Назад в библиотеку

Антикризисное управление персоналом промышленных предприятий

Авторы: А.А. Наден, Ю.Ю. Дьяченко 
Автор перевода: И.Е. Грачёва
Источник:http://www.pan-ol.lublin.pl/wydawnictwa/TMot10b/Nadyon.pdf

Аннотация

В  статье  рассмотрены  подходы  к  антикризисному  управлению  промышленным предприятием. Предложена новая парадигма антикризисного управления, заключающаяся в прогнозно-предупредительном  характере  антикризисных  действий  и  постоянном  мониторинге  внешней  и внутренней  среды  предприятия  с  целью  выявления  предпосылок  кризисных  явлений.  Как  один  из инструментов антикризисного управления предложено обучение персонала.

Введение

Твердость в широком понимании как экономический субъект является частью функциональной экономики в целом и материальным производством в частности [Коуз 1937].

Предпринимательская деятельность, а именно управление предприятием  это процесс принятия и выполнения решений, касающихся внешней и внутренней стороны материальных, финансовых, человеческих и социальных ресурсов; инвестирования, использования продукции для производства и продаж с целью достижения тактических и стратегических целей предприятия. Таким образом, предприятие является открытой системой, которая находится под влиянием внешних факторов, таких как стоимость ресурсов, сбыт товаров. В частности негативное воздействие на эти факторы и приводят к кризисному состоянию. Кризис явлений на предприятии может быть вызван как внешними так и  внутренними факторами. [Гована 2009].

Все эти процессы объективны и вероятно, что именно поэтому, проблемы антикризисного управления предприятием стоят так остро.


Изложение основного материала



Объектом исследования является антикризисное управление. В современных исследованиях представлено в виде отдельного временного блока компонент управления предприятием, который используется только в условиях кризисных явлений. Антикризисное управление, как принцип управления предприятием, не рассматривается должным образом в настоящее время.

Большой опыт выхода из кризиса был получен в результате последствий Великой депрессии. Экономическая система считалась самостоятельно контролируемой. В связи с тем что проводился систематический и постоянный государственный контроль и управление предприятием, надобности антикризисного управления предприятиями не существовало. Но в настоящее время вне всякого сомнения, антикризисные процессы должны быть организованы [Ван Хорн 2005]. В настоящее время большинство ученых в своих научных работах направлены на защиту предприятий от кризисных ситуаций,  предотвращение банкротства или удаление в случае бесполезности дальнейшей работы [Кейнс 1936].

Рассмотрим и проанализируем понятие антикризисного управления данные современнми экономистами. В украинской экономической науке существует три уровня понимания антикризисного управления.

Первый уровень простого понимания антикризисного управления, который появился во время экономического кризиса в начале 90х годов и состоит в реализации определенной формы и методов влияния на работу предприятия должника в процедуре банкротства.

Второй уровень предполагает управление уже начавшегося кризиса, с целью его преодоления. Такая форма управления стала развиваться после преодоления антикризисных явлений в экономике в конце 90х годов.

Третий уровень предполагает предотвращение кризисных ситуаций на предприятии в результате выявления негативных тенденций изменения во внутренней или внешней среде, а также управление ошибками. Такая форма управления является результатом анализа зарубежного опыта в кризисе 90х годов.

Результаты исследования. Существует мнение относительно антикризисного управления, которое должно быть реактивным, то есть вовремя реагировать на кризисные явления и ситуации. Однако скорость макро-процессов выросла с середины 20 века, электронные платежные системы, финансирование и финансовые ресурсы отреагировали быстро и чутко к окружающей среде [Тоффлер 1970].

Оттого любые процессы, в том числе кризисные  могут распространиться в глобальном масштабе очень быстро с значительным влиянием на экономическую ситуацию [Амсден 1992]. 

Кроме того, нельзя согласиться с мнением,  о противопоставлении антикризисного управления и стратегического управления. Согласно этим взглядам последние будут направлены на достижение фирмой миссии или увеличения прибыли, а антикризисное управление необходимо только на кризисный период на предприятии. Тем не менее, антикризисное управление элементами должно присутствовать как в стратегическом так и  тактическом управлении для эффективного управления предприятия.

Предпосылкой к изменению системы понятий антикризисного управления на самом деле является управляемость кризисных явлений. С этой точки зрения необходимо принимать профилактические мероприятия для снижения кризиса.

Более сложным и эффективным уровнем антикризисного управления является предотвращение кризиса, при самостоятельном анализе и оценке состояния внешней среды. 

Применительно к данному определению антикризисного управления необходимо:

1. ориентироваться на предидущий опыт антикризисного управления предприятием, с целью раннего выявления кризиса.

2. проанализировать информацию о внешних и внутренних сетях, с целью определения особенностей кризисного явления.

3. проводить на предприятии мероприятия, которые повышают устойчивость предприятия в кризисных ситуациях.

Одним из мероприятий антикризисного управления предприятием является управление персоналом. Персонал может быть рассматрен и как объект сбережений и выход из кризиса. С одной стороны расходы на сокращение персонала может улучшить финансовое состояние предприятия, с другой стороны, отсутствие человеческого ресурса предприятия ухудшает качество менеджмента, эффективность работы и общей конкурентоспособности предприятия.

Возрождение финансового состояния предприятия за счет своих сотрудников быстро и эффективно, но не всегда так эффективно в отношении перспектив развития функционирования предприятия.

Для преодоления кризиса необходимо повысить эффективность работы персонала. Одним из путей достижения этой цели является анализ бизнес-процессов и распространение информации на предприятии. На основе такого анализа неэффективный процесс может быть просчитан. Результаты этого анализа могут дать подтверждение решения совершенствования организационной структуры, реорганизации и реструктуризации. Эти проблемы решаются в соответствии с углублением и увеличением кризиса в соответствии со стратегическими целями предприятия и пути выхода из кризиса Важная часть антикризисного управления персоналом является развитие персонала и его обучение в частности. Обучение персонала может расширить границы возможных стратегий предприятию, преодолеть кризис, для повышения гибкости в распределении персонала к разработке позиций и упрощения перепрофилирования предприятия.

Заключение

Эффективное антикризисное управление промышленным предприятием должно носить профилактический характер и проводить мониторинг внешней и внутренней среды предприятия с целью определения предпосылок кризисных явлений. Важным сегментом антикризисного управления предприятием является разработка и, в частности, обучение персонала предприятия, направленных на расширение возможностей персонала и предприятия в целом, с тем, чтобы не допустить кризиса или уменьшения его влияния.

Ссылки

  1. Амсден AH Глобализация кризиса в американской экономического образования / / Журнал Экономическое образование, Vol. 23, 1992.
  2. Коуз R.H. Природа фирмы / / Экономика. Новой серии. - Vol. 4. - № 16. - Стр. 386 - 405.
  3. Гован Д. Кризис на предприятиях. - G2 стратегических консультативных услуг в 2009 года. - 194 с.
  4. Hopple G.W. Внутренний и внешний кризис раннего предупреждения и мониторинга. Временные технические ПОВТОР. 78 апреля 80-Dec. - Международная общественно-политических исследований Corp Маклин, 1980. - 299p. 5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - Лондон, Macmillan ООО Пресс, 1936. - 403 с.
  5. Ван Хорн Дж., Wachowicz JM Основы финансового менеджмента. - [12-е издание]. - Pearson Education, 2005. - 712 с. 7. Тоффлер Э. Шок будущего. - New York: Random House, 1970. - 505 с.