Антикризисное управление персоналом промышленных предприятий
Авторы:
А.А. Наден, Ю.Ю. Дьяченко
Автор перевода:
И.Е. Грачёва
Источник:http://www.pan-ol.lublin.pl/wydawnictwa/TMot10b/Nadyon.pdf
Авторы:
А.А. Наден, Ю.Ю. Дьяченко
Автор перевода:
И.Е. Грачёва
Источник:http://www.pan-ol.lublin.pl/wydawnictwa/TMot10b/Nadyon.pdf
В статье рассмотрены подходы к
антикризисному управлению промышленным предприятием.
Предложена новая парадигма антикризисного управления, заключающаяся в
прогнозно-предупредительном характере
антикризисных действий и постоянном
мониторинге внешней и внутренней среды
предприятия с целью выявления предпосылок
кризисных явлений. Как один из инструментов
антикризисного управления предложено обучение персонала.
Твердость
в широком
понимании как экономический субъект является частью функциональной
экономики в
целом и материальным производством в частности [Коуз 1937].
Предпринимательская
деятельность, а именно управление предприятием —
это процесс принятия и
выполнения решений, касающихся внешней и внутренней стороны
материальных,
финансовых, человеческих и социальных ресурсов; инвестирования,
использования
продукции для производства и продаж с целью достижения тактических и
стратегических целей предприятия. Таким
образом, предприятие является открытой системой, которая находится под
влиянием
внешних факторов, таких как стоимость ресурсов, сбыт товаров. В частности негативное воздействие на эти факторы и
приводят к
кризисному состоянию. Кризис явлений
на
предприятии может быть вызван как внешними так и внутренними
факторами. [Гована 2009].
Объектом
исследования является антикризисное управление. В современных
исследованиях
представлено в
виде отдельного временного блока компонент управления предприятием,
который используется
только в условиях кризисных явлений. Антикризисное управление, как принцип
управления
предприятием, не рассматривается должным образом в настоящее время.
Большой
опыт выхода из
кризиса был получен в результате последствий Великой депрессии. Экономическая
система считалась самостоятельно контролируемой. В связи с тем что
проводился систематический
и постоянный государственный контроль и управление предприятием,
надобности антикризисного
управления предприятиями не существовало. Но
в настоящее время вне всякого сомнения, антикризисные процессы должны
быть
организованы [Ван Хорн 2005]. В настоящее время большинство ученых в
своих научных работах
направлены
на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение
банкротства или удаление в
случае бесполезности дальнейшей работы [Кейнс 1936].
Рассмотрим
и
проанализируем
понятие антикризисного управления данные современнми экономистами.
В украинской экономической науке существует
три уровня понимания
антикризисного управления.
Первый
уровень простого понимания антикризисного управления, который появился
во
время
экономического кризиса в начале 90х годов и состоит в реализации
определенной формы и методов влияния на работу
предприятия
должника в процедуре банкротства.
Второй
уровень
предполагает управление уже начавшегося кризиса, с целью его преодоления. Такая форма управления стала
развиваться после преодоления антикризисных
явлений в экономике
в конце 90х годов.
Третий
уровень
предполагает предотвращение кризисных ситуаций на предприятии в
результате выявления негативных тенденций
изменения во внутренней
или внешней
среде, а также управление ошибками. Такая
форма управления является результатом анализа зарубежного опыта в
кризисе 90х
годов.
Результаты исследования. Существует мнение относительно антикризисного управления, которое должно быть реактивным, то есть вовремя реагировать на кризисные явления и ситуации. Однако скорость макро-процессов выросла с середины 20 века, электронные платежные системы, финансирование и финансовые ресурсы отреагировали быстро и чутко к окружающей среде [Тоффлер 1970].
Оттого любые
процессы, в том числе кризисные могут
распространиться в глобальном масштабе очень быстро с значительным влиянием на экономическую ситуацию
[Амсден 1992].
Кроме
того, нельзя согласиться с мнением, о противопоставлении
антикризисного
управления и стратегического управления. Согласно
этим взглядам последние будут направлены на достижение фирмой
миссии или увеличения прибыли, а антикризисное
управление
необходимо только на кризисный период
на
предприятии. Тем
не менее, антикризисное управление элементами должно присутствовать как в
стратегическом так и
тактическом управлении для эффективного управления предприятия.
Предпосылкой
к изменению
системы понятий антикризисного управления на самом деле
является управляемость кризисных явлений. С этой точки зрения
необходимо
принимать профилактические мероприятия
для снижения кризиса.
Более
сложным и
эффективным уровнем антикризисного управления является предотвращение
кризиса, при самостоятельном анализе и оценке
состояния внешней среды.
Применительно
к данному определению
антикризисного управления необходимо:
1.
ориентироваться
на предидущий опыт антикризисного управления предприятием, с целью
раннего выявления кризиса.
2.
проанализировать
информацию о внешних и внутренних
сетях, с целью определения особенностей
кризисного
явления.
3.
проводить
на предприятии мероприятия, которые повышают устойчивость предприятия
в кризисных ситуациях.
Одним
из мероприятий антикризисного управления предприятием является
управление персоналом. Персонал
может
быть рассматрен и как объект
сбережений и выход
из кризиса. С
одной
стороны расходы на сокращение персонала
может улучшить
финансовое состояние предприятия, с другой стороны,
отсутствие человеческого ресурса предприятия ухудшает
качество менеджмента, эффективность работы и
общей
конкурентоспособности предприятия.
Возрождение
финансового
состояния предприятия за счет своих сотрудников быстро и
эффективно, но не всегда так эффективно в
отношении
перспектив развития функционирования предприятия.
Для
преодоления кризиса
необходимо повысить эффективность работы персонала. Одним
из путей достижения этой цели является анализ бизнес-процессов и
распространение информации на предприятии. На основе такого
анализа
неэффективный процесс может быть
просчитан. Результаты
этого анализа могут дать подтверждение решения совершенствования
организационной структуры, реорганизации и реструктуризации. Эти проблемы решаются в
соответствии с
углублением и увеличением кризиса в соответствии
со
стратегическими целями предприятия и пути выхода из кризиса Важная часть антикризисного управления персоналом
является
развитие персонала и его обучение в
частности. Обучение
персонала может расширить границы возможных стратегий предприятию, преодолеть кризис, для повышения
гибкости
в
распределении персонала к разработке
позиций и
упрощения перепрофилирования предприятия.