Назад в библиотеку

Методологический конструкт исследования воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека

Автор: Е.В. Поликарпова, Южный федеральный университет, 12 января 2011 г.
Источник: Методологический конструкт исследования воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека

Адекватное понимание особенностей воздействия современных ИКТ на сознание человека возможно при помощи методологического конструкта, которого до сих пор не существует в социальной философии. В первую очередь, следует выбрать соответствующее целям нашего социально-философского исследования воздействия ИКТ на сознание человека дефиницию сознания. Для целей нашего социально-философского исследования наиболее адекватной является обобщенная модель «психокосмоса» человека, так как именно она способна объяснить механизмы воздействия современных ИКТ на сознание человека. Это вытекает из того обстоятельства, согласно которому структура данного «психокосмоса» является очень сложной и многомерной, так как она включает в себя сакральный опыт, моральный опыт, эстетический опыт, систематическое мышление, когнитивные процессы, обыденное мышление, фантазию, антиципацию, речь, перцепцию, действие, чувства, настроение, воспоминание, сознательные образы, бессознательные образы, сон, кому и смерть [1, с. 87]. Данная модель «психокосмоса» человека позволяет выполнять такую фундаментальную функцию, как извлечение информации из окружающего мира, накопление опыта, чтобы ориентироваться в этом мире и адаптироваться к его сложности и изменчивости. Наконец, для понимания сущности воздействия ИКТ на сознание человека необходимо использовать понятие модификации сознания, которое представляет собой воздействие на сферу сознания, приводящее к изменению функций сознания и развитию психических качеств человека.

Наконец, следует рассмотреть механизмы воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека, чтобы выяснить, каким образом информация, поступающая в сознание человека посредством современных информационно-коммуникационных технологий, интериоризуется сознанием, превращается в знание, на основе которого конструируется социальная реальность и осуществляются социальные коммуникации (происходит экстериоризация знания). В данном случае значительный интерес представляет основанная на синергетике динамическая теория информации, согласно которой «информация есть запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных» [2, с. 13], причем эта дефиниция не противоречит другим определениям информации и широко применяется в естествознании. Так, последние исследования закономерностей формирования памяти в мозге, расшифровке кода памяти показывают существование паттернов, в которых может быть закодирована память о произошедших событиях, – так называемых «нейронных кликах» [3, с. 21]. Эти «нейронные клики» представляют собой различные подгруппы нейронов, генерирующих паттерны, что может способствовать созданию устройств для чтения мыслей человека.

Деятельность этих «нейронных клик» укладывается в понятие информации как запомненного выбора: «С помощью кодирующих нейронных клик мозг запоминает (курсив наш – Е.П.) и воспроизводит различные аспекты одного и того же события и располагает информацию, относящуюся к одному и тому же эпизоду, в виде пирамиды с иерархически организованными уровнями. Каждую такую пирамиду можно представить себе в виде части многогранника, который отображает всю совокупность событий, попадающих в данную категорию, – например, «все пугающие события»» [3, с. 23]. Значение данного комбинаторного способа формирования памяти дает возможность мозгу производить множество уникальных паттернов, обусловленных неограниченным числом впечатлений. Это обстоятельство лежит в основе воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека, что имеет особую значимость в условиях «современной текучести», характеризующей информационное общество с его пластичностью, свободой от барьеров и границ [4]. Механизмы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий, особенно high-hume-технологий, в своей основе имеют, согласно Б.Ф. Поршневу, суггестию как фундаментальное средство «воздействия людей на поступки и поведение других», т.е. она является «особой системой сигнальной регуляции поведения» [5, с. 415]. Данная нейрофизиологическая суггестивная система представляет собой первичную связь социальных отношений, в этом смысле она является антибиологичной. Сама суггестия возникла благодаря противопоставлению первой и второй сигнальной систем, затем она показала свою продуктивность в их согласовании, породив контрсуггестию, что способствовало обособлению общностей Homo sapiens. В плане нашей проблематики существенно то, что «довольно высоко в структуре коры головного мозга Homo sapiens, впереди от средней части прецентральной извилины, лежит и участок, управляющий элементарными графическими действиями. Это свидетельствует, что они возникают на весьма ранних стадиях генезиса второй сигнальной системы. Люди начальной поры верхнего палеолита уже «рисовали», еще не вполне умея «разговаривать», если применять эту термины в современном смысле» [5, с. 420]. Теперь становится понятным, почему сильное воздействие на сознание человека оказывают мультимедийные технологии, использующие интерактивную компьютерную графику, усиливающую связь между абстрактным мышлением и живым созерцанием.

Современные ИКТ оказывают воздействие на сознание человека посредством следующих каналов: социальная мифология и реклама, религия, искусство, научная фантастика, образование, кино, театр, книги, пресса, масс-медиа, компьютерные игры, которые теперь распространяются при помощи Интернета. Современные ИКТ имеют широкий спектр областей воздействия на сознание человека – различные идеологии, имиджелогия, СК-терапия, пересечение фармакотерапии и психотерапии, масс-медиа, информационно-интеллектуальная война, область комплексной безопасности. Благодаря всем этим каналам и спектру областей воздействия ИКТ на сознание человека, происходит преобразование информации в голове человека, когда он как субъект деятельности не только отражает мир, но творит его. Данное преобразование в голове человека имеет очень сложный характер, так как следует принимать во внимание многофакторную модель воздействия современных ИКТ на сознание человека, которая представляет собой «серый ящик», «синергетический ящик», в котором действует множество взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга факторов. Этими факторами являются прежде всего «виды (политическое, экономическое, правовое, эстетическое, этическое и т.д.), особые (массовое, национальное, общественное мнение) и превращенные (катастрофическое, патологическое, демагогическое, сумеречное, протестное, утопическое, иллюзорное и т.д.) формы» общественного сознания. В результате интегральный, суммарный эффект воздействия множества факторов на сознание человека является неоднозначным. Итог такого воздействия на сознание человека целого ряда факторов носит нелинейный характер, его невозможно полностью предсказать. Такого рода творчество человека, взятого во взаимосвязи с другими людьми, проявляется в социальном конструировании реальности, в результате чего изменяются способы общения, трудовой и творческой деятельности. Все это, в свою очередь, изменяет информационную среду, что оказывает влияние на субъекта, использующего ИКТ в своих целях.

Все изложенное выше дает основание для того, чтобы представить методологический конструкт социально-философского исследования воздействия ИКТ на сознание человека в следующем виде. Прежде всего, следует исходить из того фундаментального факта, согласно которому ИКТ использует в своих целях субъект S – общество в целом, социальные группы, институты общества или отдельный человек, чтобы управлять сознанием человека (C). Как известно, в информационном обществе ИКТ – это неотъемлемая часть значительного числа видов интеллектуальной, управленческой и экономической деятельности человека и социальных групп. На этой основе можно выделить условно несколько групп (типов) ИКТ, а именно: ИКТ1 1 – традиционные технологии печатной продукции (книги, журналы, газеты), радиовещания; ИКТ2 2 – современные high-hume-технологии, цифровое (и интерактивное) телевидение, спутниковое телевидение, мультимедиа (гипермедиа, интерактивная мультимедиа), технологии машинной графики, цифровое видео, технологии анимации, технологии суперкомпьютеров, виртуальная реальность, компьютерная игра, сетевые технологии обработки и передачи данных, веб-технология, интеллектуальные технологии, в которых центральное место принадлежит теории принятия решений, а «инструментом» является компьютер, технологии искусственного интеллекта, технологии информационной безопасности; ИКТ3 – нацеленные на будущее high-hume-технологии, технологии текстовой мобильной коммуникации, технологии мультимедийной мобильной коммуникации, технологии пирринговых сетей, состоящих из персональных компьютеров, чьи узлы в Интернете представляют собой квантовые области неопределенности, функционирующих в автономном режиме, квантовый Интернет, технологии квантовой криптографии, информационные квантовые технологии [6, 7]. Воздействие ИКТ1 1 основано преимущественно на особенностях функционирования левого полушария мозга человека, ИКТ2 – на специфичности деятельности правого полушария мозга человека, когда используется абсолютно новый тип визуальной коммуникации, позволяющий каждому зрителю индивидуально адаптировать происходящее взаимодействие к своей специфике, ИКТ3 – единстве правого и левого полушарий человеческого мозга, благодаря чему интерактивная компьютерная графика дает возможность визуализировать абстракции квантовых технологий воздействия на сознание человека. Перечисленные ИКТ теперь интегрируются в Интернет, что способствует появлению он-лайновой версии газеты, журнала, радио, телевидения, а также возникновению нового типа масс-медиа, примером чего является видеорадио. Все эти ИКТ, использующие память человека и общественную память, выступают в качестве источников и трансляторов социальной и культурной информации, они дают спектр возможностей социального конструирования реальности. В данном случае следует принимать во внимание то, что воздействие ИКТ основано на таком механизме, присущем нелинейным физическим, биологическим, техническим и социальным системам, как резонанс [8, 9]. Резонансное воздействие ИКТ на мозг и сознание человека происходит посредством преимущественно визуальных образов как набора символов, которые транслируются этими ИКТ и которые «связаны с информацией, ценностями, верой, установками и идеалами людей» [6, с. 69], Другими словами, резонансное воздействии ИКТ обусловлено спецификой той или иной культуры и социума. Именно данный методологический конструкт дает возможность выяснить специфику воздействия ИКТ на сознание человека и обосновать концепцию позитивного социального конструирования реальности (позитивного конструирования социальной реальности). Кроме того, этот методологический конструкт социально-философского исследования воздействия ИКТ на сознание человека вместе с трансдисциплинарным пгодходом, моделью функционального объяснения и теорией интерпретации даёт возможность осуществить системно-холистский и информационный подходы в ходе философского осмысления нашей тематики.

Литература

  1. The Metaphor of Consciousness. N.Y., 1981.
  2. Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). М., 2004.
  3. Цинь Джо. Код памяти // В мире науки. 2007. № 11.
  4. Бауман З. Текучая современность. М., 2008.
  5. Поршнев С. Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
  6. Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию М., 2005.
  7. Поликарпов В.С., Курейчик В.М., Обуховец В.А., Поликарпова В.А. Курейчик В.В., Коноплёв Б.Г., Сухинов А.И., Поликарпова Е.В., Малюков С.П. Философские проблемы новейших технологий. Таганрог, 2010.
  8. Бецкий О.В., Кислов В.В., Лебедева Н.Н. Миллиметровые волны и живые системы. М., 2004.
  9. Аднорал Н. Его величество Резонанс // Новый Акрополь. 2004. № 4.