Обеспечение эффективности системы качества продукции на предприятииния
Автор: Андреев С.П.
Источник: сайт Всесоюзного научно–исследовательского института холодильной промышленности (ВНИХИ)
Автор: Андреев С.П.
Источник: сайт Всесоюзного научно–исследовательского института холодильной промышленности (ВНИХИ)
Андреев С.П. Обеспечение эффективности системы качества продукции на предприятии В статье рассмотрены основные требования, выполнение которых приводит к функционированию эффективной системы менеджмента качества.
В условиях неуклонного приближения момента вступления Российской Федерации в ВТО вопросы конкурентоспособности продукции российских предприятий приобретают первостепенную значимость. В настоящее время товары отечественного производства у нас в стране пользуются спросом, в первую очередь, из–за доступности их цены для большинства потребителей. При этом ни для кого не секрет, что их качество часто не удовлетворяет клиента, и если товары известных зарубежных фирм будут дешевле, значительная часть отечественных потребителей будет потеряна для российских производителей. Поэтому проблема обеспечения качества актуальна, практически, для любого отечественного предприятия.
Необходимо отметить, что большинство руководителей российских предприятий сохраняют до настоящего времени стойкую уверенность — для того, чтобы повысить качество, достаточно только издать приказ по заводу и начать премировать или штрафовать за качество продукции.
Главная ошибка — попытка рассматривать понятие качество как один из технологических показателей и нежелание вкладывать деньги в качество. Для обеспечения качества необходимы такие же капиталовложения, как и для повышения производительности, а иногда и большие.
При этом необходимо помнить, что затраты на качество делятся на две большие группы: затраты на обеспечение качества продукции при её производстве и затраты на устранение последствий низкого качества у потребителя. Закон О техническом регулировании
№ 184–Ф3 от 27.12.02, вступивший в силу с 01.07.03 г. заставляет теперь производителя учитывать и эту составляющую затрат на качество. Так вот в настоящее время для большинства российских предприятий, если только закон начнёт действовать в полной мере, затраты второй группы могут привести к серьёзным потерям, вплоть до дестабилизации их финансового состояния, а то и банкротства.
Настало время, когда для того, чтобы выстоять в условиях открытого рынка (по опыту ведущих западных фирм), необходимо производить серьёзные вложения в обеспечение качества и безопасности своей продукции. Практика применения отечественными предприятиями подходов и методов обеспечения качества продукции ведущих западных фирм, особенно в машиностроении показывает, что простое копирование часто приводит к ситуации, когда на предприятии есть сертифицированная (в том числе такими авторитетными западными сертификационными организациями, как Регистр Ллойда, Бюро Веритас, TUV CERT) система качества, однако предприятие действительно качественную, конкурентоспособную продукцию не выпускает.
Безусловно, в стране есть предприятия, успешно использующие заимствованный зарубежный опыт, но они, как правило, изначально создавались на основе идеологии качества и, в большинстве своём, это небольшие компании, ориентированные на западный рынок.
Отечественные предприятия, по нашему мнению всё–таки должны разрабатывать или адаптировать инструменты и методы создания систем качества сами, исходя из соображений экономической целесообразности и эффективности. Начинать при этом надо с адаптации предприятия к реалиям рынка, определившись для себя на какой рынок будет работать предприятие и каковы перспективы развития этого рынка.
Прогноз зарубежных и отечественных экономистов — дальнейшая глобализация рынка и его сосуществование с локальными рынками. При этом и рынок России, и рынки многих стран СНГ будут представлять собой сочетание глобального и локального рынков. Глобальность или локальность рынка необходимо оценивать применительно к конкретному продукту и даже региону, в котором он будет реализовываться. Как правило, все технические средства — продукты глобального рынка, а вот для большинства пищевых продуктов сфера их обращения — локальные рынки.
Глобальный рынок, это прежде всего, рынок со свободным перемещением товаров. Процесс его глобализации усиливают и ускоряют создание единых экономических зон (таких как Евросоюз, АврАзЭС и др.), принятие международных соглашений (например, О технических барьерах в торговле
), вступление стран в ВТО и другие аналогичные действия. Для глобального рынка характерна насыщенность разнообразными товарами одного и того же назначения.
На глобальном рынке нет монополиста. Этот рынок динамичен и изменчив — возникновение нового качества обусловлено постоянным стремлением конкурентов предлагать привлекательные для потребителей новинки, что способствует быстрому развитию научно–технического прогресса. Концентрация капитала и возможности увеличивать инвестиции в новое качество становятся одним из решающих факторов конкурентоспособности на глобальном рынке.
Для глобального рынка характерны удлинение цепи поставок и возрастание ответственности за поставки. Это относится, в первую очередь, к продукции машиностроения, сложным изделиям — сложность и стоимость которых имеет тенденцию возрастания. Для них характерно — дефект элемента, себестоимость которого составляет несколько рублей, может привести к потерям у потребителя этой техники в сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Естественно потребитель хочет иметь технику гарантированного качества, исключающего возможность её отказов при использовании. Поэтому выход на глобальный рынок предполагает усиление ответственности за качество, требует выработки и реализации мер по гарантированию потребителю качества поставляемой продукции. В связи с этим вырабатываются специальные более жёсткие требования к системам качества предприятий участников глобального рынка.
Для большинства пищевых предприятий более характерна ориентация на локальный рынок. Этот рынок традиционно чувствителен ко многим факторам местного характера, основной из которых, платёжеспособность населения. При низкой платёжеспособности предприятие обслуживает этот рынок скромным ассортиментом товаров, сдержанно использует новые технологии и финансовые ресурсы.
Платёжеспособность основной массы российских покупателей сегодня невысока, поэтому ценовой фактор в конкурентной борьбе на локальном рынке имеет гораздо большее значение, чем на глобальном. Преимущество в этой ситуации получает предприятие, менеджмент которого обеспечивает приемлемый уровень качества при более низкой цене.
Под продукцией с приемлемым уровнем качества при этом понимается продукция, безусловно, удовлетворяющая требованиям безопасности. Это, можно сказать, минимально необходимый уровень качества. Остальные потребительские свойства товара при этом могут быть любыми, отвечающими спросу.
В таких условиях предприятие может быть благополучным, не имея изощрённой
системы качества, но всё равно оно должно гарантировать его минимально необходимый уровень. То есть, даже в этом случае, система качества должна обеспечить для предприятия минимизацию риска, связанного с возможными потерями от наступления законодательной ответственности за ущерб, причинённый в результате появления на рынке некачественной продукции.
Глобальный и локальные рынки не существуют сами по себе. Любой экономический регион сочетает в себе признаки глобального и локального рынков, в различных пропорциях. При этом пропорции глобального и локального рынков в регионе зависят в значительной мере от степени государственной защиты рынка через таможенные тарифы и нетарифные барьеры, от политических решений по присоединению к международным экономическим соглашениям, в частности, и членстве в ВТО. Однако тенденции глобализации рынка имеют устойчивый характер и пробивают себе дорогу, несмотря на сопротивление движений антиглобалистов и государственные протекционистские меры, усиливаются с ростом платёжеспособности населения. И если сейчас существуют какие–то протекционистские меры, ещё не факт, что они будут существовать и завтра, а поэтому следует использовать передышку, которую дают предприятию эти меры, для концентрации капитала, улучшения качества продукции, создания высокоэффективной системы качества, т.е. для подготовки к жизни в условиях глобального рынка.
В любом случае каждое предприятие, стремящееся к устойчивому, долговременному существованию должно учитывать современные тенденции развития экономики. При этом, исходя из специфики производимой продукции и амбиций предприятия, следует формировать, и реализовывать адекватную стратегию развития своей системы качества и системы менеджмента предприятия в целом.
Определившись, на каком рынке в ближайшей и дальней перспективе будет работать предприятие, можно чётко и конкретно сформулировать политику качества предприятия. Сформулировав же политику качества и установив первоочередные и последующие задачи предприятия в этом направлении, следует приступать к формированию системы качества.
В России, как и в большинстве развитых стран, действуют стандарты, регламентирующие порядок создания и функционирования систем качества предприятий. Это стандарты серии ИСО 9000 — по системам менеджмента качества и ГОСТ Р 51705.1–2001 — по системам управления качеством продукции на основе принципов ХАССП.
Система менеджмента качества, соответствующая стандартам ИСО 9000 более широкая, охватывает всё предприятие и обеспечивает контроль за всеми показателями качества продукции и всеми службами, которые на эти показатели могут каким–то образом негативно влиять.
Система управления качеством на основе принципов ХАССП предназначена исключительно для предприятий пищевой промышленности и нацелена на обеспечение безопасности выпускаемой продукции. Управление качеством на основе принципов ХАССП означает выявление критических точек в технологическом потоке производства, анализ рисков появления некачественной (опасной) продукции и создание таких условий на предприятии, при которых гарантирован выпуск только безопасной для потребителя продукции.
Соответствие систем качества международным стандартам ИСО 9000 или ГОСТ Р 51705.1–2001 в настоящее время подтверждается их сертификацией органом, уполномоченным на проведение такой сертификации.
Однако какую бы систему качества Вы для себя не выбрали, в любом случае, она будет эффективно функционировать, если выполнены следующие десять требований:
Каждая контрольная карта напрямую привязывается к отдельному оборудованию, измерительному прибору, рабочему месту или технологической линии в целом. Необходимо установить условия поведения анализируемых характеристик, при которых требуется активное (немедленное) корректирующее или предупреждающее воздействие на контролируемый процесс. К таким условиям относятся: выход измеряемой характеристики за установленные границы; шесть измерений подряд показывают постоянный рост или снижение значения характеристики; восемь измерений подряд находятся выше или ниже среднего (номинального) значения показателя;
Для каждого рабочего места должны быть разработаны чёткие и подробные рабочие и контрольные инструкции, определяющие частоту сбора данных, объёмы выборок, места измерений, а также содержащие необходимые схемы и чертежи, план действий при выходе процесса из-под контроля, матрицы регулирования процесса и порядок ведения журнала управления процессом.
В документации по обслуживанию, ремонту, калибровке (поверке) должна быть указана периодичность проведения этих операций, оборудование и вспомогательные средства, которые должны для этого использоваться, а также приведены все необходимые для этого инструкции, графики и т.д.
Все результаты аудита сообщаются руководству. Мастера производственных участков должны постоянно контролировать ведение операторами (обслуживающим персоналом) на рабочих местах соответствующих контрольных карт и правильности применения планов действий в случае выхода технологического процесса из–под контроля.
Да, соблюдение этих требований, для создания действительно эффективной системы управления качеством, требует дополнительных затрат и перестройки, в первую очередь психологической, работников предприятия всех уровней, но при этом и гарантирует стабильное качество продукции, её высокую конкурентоспособность на потребительском рынке.