговые марки Italeri (Италия), Revell (Германия), Testors (США), Tamiya (Япония), Звезда (Россия) и др.

  • захватывающее занятие для взрослого и ребенка;
  • развитие пространственного мышления и моторики рук;
  • интересно и познавательно с исторической точки зрения, способствует воспитанию патриотизма;
  • недорого (в сравнении с другими увлечениями).

    Виды стендового моделизма

    Вот как мне представляется структура стендового моделизма (см. схему).

    Виды стендового моделизма

    Рис. 2 – Виды стендового моделизма [2].

    Полная постройка модели с нуля как раз тот вид моделизма, который официально считается видом спорта, а в России ещё и относится к военно-прикладным видам. По этой причине он находится в компетенции РОСТО (бывшее ДОСААФ). Существует мнение, что такое положение дел сложилось исторически, ещё до Великой Отечественной войны, «когда в душах и умах советской молодёжи был негасим огонь стремления» к изучению авиадела и теоретических основ строения летательных аппаратов. Естественно, это имело смысл на тот момент. Но, когда со временем в большинстве случаев это превратилось в собственно изготовление (читай: эксклюзивное производство) дорогостоящих моделей с соответствующими целями, то могут возникнуть вопросы, ответа на которые мы с вами искать не будем. Оставим их для органов, к компетенции которых это относится.

    Что же касается непосредственно мастеров–изготовителей этих «спортивных» шедевров, то, несомненно, их мастерство вызывает лишь восхищение.

    Стендовый моделизм (а уж пластмассовые модели тем более) явно не может считаться видом спорта. Это больше похоже на один из видов искусства. В отличии от постройки с нуля мы ограничены рамками того, что предлагается производителем той или иной модели, плюс неким набором аксессуаров и так далее. Но все равно получается так, что даже одинаковые модели всем удаются по-разному.

    Бумажные модели

    Несмотря на небольшое количество достоинств (такие как экологическая чистота, малое количество требуемых инструментов, более легкая доводка модели) бумажных моделей относительно моделей из более прочных материалов (дерева, металла, пластика), они занимают значительную часть в стендовом моделизме [2].

    Отдельно хотелось бы рассказать о таком виде моделизма как корабли в бутылках.

    Считается, что это искусство зародилось в Европе в XVII – XVIII веках. Именно к этому времени относятся модели кораблей в бутылках, хранящиеся в некоторых музеях Европы. Морякам, коротающим время на берегу, частенько приходилось «заглядывать в бутылку». Одному из них, по-видимому, и пришла в голову счастливая идея поместить туда модель корабля.

    Необходимо отметить, что помимо кораблей, искусные мастера создавали в бутылках религиозные сцены, сцены из жизни, различные механизмы и многое другое. Возможно, этот вид творчества появился даже раньше, чем собственно корабли в бутылках. Впрочем, сам термин «корабли в бутылках» должен включать в себя все, что человеку удается соорудить в бутылке, сквозь узкое горлышко.

    Как правило, модели в бутылках подразделяют на три основных типа:

    • Корабли в бутылках. В бутылку помещена именно модель корабля. Основное внимание, в таких моделях, уделяется возможно более точному воссозданию деталей. Модель внутри бутылки может покоиться на специальной подставке или «плыть» по морской поверхности, искусно сделанной мастером.
    • Диорамы. Диорамы изображают сцены из жизни (часто морской). Это может быть морской порт с большим городом на берегу и кораблями на рейде, морская баталия, тонущий корабль и многое другое.
    • Диковинки. К этой группе относится все, что рождает буйная фантазия мастера. Это сцены из библейской жизни, различные мельницы, механизмы, фигурки людей, автомобили, самолеты – в общем все, что словом корабль никак не назовешь.

    Несмотря на бурное развитие техники, постройка кораблей в бутылках остается, как и много лет назад, сугубо ручной работой. Чтобы достичь успеха необходимы огромное терпение и мастерство. И также как много лет назад, модель вызывает удивление у зрителей. Именно поэтому многие люди с увлечением занимаются постройкой кораблей в бутылках, используя современные материалы и не уставая придумывать все новые секреты сборки.

    Корабли в бутылках Корабли в бутылках

    Рис. 3 – Корабли в бутылках [5].

    Я думаю, многим будет интересно, как же это корабль просовывают в такое узкое горлышко бутылки? Чтобы развеять эту загадку я опишу один из наиболее часто используемых методов.

    Начинать работу лучше всего с изготовления корпуса модели. Его вырезают из дерева, окрашивают в нужный цвет, устанавливают мачты, рангоут, такелаж и все необходимые детали. Не пугайтесь, все эти работы нужно делать на рабочем столе, а не внутри бутылки. Необходимо только в процессе работы время от времени проверять, чтобы полностью укомплектованная модель свободно проходила в горлышко бутылки. Несмотря на то, что корпус модели приходится делать у'же, чем он должен быть по чертежу (чтобы он свободно проходил в горлышко бутылки), все остальные детали необходимо, по возможности, изготавливать в точном соответствии с чертежами. Только так можно сделать хорошую модель корабля. Но весь секрет заключен в мачтах. В своем основании, мачты имеют миниатюрный шарнир, позволяющий им легко складываться вдоль корпуса корабля. Существует множество различных конструкций шарниров, но прежде, чем выбрать готовый, попробуйте придумать свою конструкцию. Может быть вам удастся изобрести что-нибудь оригинальное: ведь роль шарнира может выполнять тонкая пружинка, гибкая пластиковая трубка и многое другое. Не следует забывать лишь об одном: шарнир должен быть как можно меньше заметен. Именно поэтому, основные силы следует направить на поиск способа, позволяющего скрыть шарнир от глаз непосвященных.

    Варианты шарниров

    Рис. 4 – Варианты шарниров [5]

    Установив на место мачты, прикрепляют ванты и фордуны. Теперь нам становится видно, что парусник, со сложенными назад мачтами, легко проходит в горлышко бутылки! Однако, штаги, если их закрепить жестко, помешают мачтам сложиться назад. Чтобы этого избежать, нижние концы штагов не приклеивают окончательно, не обрезают, а оставляют длинными и, пропустив сквозь специально приготовленные отверстия (на бушприте или на палубе модели), выводят из бутылки наружу. Разумеется, штаги должны быть достаточной длины, чтобы потянув за них, можно было установить мачты в вертикальное положение (рис. 5). Эти нити мы обрежем, предварительно закрепив их капельками клея, уже в самом конце работы.

    Варианты шарниров

    Рис. 5 – Установка корабля и поднятие мачт в вертикальное положение в бутылке [5]

    Нельзя забывать о парусах и прежде чем помещать корабль в бутылку нужно, конечно, прикрепить паруса, вместе с реями, брасами, шкотами, и остальным бегучим такелажем.

    После того, как все снасти натянуты и закреплены капельками клея, лишние нити обрезают и удаляют.

    Во многих странах существуют ассоциации, объединяющие людей, увлеченных кораблями в бутылках. Есть ассоциации в Англии, Германии, Голландии, Дании, Норвегии, Японии, США, Франции и других странах. Существует даже «Европейская Ассоциация Кораблей в Бутылках», объединяющая в своих рядах моделистов со всего мира. Эти организации издают журналы, устраивают выставки и конференции, в общем, не дают моделистам скучать [5].

    Тонкости в работе с масштабными моделями

    Для начала необходимо определится с масштабом будущей модели.

    Масштаб показывает во сколько раз модель меньше оригинала по линейным размерам. Например «масштаб 1:72» означает, что модель меньше оригинала в 72 раза по длине, ширине и высоте.

    Масштабы, кратные 12-ти (1:12, 1:24, 1:48, 1:72, 1:144, 1:288) происходят из британской системы мер, в которой 1 фут равен 12 дюймам. Таким образом при масштабе 1:12 – длина модели в дюймах равна длине прототипа в футах. Масштабы, кратные 16-ти (1:16, 1:32) – происходят из того факта, что на английской линейке дюйм разделен на 16 частей.

    Масштаб 1:43, применяемый в основном для автомобилей, происходит из железнодорожного моделизма, после длительного развития пришедшего к странному понятию «1 фут прототипа = 7 мм модели». Отсюда же происходит железнодорожный масштаб 1:87 (1 фут = 3,5 мм).

    1:35 – любимый масштаб «танкистов» и «диорамистов» был унаследован от оловянных солдатиков. Средний рост солдатика составлял 5 см (примерно 2 дюйма), что составляло 1/35 среднего оста человека (175 см).

    Не менее важным вопросом является правильный выбор модели. Новички часто покупают модель, которая им заведомо не по зубам. Потом они либо портят дорогущий пластик, либо забрасывают его совсем.

    Таким образом, самая первая модель должна быть:

    1. несложной
    2. недорогой
    3. достаточно качественной
    4. прототип хорошо известен
    5. оставляющей возможность для «доводки»

    Что все это значит? С первым пунктом все ясно – новичку обычно не по плечу модель «с наворотами». Несложные модели редко дорого стоят, хотя бывают и исключения.

    Третий пункт – самый коварный. Критериев качества модели – масса, от соответствия прототипу и заявленному масштабу до качества литья и хрупкости пластмассы. Прототипу должна соответствовать хорошо, в масштабные чертежи – более или мене вписываться, быть технологичной в сборке и т.д.

    Пластик желателен светло-серый и мягкий, но не пластичный. Подойдут любые светлые тона. Надо стараться избегать черного, красного, коричневого и оранжевого пластика. С последующей покраской могут быть проблемы.

    Известный прототип – очень хорошо для начала. Пусть похожие модели есть у тысяч других моделистов. Зато почти наверняка не возникнет проблем с чертежами и фотографиями.

    Возможности для доводки... Практически нет моделей, где ничего нельзя убрать или добавить. Вопрос желания и квалификации. Желательно, чтобы модель позволяла себя усовершенствовать, не требуя при том чрезмерных усилий.

    Для удачной и качественной сборки масштабной модели необходимы определенные инструменты, которые помогут в этом кропотливом деле. Инструменты для моделизма отличаются большим разнообразием и каждый моделист со временем обрастает большим количеством предметов, назначение и способ использования которых известны только ему. Но какой-то начальный набор можно очертить.

    Необходимы: Кусачки для отделения деталей от литников, ножи или скальпели для резки пластика (для начала можно использовать и канцелярские ножи с обламываемыми лезвиями), надфили разной формы, наждачная бумага, пинцеты прямые и обратные, ножницы, аэрограф, кисти или другие инструменты для покраски и лакировки модели.

    Для начала этого хватит. Потом можно пообщаться с коллегами, посмотреть литературу, полазить в Интернете и найти множество замечательных идей для создания собственных инструментов [4].

    Вот и вся основа для построения масштабной модели. После построения необходимо будет еще покрасить, залакировать и нанести тонкие штрихи, которые сделают модель более правдоподобной и реалистичной. О способах сборки, покраски и дальнейшей «доводки» модели можно почитать в инструкции к сборной модели и на различных тематических сайтах и форумах.

    Личный опыт

    Увлекаться моделизмом я начал еще в школьные годы. Моими первыми моделями были модели самолетов. Помню как часами просиживал, подгоняя одну деталь к другой. Тогда опыта конструирования у меня не было и ни о какой покраске я и думать не мог, ограничивался лишь специальными деталями. Но даже и не полностью доделанные модели вызывали у меня радость за собственные успехи.

    Сейчас я продолжаю собирать модели военной техники, только теперь перешел на танки. Ради эксперимента собрал также один парусник, однако больше по душе все-таки военная техника, а потом уже, когда появится достаточно опыта, можно взяться и за постройку более серьезного корабля.

    Готовая модель танка т54

    Одна из последних собранных мною моделей - советский танк т54

    Список источников

    1. Сайт посвящен различным увлечениям и хобби. – Режим доступа: collection.rin.ru
    2. Журнал о моделизме. – Режим доступа: www.heliborne.ru
    3. Сайт посвящен различным увлечениям и хобби. – Режим доступа: collection.rin.ru
    4. Форум посвещен стендовому моделизму. – Режим доступа: permmodelist.ucoz.ru
    5. Сайт посвящен моделированию кораблей в бутылках. – Режим доступа: www.shipbottle.ru