Развитие инновационной системы в Украине является
необходимым условием вхождения государства в экономическое европейское
и мировое пространство. Одной же из главных
проблем этого процесса выступает
несовершенство нормативно-правовой базы, которая регулирует сферу
инновационной деятельности государства.
Экономические основы инновационной деятельности широко и
детально рассматриваются современными украинскими учеными как на уровне
государства, так и на уровне региона, предприятия и в
предпринимательской деятельности. В числе исследователей правовых основ
инновационной деятельности в Украине можно назвать Ю.
Каракая, Л. Федулову, Н. Пашуту, Н. Лисову, Е.
Сатановскую. Так, Ю. Каракай рассматривает необходимость
государственного регулирования инновационных процессов, определяет его
место в инновационном развитии и выделяет его функции [1]. Л. Федулова
и Н. Пашута, исследуя концепцию национальных инновационных систем
(НИС), выделили составляющие НИС Украины за последние годы и
обосновали необходимость государственной
политики формирования инновационной экономики [2]. Н.
Лисова и Е. Сатановская рассматривают сущность понятия и типы
государственного регулирования и стимулирования, приводят типы прямого
и косвенного регулирования инновационных процессов [3].
Цель статьи – анализ существующего украинского
законодательства в сфере инновационной деятельности и
выявление основных направлений его совершенствования.
Регулирование инновационной деятельности в Украине
осуществляется на основе Законов Украины «Об инновационной
деятельности», «О приоритетных направлениях
инновационной деятельности в Украине»,
«О налоге на добавленную
стоимость», «О налогообложении прибыли предприятий»,
а также нормами Хозяйственного, Гражданского, Таможенного, Уголовного
кодексов, налогового законодательства.
В 1991 году был принят Закон Украины «Об основах
государственной политики в сфере науки и научно-технической
деятельности», на смену которому в 1998 году пришел
Закон Украины «О научной и
научно-технической деятельности».
Позднее были приняты ключевые Законы Украины «О
приоритетных направлениях развития науки и техники» (2001 г.),
«Об инновационной деятельности» (2002 г.).
В 1999 году Верховной Радой
Украины одобрена Концепция научно-технологического и
инновационного развития Украины. Законом Украины «О приоритетных
направлениях инновационной деятельности в Украине» (2003 г.)
определены стратегические и среднесрочные
приоритетные направления инновационного развития общества.
В соответствии с Концепцией
научно-технологического и инновационного развития
Украины, главными целями
научно-технологического и инновационного развития Украины
являются:
− повышение роли научных и технологических
факторов в преодолении кризисных явлений в социально-экономическом
развитии Украины и обеспечении экономического роста, утверждении
духовности в обществе;
− создание эффективных
механизмов сохранения, эффективного использования и
развития национального научно-технологического потенциала;
− технологическое переоборудование
и структурная перестройка производства с
целью наращивания выпуска товаров,
конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках;
− увеличение экспортного
потенциала за счет наукоемких областей
производства, уменьшения зависимости экономики Украины от импорта;
− развитие человека как личности, сохранение и
защита его здоровья и среды проживания, создание условий для
высокопроизводительной, творческой и безопасной работы и современного
быта и пр.
Концепция научно-технологического и
инновационного развития Украины, по сути,
сформировала основные направления инновационной
политики как государства в целом, так и отдельных
регионов.
Концепция провозглашает следующие
основные средства стимулирования инновационной
деятельности:
− применение льгот для всего цикла
инновационного процесса от фундаментальных исследований до внедрения в
производство при условии использования инноваций для увеличения объема
и повышения качества произведенной продукции;
− дифференциация размеров налоговых льгот в
зависимости от активности в инновационном процессе
конкретных предприятий, организаций и
отдельных лиц при условии ежегодного увеличения расходов на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не менее чем
на 25 %;
− освобождение от налогообложения той части
прибыли, которая направляется предприятиями, организациями, частными
лицами в Государственный инновационный фонд Украины,
Государственный фонд фундаментальных исследований,
отраслевые инновационные фонды, отраслевые фонды технологического
развития и реконструкции производства и т.п., или местные фонды
развития науки и технологий, а также на
выполнение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ в рамках международных, государственных
программ и проектов;
− введение налоговых льгот на прибыль и
добавленную стоимость для научных организаций, которые входят в
национальную систему научно-технической информации и пр.
На реализацию положений Концепции научно-технологического и
инновационного развития Украины нацелено принятие Закона Украины
«Об Общегосударственной комплексной программе развития высоких
наукоемких технологий», а также Государственной
программы прогнозирования научно-технологического
и иннова-ционного развития на 2004-2006 гг., утвержденной
постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 2004 года №
1086. Целью Программы является создание системы прогнозирования
научно-технологического и инновационного развития Украины,
научного обоснования государственной
социально-экономической политики, определение
актуальных направлений развития науки и
техники, наиболее перспективных направлений инновационной
деятельности.
Если Концепция научно-технологического
и инновационного развития Украины является документом
декларативного характера, то законы Украины о специальных экономических
зонах имеют практическое значение. В соответствии с Законом
Украины «О специальном режиме
инвестиционной и инновационной деятельности
технологических парков» (1999 г.)
введено в действие восемь технологических
парков: Полупроводниковые технологии и материалы, Оптоэлектроника и
сенсорная техника, Институт электросварки
имени Е.О. Патона, Институт монокристаллов,
Углемаш, Институт технической теплофизики, Киевская политехника,
Интеллектуальные информационные технологии, Укринфотех.
Опыт работы технологических парков показал, что они
выступают эффективным действующим механизмом инновационной деятельности
в Украине.
Инновационная деятельность неотрывно
связана с понятием интеллектуальной
собственности. Начиная с 1993 года,
вводится в действие ряд законов
относительно правовой охраны интеллектуальной собственности
(например, Закон Украины «О научно-технической
информации»), а в 1995 году – Закон Украины «О
научной и научно-технической экспертизе».
Перечисленные законы, другие
нормативно-правовые акты стали правовой основой
регулирования инновационной деятельности в Украине.
Кабинет Министров Украины неоднократно принимал программы деятельности,
в которых рассматривались пути реализации положений
указанных законов. Тем не менее, на протяжении девяностых годов в
стране продолжалось снижение инновационной активности предприятий.
В Программе деятельности Кабинета
Министров Украины «Последовательность. Эффективность.
Ответственность» на 2004 год
отмечается, что фактические затраты из
государственного бюджета на научные
исследования и разработки уменьшились с 2,3 % ВВП в 1990
году до 0,22 % в 1999 году и повысились лишь до 0,39 % ВВП в 2003 году.
Общие затраты на научные исследования снизились за этот период
с 3,11 % до 1,13 % ВВП. Между тем,
законодательством Украины предусмотрены бюджетные
ассигнования на науку в размере 1,7 % ВВП.
Начиная с 2000 года, наметилось незначительное увеличение
ассигнований на науку в процентах к ВВП, оставаясь крайне
недостаточным. В особенно трудном положении оказались
вузовская и отраслевая науки, финансирование
которых снизилось. Сравнивая развитие науки и инновационной
деятельности в Украине с тенденциями, которые имеют место в США,
России, странах ЕС, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, очевидно, что
Украина угрожающе отстает.
Правительства экономически развитых
стран финансируют часть расходов промышленности
на научные исследования (Германия –
15 %, Великобритания – 25 %, США – 30 %) [4].
Наиболее часто научно-исследовательские работы стимулируются путем
предоставления налоговых льгот, кредитов, прямых субсидий и др.
В ряде европейских государств стали использовать новые
методы стимулирования научно-исследовательских работ:
Франция отказалась от запланированного
сокращения объема НИР; Великобритания ввела
льготный кредит для осуществле-ния НИР малыми и
средними фирмами, отменила около 40 норм,
которые регулируют деятельность компаний.
Недопустимо затягивается процесс институциональных
преобразований системы научно-технического и
кадрового обеспечения экономики Украины.
Угрожающие масштабы приобрело старение научных кадров, критической
границы достигла изношенность парка научного
оснащения и материально-технической базы науки,
вследствие чего научная составляющая
национальной конкурентоспособности неуклонно снижается.
Закон Украины «О приоритетных направлениях
инновационной деятельности в Украине» [5]
определяет правовые, экономические и
организационные основы формирования и реализации приоритетных
направлений инновационной деятельности в Украине. Цель
этого Закона – создание правовой базы для концентрации
ресурсов государства на ведущих направлениях научно-технологического
обновления производства и сферы услуг в стране, обеспечение внутреннего
рынка конкурентной наукоемкой продукцией.
Определенные этим Законом приоритетные
направления инновационной деятельности в Украине обязывают органы
исполнительной власти Украины всех уровней создавать режим
содействия выполнению работ, направленных на
реализацию соответствующих приоритетных
направлений и концентрацию на них финансово-экономических и
интеллектуальных ресурсов. Данный Закон дополняет терминологическую
базу, заложенную Законом Украины «Об инновационной
деятельности», такими определениями, как
«инновационный потенциал», «инновационная
культура», «мониторинг инновационной деятельности».
Основным законом, который регулирует сферу инновационной
деятельности, является Закон Украины «Об инновационной
деятельности» [6]. В качестве главных целей и принципов
государственной инновационной политики Закон провозглашает
формирование нормативно-правовой базы в
сфере инновационной деятельности. В нем отмечается, что
существует несколько главных путей государственного регулирования
инновационной деятельности, среди которых выделяют создание
нормативно-правовой базы стимулирования инновационной деятельности,
защиту прав и интересов субъектов инновационной деятельности,
установление льготного налогового законодательства для субъектов
инновационной деятельности. Механизм государственной регистрации
инновационных проектов предусматривает, что данную процедуру
осуществляет по инициативе субъектов
инновационной деятельности специально уполномоченный
центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной
деятельности. Этот орган ведет
Государственный реестр инновационных проектов.
Целесообразность государственной регистрации инновационных проектов
обосновывается, прежде всего, тем, что предусматривает обязательства по
бюджетному кредитованию его выполнения или
другой государственной финансовой поддержки за счет
государственного бюджета. Считается целесообразным привлечение к
финансовой поддержке инновационной деятельности
не только государственных средств, но и собственных
и заемных средств предприятий, что позволит им получить
законодательно установленные налоговые льготы.
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы
Украины о специальном режиме инвестиционной и инновационной
деятельности технологических парков» № 1702-і от 11.05.2004 г.
предусматривает, что свидетельство о государственной регистрации
проекта технопарка выдается на срок реализации проекта, но не более,
чем на пять лет, что является основанием для применения специального
режима инвестиционной и инновационной деятельности. Несмотря на то, что
данный Закон увеличил срок действия свидетельства о государственной
регистрации проек-та технопарка с трех лет (по Закону «Об
инновационной деятельности») до пяти, целесообразнее было бы
увеличить этот срок до десяти лет в связи с необходимостью выполнения
долгосрочных проектов, направленных на реальное повышение уровня
конкурентоспособности предприятий Украины.
Относительно регистрации инновационных
проектов и ведения Государственного реестра
инновационных проектов, установленного Постановлением Кабинета
Министров Украины от 17 сентября 2003 года № 1474 необходимо отметить,
что существенно упростить порядок
государственной регистрации возможно следующим
образом: работа, зарегистрированная
соответственно процедурам, определенным в
нормативно-правовых актах (Постановление Кабинета Министров
Украины № 162 от 31.03.1992 г. «О государственной регистрации
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и
диссертаций») в УкрИНТЭИ и продукт, полученный в результате
этой работы, могут считаться инновационными. В создании
инновационного продукта принимают участие
два вида предприятий: предприятиеразработчик
инновационного продукта и предприятие, которое финансирует разработку,
осуществляет внедрение и выпускает в дальнейшем инновационный продукт.
Разработчик (предприятия всех видов
собственности) должен быть учреждением, которое
внесено в Реестр научных учреждений,
пользующихся государственной поддержкой, и соответственно уставу
этих предприятий, основными видами их деятельности должна быть наука,
научно-техническая деятельность, разработки.
При определении инновационного продукта Закон отмечает, что
инновационный продукт является результатом выполнения инновационного
проекта и отвечает, как и инновационная
продукция, следующим требованиям: является
реализацией (внедрением) объекта интеллектуальной
собственности (изобретения, полезной модели,
промышленного образца, топографии интегральной
микросхемы, селекционного достижения и т.п.), на которые
производитель продукта имеет государственные охранные документы
(патенты, свидетельства) или полученные от собственников этих
объектов интеллектуальной собственности лицензии, в
Украине этот продукт произведен (будет выработан) впервые, или
если не впервые, то по сравнению с другим аналогичным продуктом,
представленным на рынке, он конкурентоспособен и имеет существенно
более высокие технико-экономические показатели.
Инновационным предприятием, по Закону Украины «Об
инновационной деятельности», признается предприятие (объединение
предприятий) любой формы собственности, если более 70 % объемов его
продукции (в денежном измерении) за отчетный налоговый
период является инновационными продуктами.
Инновационное предприятие может функционировать как инновационный
центр, бизнес-инкубатор, технополис, технопарк и т.п. На практике
только ограниченное количество организаций может
соответствовать указанной норме закона. Исходя
из этого, целесообразно изъять из Закона определение
инновационного предприятия, связанное с объемами продукции в процентном
выражении, уделив внимание количеству и качеству инновационных
продуктов, которые за определенный срок
предприятие внедряет производство. Кроме того, необходимо
подчеркнуть, что инновационными являются не только
предприятия, которые разрабатывают, а
также и те, которые выпускают инновационный
продукт.
Статья 21 Закона «Об инновационной деятельности»
определяет особенности её налогообложения. Главные
особенности налогообложения объектов инновационной
деятельности следующие: 50 % суммы налога на добавленную стоимость по
операциям продажи товаров (выполнения работ, предоставления услуг),
связанных с выполнением инновационных проектов, и 50 % суммы налога на
прибыль, полученной от выполненияэтих проектов, остаются в распоряжении
налогоплательщика, зачисляются на его специальный счет и
используются им исключительно на финансирование инновационной,
научно-технической деятельности и расширение собственных
научно-технологических и опытно-экспериментальных
баз; инновационным предприятиям разрешается
ускоренная амортизация основных фондов и устанавливается ежегодная 20 %
норма ускоренной амортизации основных фондов группы 3. Инновационные
предприятия платят земельный налог в размере 50 % действующей ставки
налогообложения.
Действие статьи 21
приостанавливается в Украине на протяжении
последних лет. То есть, основные налоговые льготы для инновационных
предприятий не используются как и льготы, закрепленные статьей 22
Закона. Эта статья определяет условия освобождения от
уплаты ввозной таможенной пошлины и
налога на добавленную стоимость товаров,
которые используется при создании
инновационных продуктов.
Особое внимание следует обратить на Закон Украины «О
налогообложении прибыли предприятий» (в редакции Закона Украины
от 22 мая 1997 г. № 283/97-ВР) [7]. Действие пункта 7.14
«Налогообложение прибыли субъектов инновационной деятельности
при реализации ими инновационных
проектов», занесенных в Государственный
реестр инновационных проектов, осуществляется
с учетом особенностей, установленных Законом Украины
«Об инновационной деятельности», также приостановлено.
Итак, следует констатировать, что в Украине сформировано
законодательное поле, которое определяет правовые основы развития
научной, научно-технической и инновационной деятельности. Но в период
становления законодательной базы государства нормативно-правовые
акты в сфере инновационной деятельности имеют довольно
большой пласт норм, который требует
пересмотра и совершенствования с учетом
потребностей времени, практической
деятельности, особенностей развития отечественных
производственных отношений.
Как отмечалось выше, инновационный
продукт является реализацией (внедрением) объекта
интеллектуальной собственности. Новый Гражданский кодекс Украины
впервые включает отдельную книгу (книга четвертая) –
«Право интеллектуальной собственности» (в
Хозяйственном кодексе право интеллектуальной
собственности закрепляется главой 16), что связано с возрастанием
роли и значения интеллектуальной деятельности и интеллектуальной
собственности, а также необходимостью усиления эффективности их
правовой охраны.
Особого внимания в сфере инновационной деятельности
заслуживает научное открытие. Субъектами права на открытие есть, прежде
всего, его авторы, то есть лица, которые сделали
открытия. Авторами открытия могут быть только
физические лица. В большинстве случаев открытия делаются коллективом
ученых и, как правило, в порядке выполнения трудового договора. В годы
независимости в Украине открытия не регистрировались, поэтому ни
соответствующего нормативного материала, ни опыта регистрации научных
открытий нет.
Таким образом, новый Гражданский кодекс Украины как один из
главнейших нормативно-правовых актов, регулирующих
сферу инновационной деятельности, отвечает
современным требованиям относительно охраны
прав интеллектуальной собственности. Совершенствование норм
ГК, связанных с инновационной деятельностью,
приведение в соответствие норм ГК и норм
других областей права значительно улучшит процесс
регулирования и охраны права интеллектуальной собственности, одним из
главнейших показателей которой выступает уровень инновационной
деятельности в экономике государства.Анализ действующего
законодательства Украины в сфере инновационной
деятельности позволяет установить основные направления
совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере.
1. Целесообразно изъять из Закона Украины «Об
инновационной деятельности» процентное определение инновационного
предприятия, уделив внимание количеству и качеству инновационных
продуктов, которые предприятие внедряет в производство.
2. В связи с тем, что статус инновационного для
предприятия является ограниченным временными рамками, целесообразно
принять дополнительный нормативно-правовой акт, уточняющий
положения Закона Украины «Об инновационной
деятельности» относительно механизма признания статуса
инновационного предприятия.
3. Срок действия свидетельства
о государственной регистрации инновационного
проекта, определенный Законом Украины
«Об инновационной деятельности», увеличить с
трех лет от даты его выдачи до десяти лет в связи с необходимостью
выполнения долгосрочных проектов.
4. Целесообразно внедрение льготных банковских ставок по
кредитам инновационных предприятий, а также
разработка законодательно закрепленных механизмов
предоставления государственных гарантий коммерческим банкам,
осуществляющих кредитование приоритетных инновационных проектов.
5. Возобновить действие статей 21, 22 Закона
Украины «Об инновационной деятельности», а также
пункта 7.14 Закона Украины «О налогообложении прибыли
предприятий».
6. Упростить порядок государственной регистрации
инновационных проектов и ведение Государственного
реестра инновационных проектов, установленного
Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 2003 г. №
1474, а именно: работу, зарегистрированную в соответствии с
процедурами, определенными Постановлением Кабинета Министров Украины №
162 от 31.03.1992 г. «О государственной регистрации
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ и диссертаций», в УкрИНТЭИ продукт,
полученный в результате этой работы, считать инновационным. В
создании инновационного продукта принимают
участие два вида предприятий:
предприятие-разработчик инновационного продукта
и предприятие, которое финансирует разработку,
осуществляет внедрение и выпускает в
дальнейшем инновационный продукт. Разработчик (предприятия
всех видов собственности) должен быть учреждением, которое
внесено в Реестр научных учреждений,
пользующихся государственной поддержкой. Соответственно в
уставе этих предприятий основными видами деятельности должны быть
наука, научно-техническая деятельность и разработки.
7. Закрепить законодательно такие объективно существующие
новеллы в инновационной сфере экономики, как кластеры, венчурные
операции.
8. Предусмотреть использование
разнообразных механизмов предоставления льгот инновационно
активным предприятиям, в том числе возможность списания на
себестоимость текущих некапитальных затрат на исследование и разработки
при определении размера налогооблагаемой базы;
возможность переноса сроков списания
затрат на НИОКР на наиболее удобный
для предприятия период; сокращение на
определенный процент налогооблагаемого дохода от ассигнований на
исследования и разработки в текущем году, если они превышали уровень
таких ассигнований в предыдущие года и др.
Кроме указанного выше, необходимо усилить контроль за
выполнением в полном объеме норм Конституции Украины и требований
Законов Украины «О научной и научно-технической
деятельности», «Об инновационной деятельности»,
«О приоритетных направлениях развития науки и техники»,
«О приоритетных направлениях иннова-ционной деятельности в
Украине», «О специальном режиме инвестиционной и
инновационной деятельности технологических парков», «О
высшем образовании», других законов, связанных с научной,
научно-технической и инновационной деятельностью.
При подготовке проектов закона о Государственном бюджете
Украины целесообразно обеспечить достижение
параметров и структуры бюджетной поддержки
науки, предусмотренных законами Украины.
Таким образом, в Украине создана законодательно-правовая
база регулирования инновационной деятельности. Однако
переход на инновационную модель экономического
развития предполагает ее развитие и постоянное совершенствование в
соответствии с требованиями глобальной среды. В числе основных
направлений совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере
выделены: необходимость уточнения механизма признания статуса
инновационного предприятия, увеличение срока действия
свидетельства о государственной регистрации инновационного
проекта, целесообразность внедрения льготных
банковских ставок при кредитовании
инновационных предприятий, упрощение
порядка государственной регистрации инновационных проектов
и др.
Литература
- Каракай
Ю. Роль держави у стимулюванні інноваційної діяльності / Ю. Каракай //
Економіка України. – 2007. – № 3. – С. 14-22.
- Федулова
Л. Развитие национальной инновационной
системы Украины / Л. Федулова, Н. Пашута // Экономика
Украины. – 2005. – № 4. – С. 35-47.
- Лисова
Н.А. Государственное регулирование и стимулирование инновационных
процессов / Н.А. Лисова, Е.В.
Сатановская // Управління підприємствами:
проблеми та шляхи їх вирішення: матеріали міжнар.
наук.-практ. конф. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2003. – Т. 2.
– С. 252-255.
- OESD
in Figures. Statistics on the
member countries // OESD Observer.
− 2006. − Supplement 1. – 92 p.
- Про
пріоритетні напрями інноваційної діяльності
в Україні: Закон України. – Режим доступу:
zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=433-15.
- Про
інноваційну діяльність: Закон України. –
Режим доступу:
zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=40-15.
- Про
оподаткування прибутку підприємств: Закон України. – Режим
досту-пу: zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=334%2F94-%E2%F0.