Традиции и культура украинского народа
У каждого народа есть свои традиции. Их история уходит в глубину веков, сочетает в себе представления о мире, отношения к религии, признаки быта. В последние годы мы часто обращаемся к традициям, ибо осознаем себя частью великого народа с богатейшими достижениями культуры. Тот, кто не знает своей культуры и сторонится своего языка, не может с уважением относиться и к культуре других народов.
Мое первое знакомство с народными традициями произошло в ранем детстве, когда мы всей семьей понесли вечерю крестной.
Украинская народная одежда
Основным элементом одежды всегда была рубаха. Например женские рубашки казацких времен дошли почти неизменными до нас. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (туникообразной, поликовои или на кокетке) и несшитой поясной одежды: дерги, запаски, плахты. В прохладную погоду носили безрукавки (корсетки, киптари т.д.). Рубашка была, как правило, украшена вышитым или тканым орнаментом по вороту, подолу, на рукавах-местах, где максимально открытый доступ к телу. Есть орнамент выполнял не только эстетическую, но и оберегов функцию, защищая хозяйку одежды от злых духов, болезней и проч. Женская рубашка вообще считалась таинственным элементом одежды, особенно ее подол. Например, верили, что вышитым подолом можно остановить ведьму. Повитухи принимали ребенка в подол рубашки. Вышитой верхней частью рубашки невесты после ритуального умывания поочередно вытиралась молодеж. Основной верхней одеждой женщин была свита или свитка из белого сукна. Девушки заплетали волосы в косы, укладывали их вокруг головы и украшали лентами, живыми цветами или вощеной бумагой. Женщины обязательно носили разные очипки, рушникоподибни головные уборы («наметки»), позже-платки. Появление замужней женщины на людях без головного убора считалось неприличным (отсюда выражение-«опростоволоситися») [1].
Мужской костюм состоял из рубахи (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки (сердаки, лейбики) и пояса. Пояс вообще был обязательным элементом одежды и выполнял самые разные функции (закрепление одежды, защита мышц живота при тяжелой работе). На поясах носили предметы повседневного обихода, они служили ярким украшением одежды и показателем достатка. Но пояс воспринимался также и как оберег, талисман. Пояс фигурировал во многих магических обрядах. Недаром девушка должна была опоясать своего жениха вышитым поясом-это должно было увеличивать мужскую силу. Красный пояс оберегал человека от беды. Мужчины стригли волосы на голове «под горшок» («под горшок»). Молодые и средних лет мужчины брились, оставляя лишь усы. В XV-XVII вв. брили и голову, оставляя «оселедець». Бороды носили только старики. Головным убором летом служили соломенные шляпы, в другое время-войлочные или каракулевые шапки цилиндрической формы с плоским или сферическим дном. На ноги надевали лапти или сапоги.
Казацкая одежда состояла из кафтана, черкески, ярких шаровар, воротником пояса-кушака, балахона, суконного кунтуша с откидными рукавами, белого кафтана из шелковой ткани и бархатным шлыком, шелкового пояса с золотыми кистями, сафьяновых сапог, шапки-кабардинки из речного зверя кабарги или выдры, украшенной накрест позументом, кожуха из овечьей шкуры, косматой шерстяной бурки для непогоды. Из этого набора обязательными были рубашка и шаровары. Осенью и зимой и мужчины и женщины носили епанчу (длинный дорожная одежда с отворотами, украшенная цветными шнурами), кобеняки (прообраз плаща из плотного грубого сукна, который носился поверх одежды), кожухи. Кожухи часто покрывали сукном. Все эти виды одежды известны еще со времен Киевской Руси. Характерной чертой традиционной украинской одежды была его декоративность, которая достигалась богатыми вышивками, аппликациями, различными дорогими украшениями. В этом отражались особенности регионов Украины. За вышивкой на рубахе, с тем, как рубашка была скроена, за головным убором (особенно это касается женщин), можно было точно определить, из какого региона Украины человек.
Интерьер украинского жилья
При входе в дом, как правило, слева отверстием к фасадной стороны дома располагалась печь-основной элемент планирования. Ее обычно белили и расписывали узорами. Выполняя ряд важнейших практических функций, печь при этом была сокровенным и загадочным местом в доме, языческим центром христианского дома. С ней связано множество обычаев и поверий. В образе семейного очага печь фигурировала в обряде сватовства, когда засватанная девушка «ковыряла» пальцем побелку печи, словно прося защиты. Уходя из родного дома, невеста брала с собой несколько угольков из материнской печи. Кусочек печной обмазки клали в рубашку, которой оборачивали новорожденного, защищая его от нечистой силы. А после похорон родственники держались за печь, чтобы не скучать за покойником. По представлениям крестьян, печь была местом перехода из обычного мира в таинственный. Крестьяне верили, что через печную трубу улетают на свои сборища (шабаши) ведьмы, в печи они готовят колдовское зелье. Беременным женщинам, которые выпекали хлеб, особенно пояса, запрещалось разговаривать, иначе ведьма похитит ребенка. Для защиты рожениц от нечистой силы рогач ставили непременно рогами к печи [2].
По диагонали от печи находился красный угол — христианский центр дома. Здесь обязательно висели иконы, украшенные полотенцами, зажигалась лампада, хранились священные книги, святая вода и свечи. На Рождество и Пасху сюда ставили ритуальную еду. Покуття считалось почетным местом в доме, куда сажали дорогого гостя, проявляя ему уважение. Под образами сидели молодые на свадьбе. Сюда же ставили «дидух» — обрядовый сноп, украшенный лентами, символ благополучия и достатка, память о предках. На углу сходились ряды, которые стояли вдоль стен, и тут же под иконами стоял стол, как символ единства, семейной прочности и благополучия, за которым собиралась вся семья. Конечно стол не украшали, только в праздничные дни накрывали скатертью. Неудивительно, что эта деталь мебели фигурировала в поверьях и обрядах. Новорожденного трижды обносили вокруг стола, принимая его в семью. За столом праздновали свадьбу. И сюда же, на угол, ставили гроб с покойником, осуществляя последний обряд прощания. На стол нельзя класть ключи, это могло привести к ссоре, и садиться, это грозило болезнью. К печи вдоль тыльной стены прилегал дощатый настил, который служил спальным местом. Угол напротив печи считался «женским», т.к. здесь размещался «полка» (шкаф для посуды) и вся необходимая утварь.
Мне удалось побывать на многих фестивалях и праздниках посвященных истории и традициям украинского народа. Среди таких можно выделить: этно-фестиваль «АртПоле», праздник покровы на Хортице, Сорочинская ярмарка, также праздники Ивана Купала, Крещенья.
Украинский язык один из самых мелодичных в мире. Мало найдется людей равнодушных к украинской кухне, среди тех, кто хоть раз отведал: борщ, вареники, пампушки и прочее.
Как приятно иногда бывает узнать, что украинские традиции богаче, язык — благозвучнее, песни — мелодичнее. Какая гордость наполняет душу за весь народ и за себя лично. Даже странно бывает: кто любуется украинской народной песней, а ты так гордишься, словно тебя лично похвалили.