Определение первобытной религии
Источник (англ.):Источник оригинальной статьи
Среди наиболее известных и точных определений первобытной религии принадлежат антропологам Тайлору и Фрезеру. Тайлор в своем труде «Первобытная культура» предлагает определять религию как "веру в духовные существа". Возражения против этого определения заключаются в его неполноте, как высказался У. Робертсон Смит в своих лекциях по религии, что ритуал первичен для первобытной религии, в то время как догматы и мифы являются вторичными. Та же самая форма появляется в определении Дж. Фрэзера в Золотой ветви (3 – е изд.). Он понимает под религией "умилостивление или высшие силы превосходят человека, следовательно, именно они направляют и контролируют ход природы и человеческой жизни". Он продолжает объяснять, что под «мана» он понимает «силу». Следует также отметить, что он здесь, противопоставляет религию магии, которая, по его мнению, должна основываться на (неявном) предположении ", и о том, что природа человека определяется не страстями, а тем, что неизменные законы действуют механически". Рассматривая объективность религии как сакральное, он привел к тому, что первобытный человек, несомненно, относится с трепетом и уважением, к мистическому, потому что оно полностью влияет на его жизнь.
Будучи общественным явлением, религии не могли не играть серьезную роль в жизни общества. Уже прослеживается тенденция, что религию не отделяют от магии, переходит уже в магико – религиозный контекст. Особое отношение проявляется к религиозным объектам, как священному в проявлении чувств, мыслей и действий верующего, и считается как благосостояние определенного племени или общества.
Народы Полинезии представляют самые ранние из доступных стадий развития человека, стадии почти не тронутого общественно-родового строя. Табу – распространенная в старинном обществе система запретов, нарушение которых карается сверхъестественными силами. Религиозная система первобытных народов представляет особый интерес для исследователей, и составляет фундамент для анализа происхождения ранних форм религии, потому что, большинство примеров берется именно из их верований.
Особое место в первобытных религиях занимает «табу» и «мана». Концепция «мана», служила поддержанию всей системы общественных зависимостей. Было распространено представление, что простые люди не имеют много «мана» и поэтому они должны подчиняться тем, у кого ее много. Чтобы подданные не могли себе присвоить «мана» вождей, был введен ряд запретов, или табу. Соблюдение табу состояло в том, чтобы определенные предметы, места, виды деятельности были недоступны для обычных людей. Наибольшим количеством таинственного флюида обладал вождь племени, в силу этого он сам и все предметы, которых он касался, его следы на земле автоматически становились табу. Нарушение табу считалось преступлением, влекущем за собой смерть; неумышленного нарушения табу всё равно влекло смерть.
Независимо от количества «мана» человек имеет индивидуальную душу, что после смерти в соответствии с социального статуса, переходит или в «страну мертвых», «страну первоначальной тьмы» или в «страну вечного счастья». Очевидно, обитель блаженных в загробной жизни предназначен для выдающихся личностей, главным образом для жрецов и вождей племени. Особенно резко сказалось социальное расслоение на верованиях о загробном мире: по мнению первобытного человека, только души знатных и вождей продолжают жить после смерти, души простолюдинов сразу погибают. В погребальном ритуале тоже резко проявляется общественное неравенство.
Также на этой почве жители островов Океании верят, что независимо от количества «маны» человек имеет индивидуальную душу, которая после его смерти в соответствии с его общественным положением уходит либо в «cтрану мертвых», «страну первобытной темноты», либо в страну вечного счастья. Очевидно, рай в загробной жизни предназначен для выдающихся личностей, главным образом для жрецов и вождей племени. Особенно резко сказалось социальное расслоение на верованиях о загробном мире: по их мнению, только души знатных и вождей продолжают жить после смерти, а души простолюдинов сразу погибают. В погребальном ритуале тоже резко складывалось общественное неравенство. Вождей и знатных хоронили с очень сложными обрядами, их тела бальзамировали и помещали в особые усыпальницы; тела простых людей погребали без обрядов в землю или пускали на ладонях в море.
Можно рассмотреть «табу» как «священное» так и «проклятое». Значение «священного» и «проклятого» взаимосвязаны, они в свою очередь не разделимы друг от друга. С одного получается другое. «Священным» оно является, если оно принадлежит вождю, и все что связанно с вождем. Где ходил вождь, к чему он прикасался, является табу «священным», так как вождь является посредником высших сил для племени. При нарушении таких табу, человек карался не только физическим наказание, но также ощущал на себе кару сверхъестественных сил, и иногда даже умирали от одной мысли, что они нарушили табу. В некоторых племенах даже нельзя вождям есть из собственных рук, их кормили слуги либо жены. Имена вождей считались табу, они были "священные", если же простолюдин, слуга произносил его, то на него накладывалось "проклятие". Чаще всего это было не физическим вмешательством, а нечто высшее, божественное, которое каралось, за определенное нарушение религиозного запрета. Но если рассматривать эту проблему, то это психологическое воздействие. «Проклятое» табу, это все что было «нечистым»(вещи умершего человека, к ним нельзя было прикасаться, так как мгновенно «проклятое» переходило на другого человека, нельзя было пересекать запретную территорию; есть пищу из воинам, пока они не пройдут ритуал очищения, так как до этого он весь считается «нечистым», потому что на его счету смерти других людей).
Любое нарушение табу, прежде всего, считалось нарушением божественных запретов и наказание за это была большая – жизнь. Первобытные люди голову особенно-священной частью тела. Святость эта иногда связана с верой в то, что в голове живет душа очень и очень чувствительна к образ и неуважительного отношения.
Небесная кара имела очень большое значение (злой дух забирался в тело и поедал внутренности нарушителя табу). Бывали случаи, когда люди, возбудила табу, внезапно умирали от страха перед неизбежной небесной карой.