Лояльность и удовлетворенность потребителей
Автор: И. Иванюк
Источник: http://www.reklamist.com/...
Автор: И. Иванюк
Источник: http://www.reklamist.com/...
Очевидно, что лояльность базируется на чувстве удовлетворенности. Поэтому одним из важных вопросов является то, каким образом измерять степень удовлетворенности покупателей товаром или услугой и в какой зависимости находится лояльность.
Для иллюстрации этого процесса приведем пример: собрание руководителей типичной компании. Восемь подразделений компании ведут свой бизнес в различных сферах. Все подразделения ощущают сильное увеличение конкуренции, и компанией была разработана программа по выяснению степени удовлетворенности потребителей.
После обсуждения некоторых пунктов повестки дня, руководитель кладет на про-ектор диаграмму приведенную на рис. 1.(3). Директор с гордостью отмечает, что 82% потребителей своими ответами показали, что уровень их удовлетворенности находится в районе 4 (удовлетворены) или 5 (полностью удовлетворены). Менеджеры думают, что раз всего 18% всех потребителей менее чем лояльны, то это говорит о достаточно хорошем положении компании.
Три из восьми подразделений компании имеют в среднем степень удовлетворен-ности потребителей 4,5. Менеджеры этих подразделений пришли к выводу, что дальнейшие финансовые вложения не будут способствовать увеличению отдачи от вложений.
После этого менеджеры анализируют подразделение с самым низким уровнем удовлетворенности потребителей - 2,7. Это подразделение оперирует на рынке с высо-ким уровнем конкуренции. Уровень прибыли очень не высок и менеджеры считают, что очень восприимчивых к изменению цен потребителей этого рынка очень сложно удовлетворить полностью и нецелесообразно делать дополнительные финансовые вложения для увеличения степени удовлетворенности.
После этого начинается обсуждение других 4 подразделений, где потребители до-вольны в целом, но не в восторге или нейтральны в отношении компании. Уровень их удовлетворенности колеблется от 3,5 до 4,5. Один из менеджеров высказывается по этому поводу: "Нам нужно выяснить, что не устраивает самых неудовлетворенных по-требителей, и вылечить это!". Другие соглашаются.
Интересным в этой ситуации является то, что во многих производящих товары и оказывающих услуги компаниях менеджеры придерживаются той же позиции, которая была описана в ситуации выше. Убеждения менеджеров этой компании сформулирова-ны ниже:
По результатам исследования зависимости степени удовлетворенности потреби-телей и лояльности, можно сдать утверждения о том, что эти убеждения глубоко оши-бочны. Менеджеры либо игнорируют, либо не придают должного значения следующим аспектам этой зависимости:
Разная степень удовлетворенности обусловлена разными причинами и требует различных методов улучшения. Существую 4 основных составляющих воздействия на удовлетворенность потребителей:
Хотя результаты исследований уровня удовлетворенности потребителей являются важным индикатором, полагаться главным образом на них может быть летальным для организации. Подобного рода исследования могут предоставить море полезной инфор-мации, но ее недостаточно для определения стратегии организации или процесса инно-вации новых продуктов. Поэтому компании должны использовать также и другие ме-тоды как определять потребности настоящих, потенциальных и бывших потребителей.
Как слушать потребителей
В центре любой успешной стратегии по управлению удовлетворением потребно-стей несомненно находится способность слушать потребителей. Ниже представлены 5 основных подходов к процессу слушанья потребностей потребителей:
Связь между уровнем удовлетворенности и лояльностью
Менеджеры компании Ксерокс, где проводилось подробное исследование удовле-творенности потребителей, сделали главный вклад в исследование, результаты которо-го приведены выше. Они, как и авторы статьи разделяли общие взгляды на следующие моменты.
Высоко качественная продукция и сопутствующие услуги, созданные на основе потребностей потребителей, будут способствовать более высокому уровню удовлетво-ренности потребителей. Высокий уровень удовлетворенности будет способствовать по-вышению уровня лояльности потребителей. Лояльность, как отмечалось выше, являет-ся ключевой определяющей долгосрочного финансового успеха организации. И хотя эти предположения выглядят очевидными, результаты исследования Ксе-рокса были неожиданными: полностью удовлетворенные потребители (на рис.1 это по-ложение 5) были в шесть раз более готовы к повторной покупке, чем просто удовлетво-ренные. Вывод был тоже прост: у просто удовлетворенных потребителей остается вы-бор, то есть когда потребитель просто удовлетворен - этого недостаточно для того что-бы он стал лояльным. Получается, что по-настоящему лояльными потребителями мож-но назвать только полностью удовлетворенных потребителей.
Использование полученной от потребителей информации
Информация о степени удовлетворенности потребителей является отличным по-казателем того, насколько хорошо или плохо компания удовлетворяет потребности своих клиентов. Это также может показать то, что нужно улучшать для того, чтобы большинство клиентов стали полностью удовлетворенными. Поэтому стратегически важным является правильно понимать, что говорят разные потребители.
Первым шагом можно сделать контроль над уровнем удовлетворенности и лояль-ности приоритетом и удостоверится, что этот процесс происходит непредвзято, после-довательно и широкомасштабно. Очень важен показатель степени субъективности, т.к. всегда внутри компаний существуют силы пытающиеся воздействовать на конечный результат. Последовательность позволяет получать не отрывочные данные, а долго-срочную ситуацию и строить тенденции. Широкомасштабность позволяет сравнивать эффективность использования ограниченных ресурсов компании в том или ином ре-гионе, подразделении или продукте.
Следующим шагом может быть создание своей кривой (см. рис. 1.) на основе ин-формации полученной от конкретных потребителей. После этого нужно понять, какие факторы влияют на изгиб именно вашей кривой.