SADT-технологию (Structured Analysis and Design Technique) деятельности начали применять в России в 90-х годах XX века [1]. Ранее SADT- технология была успешно использована за рубежом в военных, промышленных и других организациях для решения широкого спектра задач. Такую технологию применяют для стратегического планирования, автоматизации производства, управления финансами, оптимизации организации производства, обучения персонала регламентированной деятельности.
Широкое применение обусловлено эффективностью решения задач, содержащих противоречия, проблемные ситуации, недостаток исходных данных. Ситуации неопределенности являются неотъемлемым компонентом содержания любой профессиональной деятельности, а также жизненных обстоятельств. SADT позволяет разрешать противоречивые ситуации, опираясь на структурный анализ, синтез, проектирование и создание модели.
Процесс решения задачи представляет деятельность, описываемую функциональной системой. Именно для функциональной системы SADT- технология позволяет выявить условия, воздействующие на нее, установить взаимодействия и взаимозависимости между элементами системы; строгий порядок во взаимосвязях элементов, принадлежащих к различным уровням обобщения [2].
Рассмотрим возможность применения SADT-методологии при диагностике бронеобъектов. Учитывая то, что любую бронемашину отечественных вооруженных сил можно представить в виде системы, т.е. совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих предметов (элементов), входящих в объект (систему), то для описания такого объекта (системы), можно использовать SADT-технологию.
Так как, SADT-технология «диктует» направление поиска, формирует траектории интеллектуальной и творческой деятельности по решению нестандартных задач, иными словами, если в процессе деятельности возникли явные противоречия, проблемные ситуации, нестандартные задачи (особенно когда они возникают при подготовке и ведении боевых действий), ее применение тем более актуально
Не маловажной составляющей успеха в данной области применения SADT-технологии является не только инвариантность решения проблем, но и то, что она выявляет составляющие (структурные) элементы и проектирует последовательность необходимых действий, выполнение которых направлено на достижение цели.
В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации оснащены различной современной боевой техникой, обладающей высокими боевыми свойствами.
Танк в первом приближении, можно представить как сложный объект, состоящий как минимум из трех систем, обеспечивающих:
В виду того, что целью данной статьи не ставится рассмотрение проблем диагностирования всех систем, исследуем частный случай: оценка технического состояния системы смазки - как составляющей одной из основных подсистем – двигателя, работа которого обеспечивает функционирование большинства механизмов, узлов и агрегатов танка.
Почему для нас интересна именно система смазки двигателя? Потому, что стандартные проблемные ситуации имеют выработанные стандартные решения. Например: механическая поломка деталей двигателя предполагает только одно решение - ее замену, отсутствие дизельного топлива может компенсироваться бензином или керосином, но эксплуатация двигателя в условиях недостатка оригинального моторного масла - тот предельный случай, когда применение навыков владения SADT-технологией оправдано.
Техническое состояние образца определяется его исправностью или работоспособностью.
Исправными считаются машины полностью комплектные, соответствующие всем требованиям технической документации и имеющие технический ресурс.
Работоспособными считаются машины, пригодные к использованию, некомплектность которых и несоответствие требованиям технической документации не влияют на эффективность, надежность и безопасность их использования.
Система смазки двигателя предназначена для хранения, очистки и подачи масла к трущимся деталям двигателя с целью уменьшения трения, их износа и для отвода от них тепла [3].
Рассмотрим содержание SADT-технологии применительно к оценке технического состояния системы смазки, в процессе подготовки к дневному переходу (марш на расстояние 250-300 км) в условиях отсутствия возможности дозаправки оригинальным маслом.
Содержание SADT-технологии включает последовательное выполнение следующих этапов.
1 этап: Определение объекта деятельности – танк (БМП, БТР).
2 и 3 этап: Определение и формулировка цели системы – оценка технического состояния системы смазки двигателя.
4 этап: Выявление ограничений – время, требования технической и эксплуатационной документации, условия обстановки и обученность экипажа.
5 этап: Построение SADT-диаграммы верхнего уровня на основе синтаксиса SADT-технологии с краткой формулировкой конечной цели системы (рисунок 1).
На вход системы поступает задача I1 на оценку технического состояния. Для функционирования системы необходим соответствующий ресурс I2 материально-технического обеспечения. Процесс оценки будет «запущен» благодаря деятельности экипажа: механика водителя М1 (МВ) и командира танка М2 (КТ). Выходом системы является решение О. Процесс диагностирования подчиняется требованиям технической документации С1 и требованиям эксплуатационной документации С5, ограничивается обученностью экипажа С2 и условиями обстановки С4, которые в диаграмме верхнего уровня играют роль управления в системе. В управление также входит время – С3, т.к. оценка технического состояния и принятие решения ограничены временем.
Выполнение этапов с 6 по 10[2], позволит нам построить модель системы (рисунок 2).
Таким образом, для принятия решения на совершение дневного перехода в условиях отсутствия возможности дозаправки оригинальным маслом, на основе, построенной с использованием SADT-технологии модели системы мы имеем:
На 1 этапе необходимо проверить уровень топлива, масла и охлаждающей жидкости. Проверить отсутствие течи из лючков на днище машины под силовой установкой. Проверить правильность чехления и крепление узлов и агрегатов. На 2 этапе необходимо установить соответствие результатов осмотра требованиям технической документации (ТД) и установить исправность образца. На 3 этапе, в случае заправки маслом ниже нормы, но выше минимально допустимого количества масла в баках, установить запас хода в соответствии с требованием эксплуатационной документации (ЭД). На 4 этапе, при принятии решения следует перейти на следующий уровень детализации, чтобы учесть все условия, влияющие на выполнение задачи: рельеф местности (движение машины в условиях бездорожья, по размокшему мягкому грунту, глубокому снегу, по сильнопересеченной, лесной, болотистой, пустынной, горной местности и т.д.), погодные условия (и обученность механика-водителя.
Необходимо добавить, что, во-первых, SADT является единственной технологией, легко отражающей такие системные характеристики, как управление, обратная связь и исполнители. Во-вторых, SADT имеет развитые процедуры поддержки коллективной работы и обладает преимуществом, связанным с возможностью сочетать ее с другими структурными методами. Это достигается использованием графического языка SADT в качестве схем, связывающих воедино различные методы, примененные для описания определенных частей системы с требуемым уровнем детализации.
1. Марка Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. – М.: 1993. – 240 с.
2. Лобова Г. SADT – технология исследовательской деятельности: Монография. – Омск: Ом-ГТУ, 2006. – 100с.
3. Бронетанковое вооружение: Учебник под общей редакцией генерал полковника Е.И. Крылова. – М.: Воениздат, 1991. – 576с.