Юферев Сергей, http://forum.seacraft.sc/ru/index.php?/topic/1340-В-США-разрабатывают-конвертоплан-3-го-поколения
В настоящее время США являются единственной страной в мире, на вооружении армии которой находятся конвертопланы. На вооружении ВМС США и Корпуса морской пехоты находится конвертоплан Bell V-22 Osprey. В ближайшем будущем у него может появиться альтернатива. Речи идет о конвертоплане, который получил обозначение Bell V-280 Valor («Доблесть»). Проект данного летательного аппарата был представлен широкой общественности 10 апреля 2013 года. С новым проектом V-280 компания собирается принять участие в тендере, объявленном армией США, на создание среднего многоцелевого конвертоплана или вертолета, который в 2030-х годах должен будет заменить парк устаревших вертолетов UH-60 Black Hawk. Летающий прототип перспективного летательного аппарата ориентировочно должен будет подняться в небо в 2017 году.
Стоит отметить, что для замены UH-60 Blackhawk, а также боевых Boeing AH-64 Apache, которые находятся на вооружении армии США, V-280 Valor является не единственным рассматриваемым вариантом. Его возможными конкурентами уже сейчас называют вертолет с соосными винтами AVX Aircraft, совместную разработку Boeing и Sikorsky, построенную на базе экспериментального Х-2 и некий летательный аппарат под аббревиатурой EADS, подробности о котором пока что практически неизвестны. Однако в случае удачи компании Bell, V-280 Valor сможет заменить около 4 тысяч ударных вертолетов AH-64 Apache и многоцелевых UH-60 Blackhawk. Конвертоплан обладает следующими преимуществами над этими машинами: высокая скорость, увеличенная дальность полета, эффективность машины по заверениям производителя в 2 раза выше вертолетов и их гибридов.
Американские военные пока что не предъявляли формальных требований к перспективным конвертопланам и вертолетам. При этом они все же объявили о том, что новые летательные аппараты по своей дальности полета, скорости, грузоподъемности, топливной эффективности и способности к зависанию в воздухе должны превзойти все существующие винтокрылые летательные аппараты. Предполагается, что новая машина сможет зависать на высоте не менее 3000 метров, а также совершать полеты с крейсерской скоростью на высоте не менее 9100 метров. При этом разработка подобных машин потребует создания универсальных двигателей, приспособленных для выполнения разнообразных задач, а также системы обеспечения пилотов кислородом.
Сообщается, что новый конвертоплан относится к 3-му поколению, но по каким конкретно признакам Bell Helicopter произвела деление конвертопланов на поколения, не уточняется. Сейчас единственным серийно выпускаемым аппаратом данного типа является конвертоплан V-22 Osprey, скорее всего, данный летательный аппарат относят ко 2-му поколению. В таком случае велика вероятность того, что первым поколением в компании Bell Helicopter признают конвертопланы XV-3 и XV-15, которые были созданы еще в 1950-1970-х годах. В то же время компания занимается созданием такого рода машин не только для военных. Американцы совместно с итальянской компанией AgustaWestland разрабатывают конвертоплан AW609, предназначенный для нужд гражданского рынка.
В отличие от конвертоплана V-22 Osprey, винты которого наклонялись вместе с двигателями, на новой американской разработке двигатели будут фиксированы в горизонтальном положении, а переход от самолетного режима к вертолетному будет производиться при помощи наклона одних лишь винтов. Конвертоплан V-280 получит крыло прямой стреловидности (на V-22 используется крыло обратной стреловидности). Крыло будет изготавливаться как цельная деталь с применением технологии Large Cell Carbon Core, что позволяет уменьшить вес всей конструкции и сократить производственные затраты. Помимо этого данная технология позволяет достаточно быстро выявлять дефекты, которые возникают во время эксплуатации аппарата.
Фюзеляж Bell V-280 будет изготавливаться из композитных материалов. Также в конструкции данного летательного аппарата предусмотрена электродистанционная система управления (fly-buy-wire) с тройным дублированием каналов и V-образное массивное хвостовое оперение. Использование такого оперения позволит несколько уменьшить эффективную площадь рассеяния Valor, а также стабилизировать полет в самолетном режиме.
Ключевым элементом проекта является снижение затрат и упрощение конструкции в сравнении с производимым серийно V-22. Крыло конвертоплана V-280 будет производиться в виде одной большой композитной панели. Также базовая модель V-280 не получит достаточно сложный механизм складывания крыла, который используется на морской версии V-22.
Применение на конвертоплане V-280 роторов с мотогондолами, фиксированными в горизонтальном положении, позволяет устранить всякую опасность во время выхода десантников из машины через боковые двери. Также это облегчает ведение огня и увеличивает угол обстрела из пулеметов, которые могут быть установлены в дверных проемах, во время подхода к цели или посадки на местности в случае обнаружения противника. Помимо этого такая конструкция снижает технический риск, а также устраняет необходимость сертифицировать двигатели аппарата под разными углами наклона. В компании Bell Helicopter уверены в том, что скос воздушного потока будет расположен на промежуточном уровне между обычными вертолетами и V-22 Osprey.
Согласно опубликованным данным, конвертоплан V-280 Valor сможет развивать крейсерскую скорость в 518,6 км/ч, а его боевой радиус будет находиться в диапазоне 926-1481 км, перегоночная дальность составит 3,9 тыс. км. Для бортовой посадки и высадки экипажа, а также ведения огня планируется использовать 2-е боковых двери шириной 1,8 м. Также V-280 Valor получит убирающееся шасси. Если говорить о расшифровке названия машины, то буква «V» указывает нам на возможность вертикального взлета и посадки, а 280 – это крейсерская скорость аппарата в узлах. Экипаж конвертоплана будет состоять из 4-х человек.
Сравнение боевых радиусов UH-60 (зеленый) и V-280 (синий)
Сообщается, что компания Bell Helicopter готова представить военным 2-е базовые модели своего нового конвертоплана: ударную и транспортную. Транспортная версия V-280 Valor предназначается для транспортировки до 11 человек десанта или каких-либо грузов (максимальная грузоподъемность машины не уточняется). Радиус полетной зоны транспортного конвертоплана составит 463 км. Ударная версия конвертоплана V-280 Valor позиционируется как возможная замена вертолетам AH-64 Apache. В ударной версии летательный аппарат получит комплекс высокоточного оружия в специальных подвесных контейнерах, а в носовой части аппарата на специальной турели будет размещена скорострельная пушка.
Сегодня компания Bell Helicopter в сотрудничестве с компанией Boeing занимается производством конвертопланов V-22 Osprey. Данная машина может развивать скорость до 556 км/ч, а крейсерская скорость равняется 446 км/ч. Боевой радиус данной машины равен 722 километрам. Конвертоплан V-22 Osprey в состоянии перевезти до 32 военнослужащих или полезные грузы массой до 9 тонн. В качестве вооружения на нем могут устанавливаться пулеметы калибра 7,62 и 12,7-мм, а также шестиствольный 7,62-мм пулемет в специальном подвесном контейнере.
Стоит отметить, что новый конвертоплан не обеспечил себе счастливого будущего. До 2030 года остается еще целых 17 лет, за которые многое может существенно измениться. Первоначально американские военные рассчитывали получить прототипы перспективной винтокрылой машины с новой силовой установкой еще в 2010 году. Но из-за начала глобального финансово-экономического кризиса и последовавшего за этим снижения расходов на некоторые перспективные оборонные программы, сроки их окончания были сдвинуты на позднее время. Но и сейчас, занимаясь оптимизацией бюджета страны, правительство США с марта 2013 года обязало военных ежегодно сокращать свои траты (в 2013 году на 46 млрд. долларов). А это вновь может привести к переносу сроков по ряду перспективных проектов, а при неблагоприятном исходе даже отмене программ.
Источники информации: