Назад в библиотеку
Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий
Автор: Шаймарданова Е.П.
Источник: Шаймарданова Е.П. Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий // Шаймарданова Е.П. Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий // Российское
предпринимательство. — 2010. — № 10 Вып. 1 (168). — c. 48-53.
Существующие методики управления и оценки факторов финансовой устойчивости промышленных предприятий не учитывают отраслевую специфику конкретного бизнеса,
а также особенности жизненного цикла инноваций, внедряемых субъектом хозяйствования, предполагают использование преимущественно с позиции портфельных инвесторов.
Вместе с тем потребность в методическом обеспечении устойчивого развития предприятий промышленного комплекса становится все более значимой на фоне посткризисной
стабилизации, которая нашла отражение в росте объемов промышленного производства при одновременном снижении объема инвестиционных расходов. Подобное изменение
макроэкономических индикаторов не может трактоваться как проявление устойчивого тренда, поскольку обеспечивается в значительной степени положительной конъюнктурой
мировых рынков сырья, характеризуется обострением инфляционных рисков, сохранением низкого качества ресурсного потенциала хозяйствующих субъектов. В этой связи
актуализируется поиск управленческой парадигмы, реализация которой могла бы обеспечить переход к устойчивым темпам социально-экономического развития государства
при формировании оптимальных отраслевых, воспроизводственных и региональных пропорций.
Этапы формирования стратегии устойчивого развития предприятия
Индекс промышленного производства в Российской Федерации в период с 1991 по 2009 г. так и не достиг показателя 1990 г., сохраняются высокий уровень износа
основных фондов и неэффективная отраслевая структура, характеризующаяся высокой долей добывающих производств, остается низкой инновационная активность хозяйствующих
субъектов. Органы государственной власти и предпринимательские организации в настоящее время нуждаются в результативной методике диагностики факторов устойчивости
предприятий, учитывающей отраслевую принадлежность субъектов хозяйствования, перспектив инновационной деятельности и особенностей турбулентной среды, что позволяет
принять обоснованное решение о направлениях развития территориально–производственных комплексов.
Стратегия устойчивого развития предприятия промышленного комплекса определена как совокупность целевых установок, в соответствии с которыми формируется миссия
(способность хозяйственной системы осуществлять движение к намеченной цели); стратегическая концепция развития (концепция стратегического наступления, соответствующая
уровню турбулентности внешней среды); цели (производственная, маркетинговая (рыночная), инновационная, финансовая устойчивость) и механизмы их реализации (базисные
и функциональные стратегии), что в условиях реализации потенциала множественности траекторий движения рынка позволяет разработать систему управления поступательной
динамикой субъекта хозяйствования, которая направлена на снижение изменчивости, амбивалентности, пороговых и эмерджентных эффектов, определяющих нелинейность
магистрали движения и неизбежность кризисов, обеспечивает формирование положительных синергетических эффектов.
Процесс формирования стратегии устойчивого развития предприятия промышленного комплекса представлен тремя этапами:
Управління інноваційною діяльністю, організаційно-технічним розвитком промислового виробництва є важливою сферою науково-практичних досліджень, що є часткою
загальної теорії і практики функціонування та розвитку економіки. Організація фінансового, організаційного та економічного забезпечення інноваційної діяльності
здатна виступати зв’язуючою ланкою між різними стадіями планування діяльності підприємств і промисловістю, забезпечуючи комплексний характер економічного
планування, що виражається передусім в поєднанні різноманітних взаємозв'язків з різними проявами управлінських рішень на різних ієрархічних рівнях промислового
виробництва.
- стратегический анализ;
- разработка стратегического плана;
- управление стратегическими задачами (проектами).
Стратегический анализ предполагает SWOT–анализ региональной экономики, детализированный в формате PEST+М–анализа, который позволяет выявить и структурировать
факторы внешней среды (политические (P), экономические (Е), социальные (S), технологические (Т), факторы рыночного окружения (М)), существенно влияющие на стратегию
устойчивого развития.
Финансовая и маркетинговая стратегии
Классификация типов стратегий основывается на структурировании факторов устойчивого развития предприятия. К общим стратегиям устойчивого развития относятся
стратегия лидера, стратегия наращивания инновационной устойчивости, стратегия наращивания финансовой устойчивости, стратегия выхода из кризисного состояния.
К функциональным стратегиям относятся: финансовая, маркетинговая, производственная и инновационная.
Финансовая стратегия — это набор правил, выполнение которых обеспечивает достижение независимости от внешних источников финансирования и высокую платежеспособность
предприятий.
Финансовая стратегия при высоком коэффициенте финансовой устойчивости предполагает мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности предприятия;
привлечение консалтинговых фирм и вузов; снижение дебиторской задолженности на основании диверсификации бизнеса; применение лизинговых схем; оптимизация
отношений с акционерами, что обеспечивает получение прибыли в долгосрочном периоде; повышение эффективности использования собственного капитала; повышение
доли собственных средств в общей величине оборотных средств; при низком коэффициенте финансовой устойчивости — снижение запасов и затрат (реализация
неиспользуемого и устаревшего оборудования, материалов); снижение величины кредиторской задолженности; использование возможности получения льготных кредитов,
по федеральным и региональным отраслевым и комплексным программам развития; совершенствование налогового планирования; повышение эффективности контроля за
издержками с целью их снижения.
Маркетинговая стратегия — это набор правил, которыми руководствуются экономические агенты при определении субъектного состава и направлений развития
инфраструктуры рынка, при принятия решений относительно определения номенклатуры конечных товаров и услуг. Маркетинговая стратегия при высоком коэффициенте
рыночной устойчивости предполагает сбор необходимой информации о состоянии рынка, изучение потребностей потенциальных покупателей; комплексное изучение рынка
и адаптацию производства к его требованиям; совершенствование мероприятий по продвижению товара на рынок, выработку рекламной политики предприятия; разработку
мероприятий по повышению социального имиджа предприятия; повышение репутации и качества производимой продукции; увеличение удерживаемой доли рынка; при низком
коэффициенте рыночной устойчивости — расширение номенклатуры производимых товаров и услуг; поиск новых каналов сбыта продукции; проведение гибкой ценовой
политики; совершенствование процедур установления обратной связи с рынком, изучение общественного мнения о развитии новых продуктов, услуг; сервисное
обслуживание и отслеживание проданного товара.
Производственная и инновационная стратегии
Производственная стратегия — это набор правил, которыми руководствуются промышленные предприятия при принятии решений по приобретению и использованию факторов
производства в процессе производства и реализации продукции.
Производственная стратегия при высоком коэффициенте производственной устойчивости предполагает повышение независимости от поставщиков; повышение степени
обновления основных фондов; внедрение нового оборудования и современных технологических процессов; сбор и анализ информации о потенциальных потребителях
продукции; расширение ассортимента продукции в соответствии с требованиями рынка; снижение издержек производства; повышение качественных характеристик
продукции; развитие послепродажного сервисного обслуживания продукции; сокращение отходов, брака; при низком коэффициенте производственной устойчивости — повышение
эффективности применяемых технологий за счет сокращения времени реализации бизнес– процессов, внедрение технологических инноваций; модернизацию
устаревшего действующего оборудования; разработку автоматизированного контроля запасов и внутрипроизводственного оборота материалов; повышение эффективности
использования оборудования; введение многоуровневого контроля качества.
Инновационная стратегия — это набор правил, которыми руководствуются промышленные предприятия при принятии решений относительно реализации процессных и
продуктовых инноваций.
Инновационная стратегия при высоком коэффициенте инновационной устойчивости включает совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии; создание,
освоение и использование новых продуктов и процессов; повышение качественного уровня технико–технологической базы производства; повышение качественного уровня
НИОКР; реализация конкурентных преимуществ инновационного продукта на внутреннем и внешнем рынках, при низком коэффициенте инновационной устойчивости — повышение
эффективности использования кадрового и информационного потенциала; совершенствование организации и управления инновационной деятельностью; рационализацию
ресурсной базы; активизацию соотношения «затраты/результат» в инновационном процессе; приспособление к узким сегментам рынка путем выпуска новой или модернизированной
продукции с уникальными характеристиками.
С учетом результатов SWOT–анализа промышленного комплекса Республики Татарстан, выявленных условий для устойчивого развития отдельных предприятий проведена
градация предприятий, обладающих разным уровнем экономической устойчивости. Исследование промышленного комплекса Республики Татарстан показало, что в 2009 году
26% предприятий находились в квадранте успешного функционирования, 65% – в квадранте низкой производственной состоятельности, 6% – в квадранте низкой
финансовой состоятельности и 3% – в квадранте кризиса. Проведенные исследования делают возможным выбор стратегии устойчивого развития предприятий промышленного
комплекса, позволяющей сократить негативное влияние производственных и инвестиционных рисков.
Перелік посилань
1. Стратегия и практика антикризисного управления фирмой / Под. ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина. — СПб.: Специальная литература, 1996. — 510с.
2. Эткинсон Д.Ж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры. / Пер.с англ.. под ред. проф. Ю.А. Ципкина. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001. — 471 с.
3. Якупова Наиля Маликовна. Стратегическое управление стоимостью предприятия. — Казань: 2004 419 c.