Шахматы
Впервые я заинтересовался шахматами еще в дошкольном возрасте, когда начинал постигать азы этой игры со своим дедушкой. В начале он всегда выигрывал, однако с течением времени ситуация изменилась. Мне настолько понравилась эта игра, что я записался в шахматный кружок в Лицее, как только узнал о его существовании. Мне было очень интересно продолжить изучение этой увлекательной игры. Мой учитель заинтересовал меня этим видом спорта. На занятиях мы разбирали партии великих шахматистов, решали различные шахматные задачи. Однако самой интересной частью любого занятия были поединки с другими ребятами.
Давайте поговорим о шахматах более подробно.
Шахматы - это настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит «шах умер». В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие игры обычно именуются консультационными. Игра подчиняется определённым правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ при проведении турниров. Игра по переписке, по телефону, в Интернете регламентируется дополнительными правилами.
Варианты шахмат имеют другие правила (с теми же фигурами и доской), а в шахматной композиции составитель может менять размеры доски, вводить новые фигуры, изменять правила хода и др. В математике изучаются различные аспекты шахматной игры (например, классические «Задача о ходе коня» и «Задача о восьми ферзях»), в том числе с помощью компьютерного моделирования [1].
Шахматы в сегодняшнем виде появились только к XV—XVI векам. К тому времени устоялись правила, не допускающие абсурдных ситуаций, начала развиваться теория и стали проводиться первые крупные турниры. Шахматы были придуманы не в один день, тысяча лет понадобилась, чтобы сделать что-то стоящее из обыденных игр типа чатуранги, которые хоть и имели похожий на современные шахматы вид, но правилами различались очень сильно. Играть вдвоём придумали только в VI—VII веках арабы; они же придумали ходить по очереди, а не бросать игральные кости. Игру переименовали в «шатрандж». У таджиков шахматы обрели своё современное название. Там же был придуман первый шахматный этюд, известный под названием «Мат Дилярам», по имени наложницы, подсказавшей шаху, как не проиграться окончательно.
До XIX века в шахматах не существовало лимита времени, из-за чего игра крайне затягивалась. Поэтому ввели ограничение по времени, что впрочем не спасло от периодически происходящих партий в 198, 269 и даже 300 ходов. Современные правила позволяют игре длиться до 6272 (всевозможные вариации с условием неповторяемости позиций более двух раз — на третий наступает автоничья) ходов, после последнего на доске останется два короля и будет зафиксирована ничья. Для контроля времени сначала использовали песочные, а позже, с 1883-го, шахматные часы.
Важнейшим из моментов шахматной истории стало изобретение шахматной нотации. До её изобретения шахматные партии записывали Шекспировским языком, зарисовывали, а чаще забывали, что не позволяло по-настоящему разработать шахматную теорию. Запись партий позволяет невозбранно готовиться против определённого противника, чем регулярно и пользуются шахматисты высокого уровня.
В Европе, а потом и на Руси церковью был вынесен запрет на игру в шахматы, и если в Европе его отменили к концу XIV века, то на Руси официальной отмены этого запрета так и не было. Хотя в шахматы играл и Иван Грозный, и Пётр I, и практически все дипломаты, чиновники и придворные. Следующий всплеск популярности шахмат в этой стране возник во времена СССР.
Первой шахматной школой была Итальянская или романтическая школа. Она дала толчок развитию гамбитов, контратак, каскадов жертв. Показательными партиями романтической школы являются «бессмертная» партия, сыгранная между Адольфом Андерсеном (белые) и Лионелем Кизерицким (чёрные), и «неувядающая» партия между Адольфом Андерсеном и Жаном Дюфренем.
Вслед за Итальянской пришла школа позиционная. Её основоположником стал Филидор, он реабилитировал пешку («пешки — душа партии»), исследовал пешечные цепи. Хорошим примером перехода от романтической к позиционной школе является оперная партия в 1858 году между американским гроссмейстером Полом Морфи и двумя сильными любителями — герцогом Карлом Брауншвейгским и графом Изуаром. Шахматисты больше столетия игнорировали исследования Филидора, пока один из его последователей, Стейниц, не стал первым чемпионом мира. Он же продолжил развитие и исследование позиционной школы. Благодаря позиционной школе большинство современных партий на высшем уровне заканчиваются ничьей [2].
Наивысшее достижение в шахматах - это титул чемпиона мира. Первым русским гроссмейстером, который его добился, стал Александр Алехин.
В отличие от 3-го чемпиона мира Хосе Рауля Капабланки, который был в основном шахматистом позиционного плана, Алехин поднял на пьедестал комбинацию. Его высказывание, что благодаря шахматам он воспитал свой характер, очень показательно. Ботвинник вообще считал, что основное качество шахматиста – это характер. Сильный характер – значит, сильный шахматист. Алехин учился в знаменитой Поливановской гимназии на Кропоткинской. Вместе с Валерием Брюсовым и Вадимом Шершеневичем – будущими известными поэтами. И ни один из них не написал об Алехине ничего, кроме того, что они вместе учились. Александр нелегко сходился с людьми, был, что называется, интровертом. Он рано начал играть в шахматы, был углублен в себя. Не случайно у него было прозвище Тишайший. Свои ранние партии, игранные по переписке, он подписывал «Т. Алехин». В библиотеке Центрального дома шахматиста хранится популярный учебник шахматной игры на французском языке, принадлежавший Алехину, и на одной его из страниц рукой гроссмейстера написано карандашом: «Тишайший».
Петр Арсеньевич Романовский (известный теоретик, двукратный чемпион СССР. На Всероссийской олимпиаде 1920 года был вторым после Алехина) рассказывал, что, по мнению Алехина, следующим после Ласкера чемпионом мира должен был стать Капабланка. Этим и объяснялся повышенный интерес Алехина к кубинскому гроссмейстеру. В 1913 году, когда Капабланка приезжал в Петербург в качестве сотрудника консульства, и в 1914-м, во время знаменитого Петербургского турнира, Алехин много времени проводил с кубинским шахматистом. Как был уверен Романовский, Александр уже тогда готовил себя к будущему матчу с Капабланкой, который состоялся в 1927 году в Буэнос-Айресе. Выиграв 6 партий, проиграв 3 и 25 свев вничью, Алехин стал четвертым чемпионом мира по шахматам [3].
В процессе занятия шахматами идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек, не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию.
Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист. Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт [4].