Гитары Gibson Les Paul. История создания.
Каждый гитарист по мере своего продвижения по нелегкой стезе обучения начинает обретать собственные предпочтения в выборе инструмента с помощью которого он будет реализовывать свой потенциал. На предпочтения оказывают влияние множество факторов: стиль игры, стиль создаваемой музыки и, в конце концов, гитары на которых играют любимые гитаристы любимых групп.
Когда я принял решение начать учиться игре на гитаре, то вообще не имел ни малейшего понятия о электрогитарах, примочках, гитарных усилителях и еще куче важных вещей. Поэтому, как наверное и большинство новичков, я купил поддержаную аккустическую гитару. Всем своим потертым видом она демострировала, что имеет долгую, но никому неизвестную родословную. Удобство игры, качество звучания и качество сборки оставляли желать лучшего, но главное - желание научиться играть. В конце первого года войны с гитарой я уже знал, что аккустика - это хорошо, но для игры той музыки, которая мне нравится необходима покупка другого типа гитары как у гитаристов на рок-сцене
. Таким образом я подошел к моменту, который оказал большое влияние на всю мою дальнейшую жизнь - покупка электрогитары и игра на ней. Первой моей электрогитарой стал Stagg S300-SB - китайская копия всемирно известного Fender Stratocaster. Сборка выполнена на хорошем уровне, сустейн при фабричных звукоснимателях тоже достойный, рычаг тремоло больше для вида
, чем для игры, гриф достаточно удобный. В целом, для новичка отличный и недорогой вариант. Сейчас данную гитару я использую на репетиционных точках, если до них необходимо добираться общественным транспортом, а также, когда нужно быстро сменить музыкальный строй.
К покупке следующей гитары я отнесся более взвешенно и тщательно. После долгих поисков, прослушиваний и сомнений, я остановил свой выбор на гитаре Ibanez RG 350DX. Купил я ее с рук, гитара произведена в Японии, оснащена системой флойд роуз. Стандарные звукосниматели заменены на DiMarzio D-activator и дополнительно отстроены мастером. На задней панели гитары нанесен автограф Steve Vai - одного из величайших гитаристов в истории. Данная гитара настроена в Drop C и успешно справляется с данным строем, несмотря на флойд роуз. Данную гитару я использую на концертах и студиях звукозаписи.
Но, моим любимым видом гитар, стали гитары, в общем случае называемые Лес Пол
. Сейчас в мире есть множество производителей создают гитары такого вида, которые отличаются качеством сборки, качеством материалов, некоторыми внешними признаками. Но всех копии и подобия берут свое начало у легендарного эталона - гитары Gibson Les Paul. Я хотел бы подробнее рассказать о гитарах Gibson Les Paul и истории их создания.
Заявление о том, что электрогитара Gibson Les Paul является в некотором смысле олицетворением всей гитарной музыки с начала 50-х годов XX века и по сегодняшний день – не будет большим преувеличением. Подавляющее большинство известных гитаристов современности в обязательном порядке имеют в своем арсенале один или несколько этих инструментов, а начинающие музыканты мечтают о такой гитаре. Причем, что характерно, Лес Пол
прошел свой славный путь длиною в шесть десятилетий практически без кардинальных изменений в конструкции, и нет абсолютно никаких видимых предпосылок к тому, чтобы данная электрогитара радикально поменялась бы и в ближайшем будущем.
Gibson Les Paul Goldtop
Мировая легенда Gibson Les Paul началась именно с этой гитары: бутербродная конструкция корпуса (красное дерево с выпуклым кленовым верхом), гриф из красного дерева с палисандровой накладкой, трапециевидный струнодержатель, два звукоснимателя P-90 с крышками из пластика кремового оттенка, четыре ручки регулировки. Золотистый цвет инструмента с золотого же цвета фурнитурой в совокупности с черным цветом грифа и крупными перламутровыми маркерами, по задумке Леса Пола должны были придавать гитаре солидный и «богатый» вид.
Инструмент поступил в массовую продажу в 1952 году и стоил несколько дороже своего главного на тот момент конкурента – Fender Telecaster.
Интересно, что в сегодняшних реалиях классический Gibson Goldtop стал предметом вожделения для многих коллекционеров, хотя большинство из них и признает, что последующие вариации гитар LP получились более удачными. Голдтоп
производился с 1952 по 1957 год с различными вариантами бриджей, а в 57-м на смену P-90 пришли хамбаккеры.
Gibson Les Paul Custom
Изначально, Gibson намеревался производить всего лишь две модели гитар LP – Goldtop и Custom. Итак, в 1954 году общественности был представлен новый Les Paul строгого черного цвета (второе название гитары – Black Beauty), с топом не из клена, как у предшественника, а из красного дерева, инструмент был оснащен новым бриджем типа Tune-o-Matic, в нековой позиции располагался звукосниматель Seth Lover Alnico V, а с 1957 года на гитару стали устанавливать полноценные хамбаккеры. Также стоит отметить, что накладка на гриф была выполнена из черного дерева с перламутровыми прямоугольными маркерами, по словам Леса Пола такая гитара очень сильно напоминала смокинг. Через некоторое время на черную красавицу
стали устанавливать три датчика, но при этом стандартный трехпозиционный переключатель не мог обеспечить все сочетания звукоснимателей (на некоторых моделях нейтральное
положение тумблера соответствовало сочетанию бриджевого и центрального хамбаккеров, на других – только центрального).
На сегодняшний день Les Paul Custom производится также и с кленовым верхом корпуса, инструмент доступен в различных цветовых решениях (Ebony, Silver Burst, Wine Red, Alpine White), а в модели The Natural
накладка на гриф выполнена из клена, что не является таким уж обыденным делом для Гибсона
. Со временем на эту гитару также стали устанавливаться различные модели тремоло-бриджей.
Массовый выпуск инструмента осуществлялся с 1954 по 1960 год, в 1968-м Gibson снова вернулся к его изготовлению, в результате LP Custom производится и по сей день.
Gibson Les Paul Junior (TV)
Компания Gibson никогда не позиционировала себя, как производителя дешевого ширпотреба, но все же в 1954 году на свет вышел LP Junior – бюджетная модель Les Paul. Плоский корпус красного дерева, один датчик P-90 в бридже, по одной ручке регулировки громкости и тона, никаких излишеств в дизайне, палисандровая накладка на гриф – вот вкратце и все описание этой гитары.
В 1958 году Гибсон
также приступил к выпуску юниоров
с двумя вырезами корпуса, а модели желтого цвета получили прозвище TV – на экране черно-белого телевизора темная гитара была достаточно плохо различима, пришлось запустить в серию более светлый инструмент (к изумлению боссов Gibson, LP Junior пользовался спросом у достаточно большого числа профессиональных гитаристов).
Производилась эта гитара в период с 1954 по 1960 год.
Gibson Les Paul Standard
В период с 1961 по 1968 год Gibson не выпускал моделей Les Paul – в данный промежуток времени между Лестером Полфусом и Гибсоном
просто-напросто не было подписанного контракта (как гласит легенда, Лесу очень не понравилась модель Gibson SG, которой изначально также собирались присвоить имя LP). Поэтому модель Les Paul Standart выпускалась с 1958 по 1960 год, а также с 1968 по 2008-й.
В целом, LP Standart – это самый классический Лес Пол
, два хамбаккера PAF, четыре ручки регулировки, трехпозиционный переключатель, корпус из красного дерева с кленовым верхом, бридж Tune-O-Matic (в некоторых случаях тремоло Kahler или Bigsby): по большому счету спецификация Стандарта
отличается от голдтоповской
57-го года только расцветкой. На сегодняшний день гитара также доступна с датчиками BurstBucker и BurstBucker Pro.
Gibson Les Paul Special
В период с 1955 по 1960 год Gibson выпускал модель Special, которая, по сути, являлась промежуточным звеном между Junior и Standart. Внешность и материалы – все тот же LP Junior, но с двумя звукоснимателями P-90. Соответственно, присутствует переключатель датчиков и четыре ручки регулировки, как в классическом
Les Paul.
-
Источник:
История гитары Les Paul