УДК 621.375


Управление инновациями и инновационной деятельностью


Янов Р.В., Митрошин И.А.

Донецкий национальный технический университет

Кафедра экономики предприятия

E-mail: dpi.ukraine@gmail.com



Система управления инновационным потенциалом предприятия

Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов использования и оценки инновационного потенциала, управления инновационной деятельностью предприятия. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала.

Вопрос теоретического обоснования и методического обеспечения управления инновационной деятельностью предприятий находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых. Однако следует отметить, что результаты их работы в значительной степени посвящены отдельным аспектам инновационной активности, повышает уровень обоснованности соответствующих управленческих решений. Так, например, в работах Загородний А.Г., Ганущак-Ефименко Л.Н., Ильяшенко С.М. отмечается приоритете применения стратегических подходов к управлению инновационной деятельностью, оставляя без внимания понятие и необходимость исследования инновационного потенциала предприятия как главного объекта стратегического и тактического управления.

Целью работы является уточнение понятия инновационного потенциала предприятия, а также дальнейшее развитие теоретических основ управления инновационным потенциалом субъектов хозяйствования.

Существует большое количество методологических подходов к управлению. По мере того как научно-технические новшества становились более значимыми, с тем и представители управленческой мысли стали глубже осознавать существование внешних по отношению к организации факторов. Для этой цели были разработаны новые подходы исследования науки и практики управления: системный, ситуационный, процессный, ресурсный. Следовательно, необходимо провести разносторонний анализ существующих методологических подходов к управлению инновационным потенциалом предприятия. Так как ситуационный подход исходит из системного, а ресурсный подход исходит из процессного, таким образом анализ охватывать два подхода: системный и процессный.

В основе системного подхода лежит допущение, что любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой и обратной связью.

Системный подход определяет исследования конкретного объекта управления как системы, которая включает в себя все составные элементы или характеристики инновационного потенциала как системы. Итак сущность системного подхода управления инновационного потенциала определяется в следующем: формирование целей инновационного процесса и установление их иерархии, получение максимальной эффекта достижения целей инновационного проекта и осуществления выбора, Количественная оценка целей и средства их достижения, основанная на всесторонней оценке всех возможных планируемых результатов инновационной деятельности

Развитием системного подхода, который дает специалисту новые возможности для исследования управленческой деятельности в настоящее время выступает синергетической подход. Синергетика - представляет своего рода системный подход к сложным открытых нелинейных систем. К числу ее основных понятий необходимо отнести понятие неустойчивости, неравновесия, бифуркации, катастрофы, самоорганизации и другие.

Основное отличие процессного подхода к управлению определяется в том, что при организации управления инновационным потенциалом главной целью выступает не контроль самих исполнителей и технологий, а результатов их функционирования. Основным объектом управления при этом подходе выступает инновационный процесс - то есть последовательность действий нацелена на достижение конечного, измеримого и конкретного, результата.

Использование процессного подхода к управлению инновационным потенциалом имеет следующие преимущества: [1, с. 112]

  1. Снижение нагрузки на руководителя, так как ответственность распределяется между владельцами инновационных процессов
  2. Гибкость и адаптивность системы управления инновационным потенциалом, обусловленные саморегулированием системы
  3. Снижение значимости и силы действия бюрократического механизма
  4. ориентация на конечный продукт
  5. Прозрачность и понимания системы управления инновационным потенциалом, а также упрощение процедур
  6. Возможность комплексной автоматизации процесса управления инновационным потенциалом
  7. Динамичность системы и ее внутренних процессов, обусловленная общей заинтересованностью в увеличении скорости обмена ресурсами в инновационной деятельности.

К недостаткам практической реализации процессного подхода на инновационном предприятии следует отнести увеличение требований к уровню квалификации конечных исполнителей.

Рассмотрев методологические подходы необходимо, проанализировать структурные процессы системы управления инновационным потенциалом. Для того чтобы, выполнить этот анализ необходимо рассмотреть функции управления, в которых и раскрывается сущность понятия управления инновационным потенциалом. [2]

Файоль выделил пять функций управления. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Он разработал «принципы управления», что признается первым самостоятельным результатом "науки администрирования» в ее теперь уже классическом варианте, ориентированном прежде всего на построение «формальных» организационных структур и систем.

Современные представления о функциях управления инновационным потенциалом связанные с выделением трех групп функций: первичные или базовые, связывая и интегрирующие (оперативные) функции.

На передний план выступают базовые функции управления инновационным потенциалом: планирование, организация, контроль и мотивация.

Планирование - это определение целей деятельности и развития инновационного потенциала, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса управления инновационным потенциалом.

Организация - создание структуры органов, обеспечивающих достижение намеченных целей, распределение индивидуальных заданий между каждым членом организации, делегирование им полномочий, прав распоряжения ресурсами и ответственности за результаты труда. Эта функция управления непосредственно влияет на развитие инновационного потенциала.

Мотивация - обеспечение заинтересованности работников в выполнении соответствующих задач и делегированных им обязанностей с использованием как негативных стимулов: жесткий контроль, давление, угрозы, наказания, так и положительных: похвала, продвижение по службе.

Контроль - процесс обеспечения достижения целей развития инновационного потенциала без отклонений.

На второй план среди функций управления выступают связывающие и интегрирующие функции, к которым относятся: управленческие решения, коммуникации, лидерство и руководство. [2, с. 77]

Управленческие решения - разработка предварительных вариантов действий, выбор руководителем наиболее приемлемого, с его точки зрения, варианты достижения целей организации, которые обеспечат эффективное использование и развитие инновационного потенциала множества альтернатив.

Каждая функция управления должна иметь свое отражение в методах управления инновационным потенциалом. Функции планирования и организации могут раскрыться в таком методе управления как трендвотчинга [3, с.29], благодаря анализу которого можно внедрить комплекс эффективных мер исследования стратегических направлений развития. Функция мотивации может рассматриваться с помощью метода реинжениринг, этот метод поможет субъектам хозяйствования рассмотреть управления инновационным потенциалом по-другому, определить оптимальный путь стимулирования повышения инновационного потенциала. Функция контроля, а также планирования могут найти свое отражение в таком методе как контроллинг, который измерять соответствие полученных результатов в сравнении с поставленными целями, планами и другим. Такой метод управления инновационным потенциалом как маркетинговые коммуникации охватывает в себе часть каждой функции управления инновационным потенциалом.

Подытоживая можно сделать вывод, что проведенный анализ подходов управления инновационным потенциалом и рассмотрение функций управления позволяет определить оптимальный подход управления инновационным потенциалом субъектов хозяйствования. По нашему мнению таков процессный подход управления инновационным потенциалом, так как этот подход охватывать и эффективно использовать в себе все функции управления, как базисные, так и второстепенные.

Процессный подход управления инновационным потенциалом ориентирован на снижение нагрузки на руководителя, так как ответственность распределяется непосредственно между исполнителями инновационных процессов, благодаря чему управление будет иметь очень гибкую и адаптивную систему, которая подходит к специфике инноваций, ведь инновации в процессе своего создания могут постоянно меняться, такая деятельность подлежит высокому уровню рисков. Так как при таком подходе процесс обусловлен саморегулированием системы и естественной ориентацией на потребителя, он является динамичным и ее внутренние процессы обусловлены общей заинтересованностью в увеличении скорости в обмена ресурсами.

Так что при таком подходе управления инновационным потенциалом деятельность предприятия иметь преимущества в развитии своих сил в инновационной сфере. Единственным недостатком такого подхода является увеличение требований к уровню квалификации конечных исполнителей, так как исполнитель, который отвечает за определенный процесс инновационной деятельности должен быть заинтересован той работой которую он выполняет, и заинтересован каким-то стимулом или мотивацией.

Литература


  1. Гончаров В.Н., Иванова Е.В. Характеристика инновационного потенциала предприятия в контексте стратегический управления. / / Серия: экономическая. - Выпуск 76. - 112 - 119.

  2. Лепа Р.Н. Анализ методологических подходов к управлению и принятию решений на предприятии. / / Серия: экономическая. - Выпуск 100-1. - С.77 - 84.

  3. Ильяшенко С.Н., Росохата А.С. Трендвотчинг как инструмент определения стратегических направлений развития. / / Маркетинг и менеджмент инноваций. - 2011. - № 1 - с 29.