Описание: Данная работа посвящена описанию
испытаний
радиологического оружия в Украине в 50-е годы.
Источник: Днепровская орбита 2010 / Материалы V
научных
чтений – Днепропетровск, – 2010, с. 53-57.
ИСПЫТАНИЯ
РАДИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Под радиологическим оружием понимают оружие массового поражения, в котором поражающим элементом является ионизирующее излучение радиоактивных материалов [1].
Наиболее
простой вариант состоит из контейнера с радиоактивным изотопом(и) и
заряда
взрывчатого вещества. Радиоактивными веществами заполняются боевые
части ракет,
авиационные бомбы, снаряды, мины.
После
подрыва
заряда контейнер с изотопами разрушается. Распыление радиоактивного
вещества на
достаточно большой площади происходит за счёт ударной волны. Для
увеличения
площади воздействия в качестве заряда используется атомная бомба [2].
На
территории
современной Украины испытания радиологического оружия проходили в 50-е
годы
прошлого столетия. Для проведения испытаний Министерством обороны был
выделен
71-ый полигон, расположенный в районе посёлка Багерово на Керченском
полуострове. От Керчи полигон находился в
При
выборе
месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов.
Рациональным
было размещение вблизи места разработки и изготовления атомной бомбы,
невдалеке
от Сарова. Этот вариант был отклонен из соображений безопасности.
Окончательным
решением от 21 августа
На
основной
базе 71-го полигона ВВС выполнялись испытания, которые включали
отработку, а
также «неядерные» испытания ядерных бомб совместно с
испытаниями их
самолетов-носителей. По результатам этих испытаний определялась
пригодность и
готовность комплекса «самолет-бомба» к проведению воздушных
ядерных испытаний.
Этот этап был сложным, трудоемким и ответственным, так как от его
результатов в
определенной степени зависели безопасность и надежность проведения
ядерных
испытаний. В летных испытаниях использовались несколько типов
одновременно
обслуживаемых специально оборудованных самолетов (Ту-4, Ил-28 и
др.). В
основном это были опытные самолеты, переоборудованные из штатных в
самолеты-носители,
самолеты-лаборатории, самолеты по отбору радиоактивных продуктов из
облака
ядерного взрыва и др. [4].
Проведение
подобного рода испытаний требовало особого уровня секретности и
подразумевало
назначение на руководящую должность одного из ведущих конструкторов
этой
отрасли. В августе 1947г. им стал один из тройки (И.В. Курчатов, С.П.
Королев,
М.В. Келдыш) создателей ракетно-ядерного щита Советского Союза - С.П.
Королев.
Для
секретности всем сотрудникам, отправлявшимся на полигон, в паспорте
ставился штамп
с московской пропиской. Почтовый адрес для переписки был Москва, центр
- 300, а
далее - улица, номера дома и квартиры – местные [5].
С.П.
Королев
- выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и
ракетно-космической техники. Разработал ряд конструкций успешно
летавших
планеров. Является создателем отечественного стратегического ракетного
оружия
средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической
космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники
представляют исключительную ценность для развития отечественного
ракетного
вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по
праву
является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей
стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической
державой [6].
После
1945
года мир вступил в ядерную эпоху. Стратегическое вооружение в Крыму не
размещалось, однако он внес свою лепту. Самолет-носитель бросал на
полигон
бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной
атомной РДС-1
(аббревиатура означала «Россия-Делает-Сама»), с теми же
взрывателями, но не
ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как
крымские
эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными
бомбами
на восточных и северных полигонах страны. Также самолеты с Багеровского
аэродрома вылетали на полигон в Семипалатинск для участия в ядерных
испытаниях.
Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали
пробы
воздуха и частичек радиоактивной пыли. После этого возвращались в Крым
и здесь,
на одном из участков аэродрома, проходили дезактивацию. Впоследствии
техника и
продукты дезактивации (вещества, заражённая земля и.т.д.) были
захоронены в
степи между пос. Багерово и Чистополье. Так называемый
«Багеровский могильник»
существует и сегодня. Непрерывно делая замеры уровня радиационного фона
дозиметром, можно убедиться что, практически везде фон
соответствовал
«среднекрымскому» - 10-11 микрорентген в час. Только в
районе взлётной полосы
уровень может зашкаливать за 30, но эти очаги были весьма локальны и
вероятной
их причиной является утечка заражённого топлива или другой самолётной
химии с
"грязного" самолёта заходившего на посадку. Отсюда можно сделать
вывод о том, что разговоры об опасной радиационной обстановке в посёлке
и
ближайших окрестностях сильно преувеличены. Хотя, конечно, сам факт
присутствия
на Крымской земле радиоактивного захоронения наводит на размышления о
«странном» подходе к использованию курортных земель [7].
Первое
воздушное
испытание атомной бомбы пришлось на 18 октября
Взлет,
набор
заданной высоты
Вначале
ощутили очень яркую вспышку, затем пришла первая сильная ударная волна,
немного
слабее - вторая и более слабая - третья. Стрелки аэродинамических
приборов,
высотомеров, указателей скорости стали вращаться. В самолете появилась
пыль,
хотя перед этим полетом проводилась тщательная уборка в кабинах с
применением
пылесоса. Визуально наблюдалось развитие облака - шлейф от взрыва
быстро
поднялся на высоту полета и стал образовываться и разрастаться
«гриб». Цвета
облака были самые разнообразные. После посадки на спецплощадку, летчики
из
самолета вышли с надетыми парашютами и кислородными масками - дышали
чистым
кислородом от парашютных кислородных баллончиков. Самолет и экипаж был
обследован на радиационное заражение. Здесь же был оборудован
обмывочный пункт,
где они обмылись и сменили одежду.
По
самолету-носителю было сделано заключение о том, что самолет Ту-4,
дооборудованный по бомбардировочной установке и оснащенный системой
обогрева
бомбового отсека и комплексом добавочного специального оборудования,
обеспечивает безопасную и безотказную эксплуатацию изделия РДС-3 и
прицельное
бомбометание им.
Все
члены
экипажа самолета-носителя Ту-4 и экипажа самолета-дублера Ту-4 были
награждены
орденами Советского Союза. Члены летных экипажей самолетов Ту-4, а
также группа
инженеров-испытателей, технического состава и служб обеспечения также
были
удостоены правительственных наград, в числе которых и высшую награду -
орден
Ленина.
Результаты
успешно проведенного первого воздушного испытания атомной бомбы при ее
сбрасывании с самолета-носителя 18 октября
В
Но
о
последствиях применения такого рода испытания оружия забывать не стоит.
Они
проявляются в виде локального лучевого поражения различных органов или
развития
лучевой болезни. Возникшие в организме нарушения передаются по
наследству. К
отрицательным проявлениям относятся психические расстройства,
физические
заболевания, пониженная сопротивляемость организма инфекционным
заболеваниям и
другие патологические изменения. Кроме непосредственного поражения
людей также
происходит заражение боевой техники, сооружений и местности [1].
Сегодня
следы
запустения видны во всем: приваренные снаружи высотных домов дымоходы,
проблемы
с водой, остатки военных построек и т.п. [9].
Заслуги
личного состава 71-го полигона перед страной были отмечены высокими
государственными наградами: орденами и медалями СССР, Ленинской
премией,
награды за умелое руководство работой по освоению боевой техники, за
выполнение
специальных заданий правительства [10].
Список
используемых источников:
3. http://ricolor.org/history/rsv/aft/s_korolev/
Военно-промышленный курьер
№6 (172) 14 - 20 февраля 2007 года
4. http://bagerovo-school.ru/?page_id=2839
Куликов С. М. - «Авиация и
ядерные испытания»
5. http://www.victory.mil.ru/lib/books/memo/vagin_ev/01.html
«Полигоны, полигоны…
Записки инженера испытателя.» - Саров: РФЯЦ ВНИИЭФ, 1999, - 79 с.
6. http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/korolev.php
Викторов Б. Возвращение
имени // Наука и жизнь. 1988. N 5;
Романов А.П., Губарев B.C.
Конструкторы. М.,1989.
7. http://www.liveinternet.ru/users/dalecooper/post65848975
8. http://militera.lib.ru/h/kulikov_sm/01.html
9. http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=4075
10. http://www.archive.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2007.198.articles.army_01
«Военно-промышленный
курьер», 2003-2008.