Назад в библиотеку
Оценка эффективности системы менеджмента качества предприятия
Автор: Сокольникова О.Е
Источник: Використання мiжнародних стандартiв в цiлях пiдвищення ефективностi дiяльностi пiдприємств/Матерiали мiжвузiвської студентської конференцiї. — Донецьк: ДонНТУ, 2012, с. 31-36.
Аннотация
Сокольникова О.Е. Оценка эффективности системы менеджмента качества предприятия. Рассмотрены основные способы оценки эффективности системы менеджмента качества предприятия.
Постановка проблемы
С момента широкомасштабного внедрения систем менеджмента качества на предприятиях на основе международных стандартов ISO серии 9000, возник вопрос: как же оценивать эффективность систем менеджмента качества.
Анализ последних исследований и публикаций.
В статье Эффективность системы менеджмента качества
консультанта по управлению Антона Антипина рассказывается о возможностях системы Business Studio, которая хорошо подходит для решения всего комплекса управленческих задач, в том числе и задач, связанных с внедрением и развитием систем менеджмента качества на предприятии. Используя современное программное решение Business Studio 3.5, и построив систему управления затратами на качество, эффективность систем менеджмента качества предприятия находится под надёжным и неусыпным контролем, что, безусловно, открывает для предприятия новые возможности для оптимизации своей деятельности.
Формулировка цели.
Рассмотреть способы оценки эффективности системы менеджмента качества предприятия.
Изложение основного материала.
Для начала хотелось бы уточнить, что мы вкладываем в понятие эффективность
. В соответствии с терминологией стандарта ISO 9000:2008, эффективность определяется как связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами
. Однако не стоит путать понятие эффективность с понятием результативность. Под результативностью понимается степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов
. Таким образом, результативность относится к достижению целей организации, она показывает уровень реализации выбранной стратегии. А эффективность может быть отнесена к мере использования возможностей и ресурсов предприятия во время реализации стратегии.
Многие специалисты полагают, что эффективность систем менеджмента качества следует определять, прежде всего, как экономическую эффективность путем установления связи (функциональной или корреляционной) между внедрением систем менеджмента качества и финансовыми показателями деятельности компаний. Интересно отметить, что разные специалисты совершенно по–разному понимают эту проблему и соответственно выбирают способы ее решения. Традиционные экономисты ищут возможность определения экономической эффективности системы менеджмента качества в рамках логики традиционных подходов. Согласно этой логике, экономическая эффективность определяется двумя способами:
- экономический эффект = результаты - затраты;
- экономическая эффективность = результаты / затраты (или срок окупаемости затрат).
В настоящее время эффективность систем менеджмента качества можно оценивать на основе двух базовых способов: при помощи оценки экономической эффективности (то есть по достигнутому уровню экономической эффективности в результате применения системы менеджмента качества), а так же при помощи определения соответствия требованиям (то есть по критерию соответствия уровня систем менеджмента качества установленным требованиям, и по оценке степени влияния отдельных элементов системы менеджмента качества на функционирование предприятия в целом и на уровень качества его продукции).
Как правило, при оценке эффективности системы менеджмента качества для определения соответствия требованиям используют результаты внутреннего и внешнего аудита. Важное значение в управленческой практике современного предприятия приобретают методы экспертной оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества в процессе сертификационного аудита и при процедуре самооценки, однако стоит отметить, что существующие в данный момент экспертные методы оценки, позволяют сделать это лишь частично.
Аудиты применяются для оценки эффективности системы менеджмента качества и определения возможностей их улучшения, для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества, выявления несоответствий в системе и поиска всех причин выявленных несоответствий с последующим проведением корректирующих мероприятий. При этом различают внутренние аудиты (аудиты первой стороной) и внешние аудиты (аудиты второй стороной и аудиты третьей стороной). Аудит, являясь встроенным инструментом для оценки и анализа эффективности системы менеджмента качества или ее отдельных элементов, обладает высокой степенью формализованности, систематизированности и независимости и полностью согласуется с базовыми принципами стандартов ISO 9000:2008. Однако, при всех своих достоинствах, аудит не обеспечивает системной оценки эффективности системы менеджмента качества в целом, поскольку носит выборочный характер, в значительной мере зависит от субъективных факторов (опыта, квалификации и мотивации аудиторов) и сам нуждается в оценке эффективности. Одним из самых существенных недостатков аудита является невозможность дать количественную оценку эффективности системы, поскольку выполнение минимальных требований стандарта не может служить полноценным свидетельством эффективности системы менеджмента качества. Использование самооценки как инструмент оценки эффективности системы менеджмента качества совместно с внутренним аудитом обеспечивает возможность постоянного улучшения деятельности предприятия, при этом внутренний аудит нацелен на анализ соответствия системы, а самооценка - на установление возможностей и тенденций развития. Самооценка является удобный, работоспособный инструмент, который позволяет предприятию определить свои конкурентные преимущества, а так же выявить и устранить имеющиеся недостатки, обеспечивая на каждом этапе развития повышения качества менеджмента. При этом следует отметить, что существенными недостатками самооценки при проведении оценки эффективности систем менеджмента качества являются ее субъективность и отсутствие универсальной количественной оценки результатов.
Для решения задачи оценки эффективности системы менеджмента качества необходимо определить следующее:
- выбор объекта оценки эффективности (элемент, процесс, процедура или система менеджмента в целом) — исходя из того, какие целевые установки у предприятия;
- выбор критериев оценки эффективности системы менеджмента, которые наиболее полно отвечают требованиям достаточности при проведении оценки объекта, а также целей непрерывного улучшения деятельности;
- в соответствии с выбранными критериями избирать метод измерения показателей эффективности работоспособности всей системы менеджмента;
- определение того, можно ли достичь установленных критериев эффективности действия системы менеджмента качества, сравнивая их критерии с показателями эффективности.
Объекты оценки выбираются исходя из задач предприятия, которые необходимо решить в первую очередь. Количество и содержание критериев в оценке должно быть достаточным для определения того, насколько эффективно или неэффективно функционируют объекты оценки. Выбор критериев оценки представляет собой сложную задачу. Метод измерения показателей эффективности функционирования объекта оценки и сравнения этих показателей с выбранными критериями зависит от объекта оценки (процедура, процесс, элемент системы качества). Измерение показателей и их сравнение с критериями показывает, в какой мере достигнутая эффективность функционирования объекта оценки соответствует установленным критериям. А также, проведя систематизацию и статистический анализ результатов оценки эффективности функционирования объектов, можно выявить тенденции к улучшению или ухудшению, а также показатели стабильности или нестабильности процессов.
Кроме того, хочется отметить, что в наше время существуют специальные компьютерные программы, с помощью которых можно оценивать эффективность системы менеджмента качества (например, Business Studio 3.5, Fox Manager ISO — программа для внедрения и поддержки систем менеджмента качества). С помощью таких программ можно разработать определенный комплекс мероприятий по решению задач в управлении предприятием, а также задач, способствующих развитию системы менеджмента качества. С помощью программ руководители и сотрудники смогут производить контроль, анализ эффективности системы менеджмента качества предприятий, проектировать различные системы и задания, и внедрять их в жизнь.
Оценка эффективности системы менеджмента качества является неотъемлемой частью управления качеством на предприятии и является требованием стандартов серии ИСО 9000:2008. В данном стандарте основным из принципов менеджмента качества является применение процессного подхода, суть которого состоит в том, что желаемый результат достигается более эффективно при руководстве соответствующими ресурсами и деятельностью как процессом. Поэтому эффективность систем менеджмента качества также следует определять на основе комплексного анализа процессов. Эффективность — связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Эффективность, в контексте оценки систем менеджмента качества, следует понимать как соотношение затрат на качество и финансовых результатов деятельности. Определение эффективности систем менеджмента качества связано в первую очередь с определением затрат на качество, так как методика определения финансовых результатов уже отработана и эти данные периодически предоставляется руководству предприятия. Под затратами на качество, в соответствии с процессным подходом, будем понимать затраты на качество всех процессов, которые охватывает система менеджмента качества. Расчет затрат на качество всех процесс может быть произведен как сумма затрат на предупредительные мероприятия, на контроль и испытания, на внутренние и внешние потери по предприятию в целом. Далее, для оценки эффективности необходимо выбирать базу оценки, чувствительную к изменению производства. Типичной базой является выручка от продаж. Могут использоваться и другие базы, такие как прибыль, себестоимость, добавленная стоимость, трудоемкость и т.д. Могут также применяться альтернативные отношения, когда в качестве базы затрат используются любые категории затрат, которые помогут рассортировать интересующую нас информацию. Полученные показатели эффективности анализируются с применением вертикального и горизонтального анализа, в результате чего вырабатываются соответствующие корректирующие и предупреждающие мероприятия. Предложенный метод позволяет проводить оценку эффективности систем менеджмента качества на данном этапе работы предприятия и является инструментом при выработке корректирующих и предупреждающих мероприятий.
Вывод
Способы оценки эффективности системы менеджмента качества должны подбираться каждым руководителем предприятия индивидуально, исходя из специфики и задач производства, однако эффективность систем менеджмента качества будет закономерно расти только в том случае, когда руководство предприятия будет проводить постоянный анализ, который будет четко отображать все достигнутые результаты, финансовые показатели, оценивать качество выпускаемой продукции и по полученным данным оценивать эффективность всей системы менеджмента качества. Таким образом, оценка эффективности системы менеджмента качества должна проводиться регулярно, комплексно и ответственно.
Список использованной литературы:
1. Международный стандарт ISO 9000:2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. В.Е. Швец. К вопросу определения результативности и эффективности СМК. Журнал Методы менеджмента качества
, № 6, 2004.
3. Статья Эффективность системы менеджмента качества предприятий
. http://iksystems.ru/articles.php?id=160
4. Статья Эффективность системы менеджмента качества и ее цели
. http://iksystems.ru/articles.php?id=196
5. Сомков А.Е. Оценка эффективности системы менеджмента качества предприятия на основе процессного подхода. http://quality–ekos.ru/stat5.htm
6. Логвинов К.В. Экспертная оценка эффективности функционирования систем менеджмента качества промышленных предприятий. http://science–bsea.bgita.ru/2008/ekonom_2008–2/logvinov_eks.htm