Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время государство является сформированным институтом и его наличие предполагает существование налогов, а там, где есть налоги, появляется стремление их минимизировать.
Оффшорный механизм – один из легальных способов добиться этого.
Поэтому цель данного исследования – установить, насколько опасным является существование оффшорных зон. Для этого нам нужно рассмотреть следующие вопросы:
- Что такое оффшорная зона и чем она характеризуется.
- Их основные достоинства и недостатки.
- Мотивы антиоффшорной политики.
- Меры и рекомендации, направленные против оффшорных зон.
- Каково будущее оффшорных зон.
- Как связана Украина с налоговыми гаванями.
Над данной проблемой работали такие исследователи: И. Пилипюк, И. Киян, О. Бозуленко, В. Пинзеник, Л. Бакаев, О. Бакаев.
Понятие «оффшор» впервые начали использовать СМИ восточного побережья США в середине прошлого столетия.
Слово происходит от английского слова «off-shore», что в переводе означает «на расстоянии от берега».
Оффшорные зоны – это центры бизнеса, связанные с уменьшением или полным исключением налогообложения доходов иностранных лиц, создающих холдинги в этих центрах.
Синонимом слову «оффшор» служит понятие «налоговая гавань» [1].
Признаками «оффшорного финансового центра» (ОФЦ) являются:
- ориентация большей части финансовых организаций на обслуживание нерезидентов;
- незначительное государственное регулирование финансового сектора;
- высокая степень банковской секретности и анонимности.
Кроме того, банки, созданные в оффшорных зонах, осуществляют операции и предлагают следующие финансовые услуги:
- кредитование в свободноконвертируемых валютах и связанное с этим привлечение соответствующих финансовых ресурсов;
- эмиссия значительного количества международных ценных бумаг, хотя их размещение происходит на ведущих финансовых рынках мира;
- операции с производными финансовыми инструментами или деривативами;
- привлечение депозитов клиентов, желающих оптимизировать свои налоговые выплаты
- создание кептивных страховых компаний для минимизации налогов и управления страховыми рисками;
- управление активами путем создания инвестиционных фондов разных типов и трастов [2].
Экономисты делят оффшорные государства на две категории.
К первой относят страны, которые развиваются, сознательно проводящие политику льготного налогообложения с целью получения иностранных капиталов.
Другая группа стран характеризуется тем, что относительные льготы в налогообложении возникают относительно некоторых видов доходов и обусловлены особенностями законодательства [1].
К преимуществам оффшорных зон можно отнести:
- эффективное привлечение иностранных инвестиций при помощи низких налоговых ставок, облегченного валютного контроля и возможности свободного перемещения капитала;
- укрепление экспортного потенциала принимающей страны;
- повышение уровня жизни населения;
- способность оффшорных зон выполнять функцию полигона для апробации рыночных нововведений;
- повышение инновационных возможностей территории (способствует созданию «центров развития»);
- увеличение поступлений в доходную часть бюджета.
Недостатками оффшорных зон можно считать:
- неоправданно большие средства, вложенные в организацию зоны в сравнении с объемом зарубежных инвестиций;
- стремление фирм, расположенных в зонах, использовать внутренний рынок как поле для демпинга не соответствующих международным стандартам товаров;
- высокий уровень непредсказуемости, невозможность точных экономических прогнозов;
- слабость обратных связей фирм зоны с принимающей страной, что приводит в невозможность эффективно реализовать сравнительные преимущества страны, в частности ее природные ресурсы.
В условиях глобального кризиса G-20 активизировала антиоффшорную политику, выделяя три главных мотива такой политики государств:
- латание бюджетных дыр. Согласно Конгрессу США, 83% крупнейших корпораций страны разместили свои дочерние кампании в оффшорные зоны, из-за чего экономика ежегодно теряет до 100 млрд $. Возврат денег из оффшорных структур, которые скрыты от налоговых органов, может стать существенным источником пополнения государственных бюджетов;
- восстановление доверия избирателей и мирового сообщества. Борьба с «налоговыми гаванями» - одно из немногих эффективных имиджевых инструментов, оставшихся в руках правительств развитых стран. Создание образа внешнего врага способствует переложению ответственности за кризис на оффшоры, финансово-банковскую элиту с астрономическими суммами бонусов;
- контроль над избыточной ликвидностью в мировых валютах. США и ЕС увеличивают денежную массу (антикризисная мера) и поэтому заинтересованы в контроле над движением ликвидных средств. Избыток долларов и евро оседают не только в резервах Центробанка Китая, с которым можно централизованно договориться. Оффшорные зоны, принимающие во время глобального кризиса миллиарды условных единиц, могут легко вернуть их из забвения, как только начнется устойчивое восстановление, что может обесценить мировые валюты (особенно доллар) [5].
К организациям, занимающимся проблемами оффшорных зон, относят ОЕСР, FATF, Форум финансовой стабильности.
Борьба с оффшорными зонами осуществляется в двух направлениях: борьба с вредной налоговой конкуренцией, за которую отвечает ОСЕР; борьба с недостаточно высоким уровнем финансового контроля и преступлениями в сфере финансов, за которую отвечает ФФС и FATF [2].
Несмотря на то, что оффшорные зоны обладают множеством недостатков, четких мер антиоффшорной политики нет. Одной из самых простых мер является отказ от оффшорного бизнеса, когда в законодательстве многих стран прописывается запрет открытия оффшоров на их территории.
Второй мерой является желание администрации США реформировать финансовые системы оффшоров в соответствии с международными стандартами. Швейцария, контролирующая более трети всех оффшорных потоков, согласна принять единые налоговые стандарты при условии, что это сделают и все остальные «налоговые гавани».
Третьей мерой по борьбе с оффшорами является отмена банковской тайны, которая даст возможность государствам проверять оффшорные компании [5].
К перечню антиоффшорных мер можно добавить рекомендации ОЕСР по преодолении проблем, вызванных существованием в странах «губительных налоговых режимов». К ним относятся:
- внедрение общей стажировки и обмена опытом между специалистами по налогообложению стран-участниц соглашения;
- основание Форума по вопросам пагубной налоговой политики, который способствовал бы обмену мыслями и выработке общей позиции развитых стран относительно налоговой конкуренции;
- составление перечня стран и территорий, которые отказываются от участия в инициативе ОЕСР;
- наложение особых обязательств на страны, которые имеют специальные отношения с оффшорными территориями.
В законодательстве оффшорных территорий могут происходить изменения: возможна ликвидация между уровнем налогообложения международных и местных компаний, а также соглашение юрисдикций об обмене налоговой информации.
Все эти меры и рекомендации способствовали преобразованию оффшорного бизнеса в более престижный инструмент финансов предприятий, т. к. теперь контроль над движением средств осуществляется и на родине, и в оффшоре. Однако необходимо обратить внимание на возможное последствие международного контроля над операциями в оффшорных зонах – предприниматели, утратив возможность легального налогового планирования с использованием оффшоров, начали использовать криминальные схемы избежания налогов. К ним относится пользование услугами фиктивных предприятий и фирм-однодневок.
Интересен опыт США в рамках антиоффшорных мер. Они разрешают регистрацию за границей предприятий, но требуют обязательное включение в состав облагаемой налогом прибыли дивидендов от этих предприятий. Неоплата этого налога грозит административными и криминальными наказаниями. В результате прямолинейное использование оффшоров не имеет эффекта для американских предприятий. Подпольное использование оффшоров невозможно, допускается только использование внутренних «оффшорных» штатов. Т. о., правительство стремится достичь компромисса между государственными и предпринимательскими интересами [2].
Анализ методов борьбы ведущих государств с «налоговыми гаванями» указывает на определенную ограниченность и декларативный характер принимаемых решений. Политика G-20 будет не в состоянии серьезно повлиять на рентабельность оффшорного бизнеса, ведь устранит только конфиденциальность финансовой информации. Беспрепятственный доступ к данным будет предоставлен только компетентным государственным органам по требованию.
Преимущества оффшорных зон и в дальнейшем будет привлекать крупный бизнес. Поскольку в краткосрочной перспективе не останется ни одного «секретного» оффшора, ни одна «гавань» не потеряет своей конкурентоспособности [5].
В результате борьбы с оффшорными зонами и раскрытии информации возможно усиление контроля движения избыточной ликвидности в рамках монетарной политики; наполнение бюджета ресурсами; борьба с мировым терроризмом и отмыванием денег; аресты счетов в оффшорных банках и др.
Для правительств недемократических стран это будет означать возможность борьбы с олигархическими группами при помощи проведения выборочного контроля за оффшорными сделками.
Привлекательность оффшорного механизма для украинских предпринимателей усиливается двумя обстоятельствами, Во-первых, нестабильностью денежных институтов Украины, во-вторых, высокой степенью риска. В этом плане денежные юрисдикции являются более защищенными, поскольку они работают, как правило, в устойчивой валюте и действуют в стабильном финансовом поле, что делает их гарантами защиты интересов клиентов.
Согласно данным Государственной налоговой администрации Украины, в 2008 году через оффшорные зоны 262 украинские компании провели экспортные операции на 3,6 млрд гривен (из них 3,47 млрд зарегистрированы в оффшорных зонах Британских Виргинских островов). Уже в следующем году в оффшоры было выведено 115 млрд гривен.
Обращает на себя внимание значительное сокращение товарообмена с Монако, Панамой, Каймановыми островами, что связано с тем, что их включили в список оффшорных зон. Публикация Сейшельских островов в списке оффшорных зон способствовало уменьшению объемов торговли с ними. В этом случае можно допустить, что эти территории использовались под конкретные проекты, реализация которых уже завершилась. На товарообмен с Кипром и Британскими Виргинскими островами не влияют публикации списков оффшорных зон; одновременно они являются наибольшими инвесторами в украинскую экономику.
По доле прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину лидером в 2009 году является Кипр, с которого поступило больше 8 млрд $ или 21,2% в структуре ПИИ. Вступив в Евросоюз, Кипр поднял ставку налога на прибыль до 10%, превратившись из классического оффшора в страну со «смягченным налогообложением». На Кипре действует нулевая налоговая ставка на дивиденды и проценты по кредитам. Украинские бизнесмены, не желающие платить 10% налога на прибыль, могут перевести через Кипр капитал в классические оффшоры, работать напрямую с которыми запрещено законодательством. Украина и Кипр подписали соглашения по избежанию двойного налогообложения.
Что касается последствий антиоффшорной политики, то на Украину она особо не повлияет. Разве что государственные органы смогут проверять владельцев компаний из классических оффшоров.
Идея создания оффшора на Украине появилась в середине 90-х гг. С этой идеей выступал Виктор Пинзеник. Тогда оффшор планировалось организовать на территории Автономной республики Крым, но эта идея осталась на бумаге. Задача Украины - усовершенствовать это начинание и воплотить его в реальность, сделав привлекательным именно украинский оффшор уровнем высочайшей секретности, уголовной ответственности за разглашение данных о клиентах украинских банков. В ноябре 2007 была выдвинута идея о преобразовании острова Змеиный в оффшорную зону, которая также не получила продолжения.
В конце 2009 года между Россией, Казахстаном и Беларусией был подписан документ о создании Таможенного союза трех государств. По мнению С. Тигипко, таможенная интеграция России, Беларуси и Казахстана создает реальность, которой Украина не может пренебрегать. «Если мы создадим зону свободной торговли с ЕС и добьемся свода исключений из режима свободной торговли с Россией хотя бы только по нефти и газу, то Украина сможет в полной мере использовать потенциал определенного мягкого оффшора на стыке двух таможенных союзов, который привлечет очень много компаний».
Т. о., мы можем сформулировать вывод. Существование оффшорных зон не является большим недостатком. Антиоффшорные меры постепенно достигают результатов. Мы считаем, что создание оффшорных зон способствует развитию стран и ликвидации большого разрыва между ними. Необходимо применять положительные особенности оффшорных зон. Отток капиталов в оффшорные зоны может означать несовершенствие налоговой политики государства. Акцент на это способствует улучшению налогового законодательства и стремление государства совместить свои интересы и интересы предпринимательского сектора.
Список літератури
1. Палєй С. Б. Податкова система (основа теорії і практики). / С. Б. Палєй. – Донецьк: ДонДУУ, 2004.
2. Уманців Ю. М. Офшорне підприємство у сучасній економіці. / Ю. М. Уманців – К:Атака, 2004.
3. Бозуленко О. І. Роль офшорної фінансової діяльності у світовій фінансовій системі / О.І. Бозуленко // Економіст. – 2008. – №1. – С. 51-53
4. Гончаров А. А. Оффшорные правовые модели и их применение / А. А. Гончаров. – М.: Дата Сквер, 2009.
5. Кабир Л. С. Организация оффшорного бизнеса / Л. С. Кабир. – М.: Финансы и статистика, 2003.