ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

С появлением веб-технологий компьютер начинают использовать совершенно новые слои населения Земли. Можно выделить две наиболее характерные группы, находящиеся на разных социальных полюсах, которые были стремительно вовлечены в новую технологию, возможно, даже помимо их собственного желания. С одной стороны, это были представители элитарных групп общества — руководители крупных организаций, президенты банков, топ-менеджеры, влиятельные государственные чиновники и так далее. С другой стороны, это были представители самых широких слоев населения — домохозяйки, пенсионеры, дети.

При появлении технологии интернет, компьютеры повернулись лицом к этим двум совершенно противоположным категориям потенциальных пользователей. Элиту объединяла одна черта — из-за высокой ответственности и практически стопроцентной занятости «большие люди» никогда не пользовались компьютером типичной была ситуация, когда с компьютером работал секретарь. В какой-то момент времени они поняли, что компьютер им может быть полезен, что они могут результативно использовать то небольшое время, которое можно выделить на работу за компьютером. Они вдруг поняли, что компьютер — это не просто модная и дорогая игрушка, но инструмент получения актуальной информации для бизнеса. При этом им не нужно было тратить много времени, чтобы освоить технологию работы с компьютером (по сравнению с тем, как это было раньше).

Спектр социальных групп, подключаемых к сети Интернет и которые ищут информацию в WWW, все время расширяется за счет пользователей, которые не относятся к категории специалистов в области информационных технологий. Это врачи, строители, историки, юристы, финансисты, спортсмены, путешественники, священнослужители, артисты, писатели, художники. Список можно продолжать бесконечно. Любой, кто испытал полезность и незаменимость сети для своей профессиональной деятельности или увлечений, присоединяется к огромной армии потребителей информации в «Всемирной Паутине».

Веб-технология полностью перевернула наши представления о работе с информацией, да и с компьютером вообще. Оказалось, что традиционные параметры развития вычислительной техники — производительность, пропускная способность, емкость запоминающих устройств, не учитывали главного «узкого места» системы — интерфейса с человеком. Устаревший механизм взаимодействия человека с информационной системой сдерживал внедрение новых технологий и уменьшал выгоду от их применения. И только когда интерфейс между человеком и компьютером был упрощен до естественности восприятия обычным человеком, последовал беспрецедентный взрыв интереса к возможностям вычислительной техники.

С развитием технологий гипертекстовой разметки в Интернете начали появляться все больше сайтов, тематика которых была совершенно разной — от сайтов крупных компаний, повествующих об успехах компании и ее провалы, к сайтам маленьких фирм, предлагающих посетить их офисы в пределах одного города.

Развитие интернет-технологий послужило толчком к появлению новой ветви в интернете — интернет-форумов. Начали появляться сайты, и даже целые порталы, на которых люди со всех уголков планеты могут общаться, получать ответы на любые вопросы и даже заключать деловые операции.

Также в наше время становится распространенным покупка любых товаров в интернет-магазинах. Шопинг — занятие полезное, иногда захватывающее, что приносит как положительные эмоции, так и разочарования. Уходят в прошлое те времена, когда для того, чтобы стать владельцем желаемого предмета, нужно было на своих «двоих» совершать длительные путешествия по офлайновым торговым местам. Теперь в нашу жизнь активно входят интернет-магазины, мы все чаще делаем покупки, оставаясь на рабочем месте, путем нескольких нажатий мыши.

1. Актуальность темы

Интернет-магазин, отвечающий всем современным требованиям, является торговым каналом, с помощью которого предприятие имеет возможность продавать свои товары и услуги многомиллионной аудитории, пользующейся услугами интернет сети. В современных условиях создание интернет-магазина приобретает все большую актуальность. Это позволяет компании укреплять свои позиции не только на традиционных рынках, но и выходить далеко за их пределы.

Интернет-магазин имеет множество преимуществ, с его помощью посетители сайта не только имеют возможность получить полную информацию о товарах и услугах, но и сделать заказ. При этом практически не важно, в какой части мира находится покупатель, его удаленность от продавца не имеет существенного значения, ведь информация, представленная максимально полно, может быть найдена в течение минуты, где бы вы не находились. Оформив заказ, покупатель в течение некоторого времени ожидает его доставки, при этом совершенно не важно, где находятся офисные или складские помещения продавца и где продавец приобретает товар. Это удобно для обеих сторон и является еще одним неоспоримым преимуществом интернет-магазина перед традиционными торговыми точками.

В настоящее время все более востребованным является создание интернет-магазина под ключ.  В этом случае исполнитель создает многофункциональный, самодостаточный и полностью завершенный проект в полном соответствии с пожеланиями заказчика. В результате технически сложной, комплексной работы заказчик получает готовую торговую площадку для своего бизнеса, а сочетание понятного и удобного интерфейса с привлекательным дизайнерским решением позволит использовать возможности интернета наиболее эффективно. Безусловно, создание интернет-магазина требует определенного времени и вложений, однако при грамотно продуманной маркетинговой стратегии затраченные средства окупятся в короткий срок. Пользователи интернета все активнее совершают покупки on-line, поэтому у интернет-магазина, предлагающего качественные товары и услуги, всегда найдутся покупатели, а со временем их число только возрастет.

2. Общая постановка проблемы

В настоящее время в свободных программных решениях по созданию интернет-магазинов, существует проблема комплексной сортировки ассортимента товаров. Вместо этого, предложена тривиальная сортировка по некоторым критериям. Только некоторые коммерческие системы для создания интернет-магазинов имеют в своем распоряжении экспертные системы высокого качества для работы с клиентами. Это означает, что покупатели, которые совершают покупки тратят больше времени на поиск определенного товара или вовсе не находят его. В свою очередь, данные факторы негативно сказываются на эффективности работы магазина и, как следствие, на росте экономики предприятия.

3. Цель работы

Цель работы — совершенствование торговли в интернет-магазине. В дипломной работе будет определена структурная схема интернет-магазина и рассмотрены методы создания графических элементов макета сайта, проведен анализ подходов к созданию интернет-магазина и обзор существующих средств разработки экспертной системы. Первичной технической разработкой будет создание комплексной экспертной системы в виде модуля сайта для сортировки ассортимента интернет-магазина различными способами с целью усовершенствования электронной коммерции. Средством решения основной задачи выбран скриптовый язык программирования PHP.

4. Обзор существующих программных средств разработки

Поскольку среди существующих программных продуктов требуемым функционалом обладают лишь некоторые, а также из-за открытости исходного кода наиболее оптимальным средством-основой для разработки такого рода электронной коммерции с учетом поставленных целей является система управления контентом (CMS) Joomla.

CMS Joomla написана на языках PHP и JavaScript и использует базу данных MySQL. Joomla защищена лицензией GPL, что позволяет разработчикам просматривать, обновлять или изменять возможности и функции системы [1]. Одна из главных особенностей Joomla, это относительная простота управления и гибкость при изготовлении сайтов.

Для проектирования экспертной системы требуется хорошая поддержка гипертекста. Также необходимо обеспечить гибкую структуру управления материалом. Для этого достаточно языка разметки HTML, а для того, чтобы управлять содержимым сайта, будет необходима связка PHP и MySQL. В отличие от основных функций CMS, которая выводит содержимое (новости, галерею) в тексте страницы, в основном по центру, дополнительные модули выводят содержимое на других участках страницы: в шапке, в левом и правом блоке, в футере. В CMS Joomla есть встроенный менеджер модулей, что значительно упрощает установку и удаление модулей. Поэтому вывод данных экспертной системы разрабатывается в виде модуля, который находится слева от основного контента. Модуль для CMS Joomla в простейшем случае представляет собой два файла, заархивированные в ZIP. Один файл является XML файлом с описанием модуля и настройками в панели администратора Joomla, второй файл — это код модуля на PHP.

XML — это язык разметки, описывающий класс объектов данных, называемых XML-документами. Этот язык используется в качестве средства для описания грамматики других языков и контроля за правильностью составления документов [2]. Сам по себе XML не содержит никаких тэгов, предназначенных для разметки, но он определяет порядок их создания.

PHP — это язык программирования, специально разработанный для написания Web-приложений (сценариев), исполняющихся на Web-сервере, и выбран основным языком программирования при разработке экспертной системы [3].

Аббревиатура PHP означает "Hypertext Preprocessor" (Препроцессор Гипертекста). Синтаксис языка берет начало из C, Java и Perl. Главным фактором преимущества языка РНР является практичность. РНР предоставляет средства для быстрого и эффективного решения поставленных задач. Практический характер РНР обусловлен пятью важными характеристиками [4]: традиционностью, простотой, эффективностью, безопасностью, гибкостью.

В отличие от модуля, который занимает некоторое пространство на странице, существуют также и компоненты. Компонент — это небольшая система управления содержимым. Она устанавливается в Joomla и далее используется, практически как самостоятельная CMS. В неё также можно установить расширения. Примером компонента можно назвать интернет-магазин VirtueMart. Он даёт возможность выводить на страницы товары, вместо обычных новостей. Собственно, этот компонент и выбран при создании интернет-магазина.

VirtueMart — является свободным программным обеспечением для создания интернет-магазина, созданным для дополнения таких систем управления содержимым Веб-сайта, как Mambo или Joomla. Это позволяет PHP-разработчикам просматривать, обновлять или изменять возможности и функции интернет-магазина.

VirtueMart, написан на PHP и использует базу данных MySQL [5]. VirtueMart поддерживает неограниченное количество наименований продукции, категорий и валют для одного продукта, назначение продукции множеству категорий, возможность продавать продукцию, предназначенную для скачивания, а также предоставляет возможность отключить функцию продажи и использовать VirtueMart в режиме каталога. VirtueMart позволяет иметь разные цены для одной продукции, основанные на количестве или принадлежности покупателя к определённой группе и предоставляет возможность использования различных платёжных систем.

Для хранения базы данных, Joomla и VirtueMart использует MySQL. MySQL — это популярная система управления базами данных (СУБД), наиболее часто применяемая в сочетании с PHP [6]. База данных представляет собой структурированную совокупность данных. Для записи, выборки и обработки данных, хранящихся в компьютерной базе данных, необходима система управления базой данных, каковой и является MySQL.

Таким образом, можно увидеть, что выбранные программные средства разработки больше всего подходят для данной работы, поскольку они свободные, имеют открытый исходный код и самые популярные (а, значит, имеют широкую поддержку среди разработчиков) на сегодняшний день из-за выдающегося функционала.

5. Создание прототипа интернет-магазина

После выбора системы управления контентом Joomla и компонента для создания интернет-магазина VirtueMart, был подготовлен прототип сайта, который расположен на локальном сервере, где по утвержденным первичным заданиям, было установлено расположение разделов, стилей и элементов навигации, также были произведены базовые настройки интернет-магазина VirtueMart, для последующей реализации модуля экспертной системы.

Прототип интернет-магазина VirtueMart

Рисунок 1 – Прототип интернет-магазина VirtueMart

6. Постановка задачи

Задачу в общем виде можно поставить следующим образом. Необходимо построить модель, позволяющую определить количество переходов по страницам сайта, необходимых для нахождения определенного ассортимента с учетом минимизации времени, затрачиваемого покупателем на поиск продукта и максимизации выгоды предпринимателя.

Для разработки экспертной системы необходимо проанализировать и выбрать систему управления содержимым и компонент интернет-магазина для разработки модуля экспертной системы.

Основной задачей проектирования является создание экспертной системы, позволяющей сортировать ассортимент комплексным методом.

Решение поставленной задачи позволит увеличить продажи, таким образом, снизит количество покупателей, которые вышли из сайта до того как товар найден, что в свою очередь повлечет за собой положительный экономический эффект.

Для решения задачи было бы целесообразно провести исследование продаж в динамике за продолжительное время для выявления всех характерных закономерностей и учета их в планируемой разработке.

Управление разделами товаров в модуле экспертной системы

Рисунок 2 – Управление разделами товаров в модуле экспертной системы
(анимация: 12 кадров, 10 циклов повторения, 22 килобайта)

Выводы

Новизна работы заключается в новом методе представления экспертной системы для сортировки ассортимента интернет-магазина.

Метод предполагает поиск подходящего товара по многим критериям, следовательно, представляет собой комплексный метод поиска товаров, который требует разработки соответствующего программного модуля для интернет-магазина.

Для реализации модуля был подготовлен прототип сайта, который располагается на локальном сервере, для лучшего механизма отладки и возможности работы без сети интернет.

В качестве средства решения поставленной задачи выбран скриптовый язык программирования PHP и СУБД MySQL. На данном этапе разработки проводится подбор базовых функций, которые будут обеспечивать наилучшую функциональность.

Результатом решения данной задачи является реализация модуля экспертной системы по сортировке товаров для интернет-магазина, с учетом минимизации времени, затрачиваемого покупателем на поиск продукта и максимизации выгоды предпринимателя.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты. Окончательное завершение магистерской работы — январь 2014 года.

Список источников

  1. Joomla! The CMS Trusted By Millions for their Websites/ Интернет-ресурс. — URL: http://www.joomla.org/about-joomla.html
  2. Язык XML/ Интернет-ресурс. — URL: http://www.codenet.ru/webmast/xml/part1.php
  3. Основы PHP/ Интернет-ресурс. — URL: http://www.php.su/php/?php
  4. Преимущества PHP/ Интернет-ресурс. — URL: http://www.php.su/php/?opport
  5. Википедия: VirtueMart/ Интернет-ресурс. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/VirtueMart
  6. Основная информация о MySQL/ Интернет-ресурс. — URL: http://www.php.su/mysql/?info
  7. Самоучитель по экспертным системам/ Интернет-ресурс. — URL: http://sapr-mgsu.narod.ru/biblio/ex-syst/