Камни Ики — самая масштабная фальсификация Перу или послание древней цивилизации
Одним из моих увлечений является альтернативная история. Ведь все чаще совершаются новые сенсационные открытия, которые полностью противоречат традиционному взгляду на историю развития современной цивилизации. И это не удивительно так как история не раз переписывалась. Альтернативная история – это не протест против реальности, это желание принимать факты такими, какими они есть, и не только те факты, которые вкладываются в школьные учебники, но и те, которые требуют глубокого осмысления и пересмотра взглядов на жизнь и быт человека в древности. Целым скоплением таких находок является Мексика и вся Южная Америка, где собрано множество феноменов не укладывающихся в голове современных историков. Коллекции подобных артефактов, называемых Камни Ики, я бы и хотела посвятить свой индивидуальный раздел.
Камни Ики — один из самых парадоксальных феноменов мексиканской культуры. Это коллекция камней из андезита обкатанных речной водой, на поверхности которых выгравированы различные сюжеты из жизни обитателей Анд. Уже само обилие разрисованных камней – явление достаточно необычное, а изображения на них противоречат не только современной хронологии, но и свидетельствуют о том, насколько наши сегодняшние представления о древнейшей истории человечества ограничены и схематичны.
Но обо всем по порядку, и для начала немного истории.
Первые упоминания о находках близ Ики чёрных камней с изображениями странных животных относятся к XVI веку. В хронике Relacion de antique dades deste reyno del Peru (1570) индейский летописец Хуан де Санта Крус Пачакути сообщал, что в окрестностях Ики находят камни с гравированными рисунками. Современная история камней Ики возникла в начале 60—х годов XX века, когда они появились на чёрном антикварном рынке Перу. Их поставщиками стали профессиональные охотники за древностями, так называемые huaqueros. А первыми известными коллекционерами считаются братья Карлос и Пабло Сольдии архитектор Сантьяго Агурто Кальво. Интересно, что архитектор Кальво, чтобы убедиться в неподдельности камней, в 1966 году самостоятельно занимался раскопками в районе Окукахе, городка в 40 км от Ики, где камни встречаются особенно часто. В конце концов, он обнаружил два экземпляра в погребениях до—испанских культур. Следует отметить два существенных момента. Во-первых, в те годы уакейрос продавали камни коллекционерам буквально за несколько монет. И во-вторых, поскольку странные камни вызывали у коллекционеров существенные подозрения, уакейрос частенько предлагали показать места находок камней, чтобы подтвердить их подлинность. [1]
Настоящую известность камни Ики приобрели благодаря деятельности Хавьера Кабреры. Доктор Хавьер Кабрера (1924—2001) был прямым потомком испанского конкистадора дона Херонимо Луиса де Кабрера и Толеда, основавшего в 1563 году город Ика. Доктор Кабрера был профессором медицины, деканом медицинского факультета в Университете Лимы, основателем медицинской школы в Национальном университете Ики и основателем Музея камней Ики.[2]
История коллекции камней Ики доктора Кабреры началась в 1966 году, когда его друг детства и постоянный пациент Феликс Льоса Ромеро подарил ему небольшой камень овальной формы с выгравированным на нем изображением странной рыбы. Обратив на странности изображенной на камне рыбы, Кабрера выяснил, что рисунок больше всего напоминает древнюю кистеперую рыбу. Целакант к этому времени уже был известен науке и его изображения были доступны в популярной литературе.
Кабрера выявил закономерность в системе изображений на камнях. По его мнению, изображения группируются в серии от 6 до 200 камней, образующие как бы каменную библиотеку. В каждом сюжете изменяется (увеличивается) размер камней, а также способ нанесения изображения: начиная от гравировки, заканчивая техникой низкого рельефа. Главной особенностью являются сюжты изображений на поверхности камней: сцены охоты на доисторических животных, картинки хирургических операций по пересадке органов человеческого тела, люди, рассматривающие нечто через лупу, астрономы у телескопа или с подзорной трубой, географические карты с неизвестными материками, а также рисунки, повторяющие рисунки Наска[3].
Но даже эти удивительные сюжеты затмевают камни с изображением сцен совместной жизни человека и динозавра. Коллекция доктора Кабреры содержит значительное число камней с изображениями древних ящеров. Точное их число не известно, сам Хавьер Кабрера не вел статистический учет своего собрания. Визуальный же осмотр коллекции позволяет приблизительно определить, что камни с изображениями динозавров составляют примерно 20-25% всей коллекции. Т.е. это достаточно многочисленная категория изображений.
Сюжеты с динозаврами можно разделить на два типа: на одних камнях выгравированы только древние рептилии, на других они взаимодействуют с человеком, реже – с другими животными. Камни с изображениями второго типа более многочисленны. Вымершие миллионы лет назад древние рептилии, изображенные на камнях Ики, послужили одним из основных аргументов в признании коллекции фальшивой[3].
Все официальные ученые, знакомившиеся (в основном, по газетным публикациям) с коллекцией в 70-ые годы прошлого века, единогласно утверждали: человек не мог сосуществовать с динозаврами, а посему вся коллекция камней является мистификацией. По версии официальных ученых камни были изготовлены местными крестьянами и проданы «наивному» доктору. Признание данного факта автоматически влечет за собой целый ряд исходных допущений:
- В первой половине ХХ века где-то на территории Перу была создана подпольная мастерская (или несколько мастерских), которая занималась изготовлением камней с рисунками в технике гравировки и низкого рельефа.
- Эта "мастерская" обладала значительными людскими и техническими ресурсами, достаточными для того, чтобы транспортировать десятки тысяч камней и валунов, весом до нескольких сот килограмм.
- В "мастерской" работали художники, имеющие значительный опыт художественной резьбы по камню. У них имелась достаточно современная (для тех лет) техника, необходимая для механической гравировки андезита.
- В "мастерской" работали химики, способные при помощи каких-либо технологий имитировать естественную патину на изготавливаемых предметах.
- В "мастерской" имелись квалифицированные специалисты по палеозоологии, которые не только могли предоставить существовавшие в то время книги с изображениями вымерших видов животных, но и, в силу своей фантазии, прогнозировать будущие открытия (как в случае со спинными пластинами зауроподов)
- В "мастерской" также имелись медики, способные проконсультировать художников по вопросам трансплантации органов – сердца, мозга и других сложных хирургических операций (в 60-е годы).
- В "мастерской" присутствовали специалисты-археологи, способные не только обнаружить древние погребения, но и вскрыть их, заложить туда несколько образцов продукции "мастерской", а потом заново законсервировать так, чтобы последующие раскопки не показали нарушения культурного слоя.
- Деятельность "мастерской" была настолько глубоко законспирирована, что захоронение "продукции" в окрестностях небольшой деревушки Окукахе не привлекло никакого внимания местных крестьян.
- Организаторы "мастерской" обладали очень значительными финансовыми возможностями, достаточными как для организации указанного выше объема работ, так и для проведения этих работ на протяжении длительного периода времени[4].
Современному человеку сложно поверить в подлинность всех камней Ики и, несомненно, в коллекциях встречаются подделки, но лично мне так же сложно поверить что крестьяне в 60 годы могли создать 60 тыс. камней с такими оригинальными сюжетами. Поэтому у меня не осталось сомнений в подлинности феномена Ики как археологического факта. Но этот факт ставит перед наукой гораздо больше вопросов, чем у нее есть ответов на данном этапе развития. И, возможно, ответив на эти вопросы наших представлений о прошлом планеты и человеческой цивилизации сильно изменятся.
Список источников:
- Википедия — свободная энциклопедия [электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org, свободный
- Библиотекарь.Ру — электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. [электронный ресурс]. — Режим доступа: www.bibliotekar.ru, свободный
- Андрей Жуков Камни Ики – послание невозможной цивилизации / Лаборатория Альтернативной истории [электронный ресурс]. — Режим доступа: lah.ru, свободный
- А.В. Колтыпин Камни Ики — послания из подземного поселения Тулан—Чимосток 17 миллионлетней давности[электронный ресурс]. — Режим доступа: www.dopotopa.com, свободный