Религиозное и секулярное в современном мире
Автор: Arvind Sharma, Birks Professor of Comparative Religion, McGill University
Источник: The Religious and the Secular in the Modern World
Автор: Arvind Sharma, Birks Professor of Comparative Religion, McGill University
Источник: The Religious and the Secular in the Modern World
Современный мир, в его самосознании, является продуктом размежевания светского и религиозного, что делает обсуждение этого вопроса особенно пикантным. Религиозное затмило светское в одной точке в истории западного мира. Секулярное затем вышло из-под сени религиозного, освободив политические, правовые и образовательные аспекты общественной жизни от религиозного господства. Сейчас мы достигли точки, когда светское затмевает религиозное до такой степени, что существует светская конституция, которая гарантирует свободу вероисповедания. В период расцвета секуляризма, сразу после Второй мировой войны, прогрессивные секуляризации остального мира, по аналогии произошедшие на Западе, особенно в Европе, считались аксиомой. Это убеждение разделяется и соперничающими экономическими системами капитализма и коммунизма, а также соперниками в области политики - либеральной демократией и тоталитаризмом. Либеральная демократия видела религию как чисто личное дело в конечном свете, как и личностное понимание искусства и музыки; марксизм предвидел не просто отступление религиозного из общественной жизни, а из самой жизни вообще. Таким образом, общий интеллектуальный климат, в середине прошлого века, видел выход религии как из городской площади, так и из жизни в целом.
Иранская революция 1979 года, однако, расстроила эту эсхатологическую корзину яблок, и с тех пор, роль религии в общественной жизни во всем мире стала завоевывать значимые роли. Таким образом, вопрос о соотношении религиозного и светского, после его снятия, вновь вернулся на стол, с новым чувством актуальности, в нашем современном мире.
Мы могли бы начать с рассмотрения некоторых уроков истории на характер их отношений, с тем, чтобы оценить их отношения в современном мире. И как только мы бросили такой дидактический взгляд на историю, становится очевидным, что у нас есть достаточно исторических свидетельств того, что происходит, когда любой из двух элементов в диаде усиления получает превосходство над другими. Средневековые времена свидетельствуют, что происходит, когда религия начинает превалировать над светской составляющей, и наше время, до самого последнего времени не свидетельствовало, что происходит, когда светское начинает преобладать над религиозным.
Противоположные изменения в уравнении могут содержать много уроков, в зависимости от используемого объектива для их просмотра. Выберем смотр на них через призму прав человека, как воплощение человеческого стремления к политической и религиозной свободе.
Обзор истории западного мира дает любопытное совпадение противоположностей, если смотреть сквозь эту призму. В средние века, религиозное превалировало над светским, так что права, даже королей в политической сфере, были сокращены, не говоря уже о простом человеке. Можно было бы ожидать, чтобы это было так, но еще одно следствие было неожиданно, - что религиозная свобода верующих была также сокращена. Православие царило в этот период – на ереси была объявлена охота. Другими словами, крах двух областей по иронии судьбы привел к уменьшению как политических, так и религиозных свобод. Современность видела смену ролей в этом соотношении и светское начало наступление на религиозное. Ярким примером этого могут служить коммунистические страны. Крах двух областей в этих странах, которые произошли с доминированием светского над религиозным, по иронии судьбы привел к сокращению как религиозных, так и политических свобод в этих странах. Можно было бы ожидать сокращения религиозной свободы в ситуации, в которой секулярное довлеет над религиозным, но то, что последовало в коммунистических странах была потеря не только религиозных, но и политических свобод. Важно признать эту точку (а именно, что в случае, если одна из двух сфер - религиозной и светской - будет раздавленной другой, сокращение свободы в обеих сферах следует), так как этот счетчик - интуитивный. В частях мира, где такое развитие событий не происходило были то, что характеризуется либеральными демократиями, в которых четко предусмотрены религиозные свободы в рамках светского устроения. Они смогли сохранить и политические, и религиозные свободы.
Урок из истории - это понятно. Когда отношения между религиозным и светским такова, что включает в себя полное доминирование одного над другим, то это приводит к сокращению как религиозных, так и политических свобод. Как отмечалось ранее, в этом выводе содержится элемент ожидания - диссонанс, как и следовало ожидать процветания религиозной свободы в случае доминирования религиозного над светским, и ожиданий процветания политических свобод в случае доминирования светского над религиозным.
Любые поклонники утопии должны признать, что не будет достигнуто одно из двух, уничтожение или доминировать одного над другим. Привлекательными такие варианты могут показаться в случае стирания, уничтожения или доминирования одного над другим - это рецепт для антиутопии. Отрезвляющий урок, который человек получает от изучения истории в отношении взаимосвязи между ними состоит в том, что обе сферы должны пользоваться относительной свободой, что, если одна из двух диад преобладает над другой, они обе теряют свои свободы.
Но как это относится к урокам нашего времени?
Мы должны вернуться теперь к вере в неизбежность долгосрочной секуляризации земного шара, к которой такие выдающиеся мыслители, как Питер Бергер подписались наряду со многими другими. Теперь мы должны признать, что эта вера - что секулярным суждениям дано было сокрушить религиозные - развлекали как капиталистические, так и социалистические стран, хотя встречаются более опасные формы в коммунистических странах. Другими словами, состояние дел, в котором коммунистические страны стремятся добиться с помощью радикальных мер, как ожидается, произойдет само по себе, в рамках функционирования безличной системы, а также невидимых силы, в либеральной капиталистической демократии. Либеральной капиталистической демократии не пришлось прибегать к таким мерам, принятым коммунистическими странами, - церкви закрываются сами по себе, люди перестали посещать их, религия стала сугубо личным делом и ушла в частный квадрат.
События последних нескольких десятилетий в современном мире показали, что этот скрытый триумфализм светского мировоззрения так же опасен, как открытый триумфализм светского тоталитаризма. И далее, что каждая из двух сфер - светская и религиозная - должны признать неизбежное присутствие другого как эмпирический факт, а также признать исторический факт, что полное доминирование одной области над другой уменьшает свободы в обоих.