Назад в библиотеку

Нравственные ценности христианства как фактор позитивного развития цивилизации

Авторы: А.С. Берестовая

Ключевые слова: христианство, будущее, цивилизация, ценности, мораль.

Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості. Матеріали ХХХ Міжнародної науково-практичної конференції (Донецьк, 20 травня 2012 року). - Донецьк: : ІПШІ "Наука і освіта", 2012.

Аннотация

В тезисах подводится итог, что следование нравственным христианским цінностям необходимо для будущего цивилизации. Изначально неся в себе абсолютные установки добра и блага, нравственные законы и моральные предписания данной религии могут помочь человечеству сохранить свою идентичность, гармонизировать общество и наделить  каждого отдельного субъекта полноценной жизнью.

 

Широкомасштабные  глобализационные процессы сталкивают современного человека с многообразием устоев общественной жизни и ставят перед ним необходимость более тщательного выбора в жизни, когда он сталкивается с реалиями окружающего мира. В постсекулярный период развития общества невозможно отрицать необходимость субъекта следовать общим правилам морали, нравственным установкам. В то же время религиозные нравственные ценности и моральные предписания гораздо сильнее для обыденного человека, чем светские. Это обусловлено тем, что светские моральные законы обладают временной, изменяемой характеристикой, в то время как религиозные восходят к абсолютному авторитету – Богу.

Христианские нравственные ценности это тот базис, благодаря которому было сформировано учение об абсолютной ценности человеческой личности. В рамках христианства человек понимается как духовное существо, созданное Богом-Творцом по Своему образу и подобию. Все люди одинаково возлюблены Им и предназначены для спасения и вечного бытия. Отсюда исходит другой тезис, содержащий один из главных концептов нашего времени, а именно  -  учение о равенстве всех людей. Каждый человек в равной степени наделен свободной волей и может получать божественную благодать для своего спасения. Имея возможность свободно осуществлять свой выбор, человек единственный во вселенной несет ответственность за то, как он реализует моральные императивы в своей жизни.

Промысел Божий заключается в идеальном назначении человека – его спасении и уподоблении Богу – бесконечное, всестороннее и духовное усовершенствование личности. Как «венец творения» человек потенциально наделен совершенными качествами по подобию Бога. С данного аксиологическго концепта вытекает одно из главнейших понятия о высоком достоинстве индивида. Несомненно, благодаря христианским ценностям в современном обществе выработаны процедуры и механизмы объективного правосудия, осуждение рабства, определилась этика межличностных отношений и сформировались высокие социальные стандарты жизни. Можно говорить о том, что современные общепринятые мировые права человека развивались на почве христианской аксиологии.

Одним из главных элементов христианского учения является понятие о безграничной любви Бога к человеку и его отношения к другим субъектам. Через любовь субъект реализует себя как социальная личность и таким образом приближается к совершенству, исполняя промысел Божий. Становятся необходимыми такие требования морали как забота о другом «ближнем» человеке, как видимому образу невидимого Бога.

Подводя итоги, следует сказать, что следование нравственным христианским ценностям (которые часто являются общими и для других религий, например, ценность индивида, понятие справедливости, не нанесение вреда другому человеку) необходимо для будущего цивилизации. Изначально неся в себе абсолютные установки добра и блага, нравственные законы и моральные предписания данной религии могут помочь человечеству сохранить свою идентичность, гармонизировать общество и наделить  каждого отдельного субъекта полноценной жизнью.