Назад в библиотеку
Информационная революция в процессе социально-экономического развития общества
Автор: О.С. Бурякова, Южно-Российский университет экономики и сервиса, 15 ноября 2009 г.
Источник: Информационная революция в процессе социально-экономического развития общества
Рассматриваются основные этапы развития цивилизации, представляющие собой соответствующие информационные революции. В процессе развития общества информации становилось
все больше. Знания касались новых сфер жизни, становились более детальными и глубокими. Каждая информационная революция имеет социальное содержание, так как процесс
информатизации активно влияет на все основы человеческого бытия. Очередная информационная революция подтверждает, что изобретения новых технологий приведут к глубоким,
качественным социально-экономическим изменениям в обществе.
Ключевые слова: информация, цивилизация, технологическая революция, информационная революция, информационные коммуникации, информатизация, общество.
Из прошлого в будущее переходят наиболее прогрессивные достижения человечества, наиболее ценные и полезные. «Прошлое и будущее не существуют сами по себе как полностью
автономные пространства; они слиты в едином потоке времени, стянуты берегами истории, будучи объединены одним субъектом исторического действия — человеком. Разделяют же
историческое время на крупные сегменты, зоны — меняющийся строй ума, “большие смыслы” судеб людей, различным образом толкуемые ими цели бытия. Мы вряд ли поймем суть
происходящих на планете изменений, если не опознаем эти резонирующие со временем длинные волны истории» [1,58]. Исторические этапы представляют собой эволюцию наиболее
прогрессивных сфер человеческой деятельности — экономики, техники и культуры и др. Деятельность человека становится активнее, когда к ней подключаются различные технические
и информационные средства, основанные на знаниях. Многие исследователи придерживаются точки зрения, что именно технологическая деятельность человека является почвой для
революционных изменений. При этом и история развития общества представляет собой цепочку технологических революций. Н. Винер писал: «… идеи каждой эпохи отражаются в
технике» [2, 112]. Под технологической революцией понимается смена средств и способов организации производства и жизнеобеспечения. Таким образом, эволюция человечества
тесно связана с техникой, в том числе и с техникой получения и использования информации. Профессор А.И. Ракитов один из первых указал на тесную связь технологических и
информационных революций в развитии цивилизации. Он утверждал, что сущность информационной революции представляет собой «изменения инструментальной основы, способа передачи
и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения» [3,86]. Следовательно, информационная революция представляет собой смену уровней
развития процессов информационного взаимодействия.
С древних времен человек обладал способностью принимать, передавать, обрабатывать информацию. Изначально, эта информация передавалась от поколения к поколению о местах
охотничества через сказания и легенды, потом о земледелии в мифах, по наскальным рисункам, позже с появлением письменности, через письма. В процессе развития общества
информации становилось все больше. Знания касались новых сфер жизни, становились более детальными и глубокими. «Информация была важна всегда. Знающий о том, как убить
мамонта, не рискуя жизнью и здоровьем, или развести костер без тлеющих углей, был влиятельным человеком в ледниковый период» [4, 27]. В процессе интеллектуального и
нравственного развития, изменения условий жизни людей, когда животное поведение, стремление к доминированию, потеряет актуальность — только тогда жизнь человека будет
представлять собой не борьбу за создание достатка своей семьи, а развитие природных интеллектуальных способностей, т.е. развитие человека как информационной системы.
При этом самой благоприятной средой для материального развития является конкуренция, соревнование. В условиях конкуренции процесс развития во всех сферах жизни идет быстрее.
Под революцией всегда понимался качественный переворот в жизни общества. При этом информационная революция рассматривается как радикальное изменение инструментальной
основы, способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения [5, 42]. Согласно точке зрения Д.С. Робертсона всего произошло
пять информационных революций [6, 17]. Первая информационная революция, начавшаяся 32 тыс. лет тому назад стала началом непрерывному процессу совершенствования человека и
условий его жизни. Ее смысл заключался в появлении языка и человеческой речи. Именно развитие языка положило начало зарождению интеллектуальной деятельности людей,
распространению знаний и навыков сначала в виде легенд, мифов, сказаний, а затем в виде рисунков, иероглифов и др. Около 5 тыс. лет назад, судя по найденным глиняным
табличкам, произошла вторая информационная революция, которая говорила о появлении в мире системы письменности. Эта революция коренным образом изменила информационную
среду общества, получили развитие новые виды информационных коммуникаций между людьми с помощью передачи письменных сообщений. После долгих исследований осколков глиняных
табличек, стало понятно, чтобы контролировать перевозимый через пустыню или другую местность товар, сопроводителю этого товара выдавался глиняный конверт, исполнявший роль
счета-накладной. Таким образом, люди вели бухгалтерский учет, уже тогда необходимый для развития торговли. Появление письменности стало сильным толчком для накопления и
распространения знаний во многих производственных и социальных процессах. Теперь накопленные знания стало легко передавать из одного поколения другому. В 1450 г. изобретение
И. Гуттенберга ознаменовало начало информационного взрыва, третьей информационной революции — создание печатного станка. Именно это событие вызвало подъем современной науки
и промышленную революцию. Внедрение этого изобретения в социальную практику ознаменовало большой рост количества информационных документов, распространения научных знаний и
информационной культуры в целом. Факт появления печатного станка, библиотек, наполненных печатными изданиями, стимулировало развитие грамотности и самообразования, и в целом
развитие науки и технологий. Развитие промышленности тоже получило толчок, т.к. стали совершенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной
продукции. Самым распространенным видом промышленных предприятий стала типография. На небольших предприятиях того периода времени рабочим стало проще показывать процесс
создания орудий труда или любых других товаров с помощью соответствующей печатной литературы.
Начало XX в. ознаменовало четвертую информационную революцию и изобретение новых средств информационной коммуникации — радио, телефона и телевидения. Без этих средств на
сегодняшний день не обходится ни одна семья. Благодаря радио и телевидению каждый человек имеет доступ к общему мировому пространству. Информационное пространство всего
мира формирует сознание человека таким образом, что каждый из нас чувствует себя не только гражданином своей страны, но и свидетелем истории всего мира. На сегодняшний день
любое мировое событие в течение нескольких часов станет известно всем. Это позволяет каждому человеку быть в курсе политической, экономической и культурной жизни всей
планеты. Все эти процессы делают общество все более глобальным. Пятая информационная революция произошла в период научно-технической революции, начало которой принято
считать 1950 г. Изобретение транзистора и первых коммерческих компьютеров дали рождение средствам цифровой вычислительной техники. Для этого исторического момента движущей
силой был не физический труд, как во времена земледельческой эпохи, и не машинный труд, как в индустриальную эпоху, а информация. Информационные технологии, активно
использовавшиеся для создания, получения, хранения, обработки и передачи информации резко изменили возможности человека в процессе эффективного использования информационных
ресурсов. Появление электронно-вычислительной техники повлияло на активный рост создания новых информационных технологий, предназначенных для более широкого использования
возможностей современной вычислительной техники. Судя по темпам развития новых технологий современные разработки, приобретают все новые формы и сферы влияния, позволяя
сокращать пространство и время для практического совершенствования качества товаров и услуг. Как и предыдущие революционные изменения, пятая информационная революция привела
к масштабным социально-экономическим изменениям в обществе. Главное, из которых рост экономической мощи тех стран, которые наиболее эффективно и продуктивно используют
возможности современных информационных технологий.
Таким образом, каждая информационная революция имеет социальное содержание, так как процесс информатизации активно влияет на все основы человеческого бытия.
«Важным элементом в процессе организации людей и объединения социокультурных, профессиональных общностей всегда была информация, и революция в области информации
имеет далеко идущие последствия в плане социальной организации» [7, 11]. Точка зрения А.Ю. Хоца, согласно которой «под информационной революцией целесообразно считать
только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий, так как по информационной насыщенности,
по темпам распространения и глобальному охвату аналогов этому процессу в истории человечества нет» отчасти верна и, четко характеризует современную историю развития
общества [7, 8]. Тем не менее, современные технологии характерные для постиндустриальной эпохи так же важны, как и пища, возделывать которую люди научились в аграрную эпоху,
когда впервые возникли городские поселения, как и автомобили и станки, производить которые люди научились в эпоху промышленных преобразований, во время бурного развития
науки. Каждая из первых двух информационных революций занимала период в несколько тысячелетий. С момента изобретения микропроцессора прошло почти 50 лет (1961 г.), при
этом глобальные информационные технологии стали кардинально менять нашу повседневную жизнь уже в конце прошлого века и продолжают это делать сейчас. Утверждение о том,
что история есть последовательность смены поколений справедливо и для истории информационной эволюции. Здесь история выступает как один из главных факторов экономического и
культурного развития общества. Рост демографического, интеллектуального уровня, рост технологической базы сопровождался усложнением социальных отношений внутри общества.
Племена первобытных людей со временем сменяли сгруппированные общей идеей и целью людей, которые в последствии образовывали древние сельские поселения, а затем и городские.
В местах расположения фабрик со временем стали развиваться крупные индустриальные империи, процесс урбанизации постепенно завоевывал просторы всей планеты. Таким образом,
каждая очередная информационная революция подтверждала, что изобретения новых технологий ведет к глубоким, качественным социально-экономическим изменениям в обществе.
Литература
- Неклесса А.И. Трансмутация истории // Вопросы философии. 2001.№3.
- Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Информационное общество. М., 2004.
- Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998.
- Эриксер Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003.
- Колин К.К. Социальная информатика. М., 2003.
- Робертсон Д.С. Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология. М., 1993.
- Хоц. А.Ю. Информационная революция и эстетические аспекты культуры современного общества: Автореф. дис... канд. филос. наук.
Ставрополь, 2001.